Главная » Статьи » Исторические процессы глазами инженера

Часть вторая

      Идеалы Великой Французской буржуазной революции были озвучены лозунгами философов просветителей - Свобода Равенство Братство. В Билле о правах человека США, принятом  220  лет назад, было записано, что каждый гражданин имеет право на свободу,  и  все граждане равны перед законом. Лозунги красивые,  для всех,  особенно самых нижних слоев населения,  которые увлекли  и рабочих и крестьян, с помощью которых буржуазия и свергла власть короля и придворной знати.  Но насколько они были реализованы в социальной жизни после прихода в власти буржуазии?  Ответ известен  - буржуазия, захватив власть, подвергла народ  не физическому, но  экономическому насилию.  Однако,  за конкретными фактами нам важно понять,   насколько  исторически востребованными были эти лозунги,   насколько новому гегемону общества, захватившему реальную политическую власть, было нужно реализовывать их в общественных отношениях для достижения своей цели?    

       Буржуа -  служитель своему делу – делу накопления своего капитала,  и этим определяются его помыслы, поступки и действия  (если не этим,  он плохой делец - предприниматель).     Сама  форма  деятельности  отбирает из людской массы  определенный психотип -  т.н. «социально активною личность»:    расчетливого авантюриста, в пределе циничного прагматика.   Если  посмотреть глубже,  то можно увидеть,  что за термином «социальная активность» (придуманным буржуазными социологами)  спрятана суть социального агрессора,  убежденного в своем праве на особое положение в обществе,  на особые привилегии и блага,   в конечном итоге на  саму политическую власть ,  который не сомневаясь в своей правоте, готов идти по трупам окружающих  в погоне за личной выгодой.   И, как сказал Маркс «нет такого преступления, на которое бы не пошел капитал ради трехсот процентов прибыли».

 

        Поэтому именно лозунг «свобода»,  пришедшие к власти буржуа провозгласили главной идеей общества.   Под свободой подразумевалось право каждой личности на частную инициативу, а при успехе -  на получение выгоды,   в принципе, сколь угодно большой,  несопоставимой со средним доходом   наемного работника самой высокой квалификации.   Т.о. лозунг «свобода»   означал право сильной и агрессивной личности на огромное  преимущество в обеспечении своих материальных и физиологических потребностей,  а фактически право на власть.   (господство) ,  и в конечном итоге узаконивал в обществе социальное  неравенство.   Реализация принципа свободы личности  явилась главной целью буржуазной политической власти.

  

      С позиции  кибернетики свобода субъекта действия  является необходимым условием,  при соблюдении которого только и можно говорить о нем, как о субъекте, который входит в социальную систему как  отдельный  энергетический элемент - ЭЭ.  Если имеется группа связанных в своих действиях субъектов, то субъектом, способным совершать действия,  следует называть именно эту группу ЭЭ.  И тогда  энергетическая эффективность совокупности ЭЭ,  входящих в систему определится количеством таких независимых групп,  число которых  меньше,  чем самих ЭЭ.  Т.о. причинно- следственная и функциональная взаимосвязь  ЭЭ,  полная или частичная,  всегда ведет с снижению энергетического эффекта синергизма,  который возникает при их согласованном действии, и как следствие снижению энергетической эффективности социальной системы в целом.    

 

      Что же касается  лозунгов равенства и братства,  то  очевидно, претворение этих принципов в жизнь не  могло быть целью  буржуазии,   ее целью было как раз противоположное -  перераспределение продуктов общественного труда в свою пользу непропорционально трудовым усилиям,  используя все возможные уловки,  и в первую очередь обман  (прейдя к власти, буржуазия тут же забыла о них).  Вместо братства в обществе  стал культивироваться принцип конкуренции,  а идея социального равенства  оказалась осмеянной,  как идея утопического коммунизма. 

      После формирования новой структуры управления обществом,  со своим законами и силовыми структурами,  утверждения  во власти  и достижения запаса политической прочности,   новый  политический гегемон забывал о своих декларациях,  обещаниях  соратникам по революционной борьбе,  передовым представителям широких трудовых слоев населения,  энергия и воля которых была использована им для свержения прежнего строя.  Не просто красивые слова, но абсолютно правильные принципы обустройства общественной жизни,  которые  обеспечивали формирование теоретически предельно эффективной общественно-политической системы,  отторгались правящим классом в угоду узко групповым корыстным интересам.   

 

        С позиции кибернетики буржуазная политическая система принципиально ограничила свои  организационно-управленческие возможности, и потенциал повышения энергетической эффективности общества. 

     

         Принцип свободы декларировал политическое право каждого гражданина,  признаваемое обществом в целом,  на  творческую самореализацию во всех сферах деятельности,  права на предпринимательскую деятельность,  направленную на удовлетворение своих материальных потребностей.  Его реализация раскрывала энергетический потенциал личности, и потому в этом объективно было заинтересовано все общество.   Однако условие свободы было хотя и необходимым, но не достаточным для максимально эффективного использования обществом энергетического потенциала индивидуума. Для этого оно должно было обеспечить  такую организацию действий всех «элементов»  (граждан),  при котором каждый свободный гражданин был бы защищен от  негативных действий со стороны других  свободных граждан.  (в физической модели такое  противодействие  представляется, как   противодействие ЭЭ,  вектора сил которых имеют противоположное направление,  в результате чего при их взаимодействии происходит уничтожение импульсов сил.  См .выше).   С точки зрения кибернетики,  общество (через действие законов)  должно создать допустимые «коридоры действий» каждого ЭЭ,  проявляя свою активность в рамках которых субъекты не взаимоуничтожают свои импульсы и  совершают максимально возможную общественно-полезную работу  своего профиля (действуя в границах данной социальной системы).

       Любое общество  объективно заинтересовано в создании   правил общественного взаимодействия,  которые обеспечивают  возможность  эффективного функционирования  всех его граждан  (точнее тех,  действия которых соответствуют его интересам). Регулирующее общественную жизнь законодательство  регламентирует поведение граждан,  через предписывающие и запретительные законы,  (так же, как правила дорожного движения).   Т.о.  свободу следует понимать как свободу в определенных границах,  и становится ясным, что определение: «свобода есть осознанная необходимость»,  данное К. Марксом предельно точно с научной точки зрения.  Нельзя быть абсолютно свободным  в этом мире, где помимо нашей воли существуют законы природы (и общества,  как высшей формы существования органической материи - жизни).  Их  можно учитывать,  и  действовать предельно эффективно, либо  игнорировать,  и биться лбом о стену.

 

       Примечание.   Обратная реакция в причинно-следственных связях может быть мгновенной,  то может быть с задержкой.  Если в первом случае действующему субъекту с интеллектом  сразу становится понятным невозможность (или неэффективность) действия,  то во втором случае,  из-за того,  что в течении некоторого времени  обратная реакция отсутствует,  создается иллюзия свободы и допустимости подобных действий,  которые представляются высоко эффективными.  По закону физики импульс силы накапливается все это время,   после окончания которого возникает обратная реакция.  В  итоге полезный  результат первого этапа прямого действия уничтожается отрицательным результатом обратного действия.   Природу обмануть нельзя.  Вечная тема – «преступление и наказание»,   ограбление – кратчайший путь к обогащению и удовлетворению многих своих потребностей,  но потом наступает наказание и  оказывается,  что преступная стратегия поведения – проигрышная. Но так происходит в хорошо организованном обществе,  в котором существует порядок.  Во времена же смуты,  когда общественная жизнь дезорганизуется,  преступная стратегия поведения становится выигрышной для индивидуума,  который не отождествляет себя с обществом.  Каждый такой анти социальный элемент не просто отбирает часть общественной энергии ( общественного полезного труда),   но своими действиями  дискредитирует сам принцип общественной жизни – обеспечения своих потребностей через участие в коллективном общественно полезном труде),  показывая более легкий  и эффективный путь обеспечения себя всем необходимым.  Если соблазну  такого быстрого и легкого обогащения поддается некоторая критическая масса,  общество,  как органичная социальная структура,  разрушается.

 

 

       Поэтому первым законом,  реализующим право личности на свободу следует считать закон о  неприкосновенности личности запрещающий насилие в обществе.   Этот закон и устанавливает  «табу»  на насильственные действия одних граждан, по отношению к другим, и т.о.  обеспечивает  максимальную совместную энергетическую эффективность общества  (понимаем под ним совокупность  субъектов – ЭЭ  действующих в ограниченном  пространственном ареале,  если даже часть из них  не устраивают общие правила).  Он обеспечивает непосредственную физическую безопасность каждого гражданина  в принципе (степень его обеспечения – вопрос  отдельный).

       Второй  принципиально важный закон,  который обеспечивает физическую независимость каждого гражданина – закон о неприкосновенности частной собственности.    В отличие от предыдущего он защищает гражданина от физического насилия и право на жизнь,  не непосредственно,  а опосредованно,   защищая его право на результаты своего труда,  которые  обеспечивают  его физическое существование  (полученный урожай зерна,  выращенный скот,  построенное жилище,  сделанные ремесленником орудия труда  и т.д.), т.е. защищает  от грабителей,  воров,  мошенников и пр. анти социальных элементов.

      Значение этого закона в том,  что он,  запрещая нетрудовую деятельность,  вынуждает граждан действовать конкурентно в сугубо экономической  сфере,  т.е. сфере общеполезной.   При этом он не запрещает совершать «экономическое  убийство»,  т.е. разорять экономическое хозяйство ( фирму,   или частного производителя как самостоятельного экономического субъекта),  и присваивать в результате победы его собственность;  проигравший  лишается своего дела, но не жизни, которой может распорядиться по усмотрению.  У него всегда остается возможность  продать свою рабочую силу,  и тем обеспечить свои материальные потребности.  Но, теряя свое дело, свои средства производства, он лишается возможности   предоставлять их наемным работникам  и  получать прибыль, от использования их труда,  присваивая себе его часть  (которая остается после выплаты им зарплаты).    Из субъекта экономических действий,   свобода предпринимательства которого и право  эксплуатации наемных работников защищается законом,  проигравший становится объектом эксплуатации,  с весьма условными правами. 

 

     Закон о неприкосновенности частной собственности создает в обществе условия для проявления и развития у граждан частной инициативы, личной ответственности,   которые определяют их конкурентно способность,  ведут к формированию в обществе капиталов (энергетических экономических субстанций, способных  посредством  физических субъектов – исполнителей  создавать  товары  (и услуги) народного потребления).  Капиталы  т.о.  становятся  в  некотором смысле экономическими субъектами,   требующими от их обладателей определенных действий по сохранению и росту,  капиталист  не может позволить себе роскошь человеческих чувствон должен действовать по «законам рынка»,   предельно эффективно,  быть предельно расчетливым, отказываясь от  соблюдения принципов общественной жизни в категориях Добра и Зла,  и переходя на принципы целесообразности и выгоды,  и т.о. он сам становится слугою капитала,  теряя свою личностную свободу.

 

     Возникает  капитализм,  как  общественно-политическая система,  с капиталистическим способом производства, буржуазной моралью и трудовой этикой,  системой «общечеловеческих» ценностей, главной чертой которого, при всем  многообразии его определений,  свойств и характеристик является неравенство,  как имущественное, так и  социальное.  

    Экономическое неравенство – это главный фундаментальный принцип капитализма,  могучий побуждающий стимул человека к действию,  определяющий его социальную энергетику. 

     Социальное неравенство,   как неравенство  социального статуса от рождения,   возможностей  его повышения в  карьерном росте, самореализации во всех сферах  человеческой деятельности, и в первую очередь  в политической и высшей управленческой,  вытекает как естественное следствие экономического неравенства;  при этом оно всячески ретушируется декларациями о демократических свободах, «правах человека» и общечеловеческих ценностях,  которые якобы  выравнивают стартовые условия   для граждан всех слоев общества.   В свободном обществе каждый может стать миллионером -  «формула американской мечты» - гремучая смесь лицемерия и лжи одних,  глупости и наивной самоуверенности других.   «Они нашли друг друга».

      Взаимоотношения буржуазной элиты и «простого народа»  аналогичны  отношениям мужчины и женщины – он хочет ее обмануть и добивается ее обманными обещаниями,  а она хочет быть обманутой и отдается ему в экстазе.   «Меня обманывать несложно, я сам обманываться рад».  -  любовь – это маленькое сумасшествие,  она иррациональна.  Любят не за что-то, а вопреки,  девочки – плохих мальчиков,  а мальчики – плохих девочек.

И в этом иррациональном поведении  и трагедия и глубокий  сакральный смысл.

Плод неравной любви буржуазии и «простого народа» - капитализм,  явил собой политическую структуру общества чрезвычайно устойчивую,   и  определил  социальные отношения,   обеспечившие  теоретически предельно высокую скорость  развития его производительных сил.

 

Конкурентная борьба с физической точки зрения.          

 

            Как происходит развитие общества,  построенное на принципах либерализма и  частной собственности?  Механизм этого процесса наглядно прослеживается при анализе физической модели  рыночного общества.

 

       Социальную конкурентную борьбу – социал-дарвинизм с физической точки зрения можно трактовать как противоборство энергетических сущностей – ЭЭ,   в котором,  как правило,    побеждает сильнейший.  Однако при этом присутствует и случайная составляющая,  которая  делает исход поединка  абсолютно не предсказуемым.   Элемент случайности зависит от многих факторов. Но пока  их  рассматривать не будем,  как и оценивать количественно их влияние, заметим лишь, что   они всегда существуют в природе и обществе,  поэтому  прогнозирование результатов социального взаимодействия всегда носит вероятностный характер.  Т.о.   при анализе социальных процессов  необходимо использовать те же методы  оценок вероятностей тех или иных исходов событий  (поединков),  которые применяются в теории обработки сигналов и теории решений.

      Рассмотрим конкретный пример. Пусть происходит столкновение двух энергетических субъектов  (предпринимателей).  Победителем оказывается тот, кто  первым сумеет превысить некоторый порог  пиковой мощности,  которой достаточно для «поражения» противника.  Задача прогнозирования исхода поединка состоит в определении  соотношения вероятностей победы того и другого противника.  Предположим, что соотношение сил ЭЭ  и  случайного фактора таково, что вероятности победы соотносятся как 0.55. и 0.45, т.е. шансы близки.  Однако после первого поединка, в результате поглощения  победителем побежденного,  которым может быть и первый и второй, его энергетика резко увеличивается. И следующий противник,  бывший с ним почти равный по силе,  имеет  уже существенно меньший шанс на победу, чем первый.  Поглощая и  его, первый ЭЭ еще больше увеличивает свою силу и пиковую мощность, и  уже легко побеждает  третьего и последующих противников,  равных по силе первому.

        Т.о. принцип конкуренции и поглощения победителем побежденного приводит к появлению все более сильных экономических субъектов,  и уменьшению их количества,  и в конечном итоге к монополии  одного ли нескольких экономических субъектов.   Таков естественный результат   «рыночных отношений»  конкуренции.  Для борьбы с этим явлением,  и поддержания  присутствия на поле экономических столкновений множества субъектов  в капиталистических странах вводятся  антимонопольные законы,  а также проводится налоговая политика, направленная на  предупреждения процесса  концентрации капитала.

      

      Примечание. Тут  надо обратить внимание на такой момент -  исход дальнейших поединков  во многом определяется результатом первого,    поскольку  вероятность положительного исхода каждого поединка определяется степенной функцией  соотношения сил.  И в реальной  экономической жизни в условиях конкуренции главная трудность возникает в накоплении первоначального капитала,  с которым  предприниматель выходит на поле конкурентной борьбы.  Если он мал,  то шанс организовать свое дело ничтожен.  Но откуда его взять и в достаточном количестве?   Отсюда и поговорка о «скелетах в шкафу» ,  аксиома капитализма - на начальном самом критичном этапе обостренной конкурентной борьбы агрессивные, волевые,  и  расчетливые люди  в погоне за деньгами пускаются во все тяжкие. 

 

     Это свойство капитала к концентрации является фундаментальным,  с концентрацией можно бороться,  смягчать ее, но устранить ее невозможно,  ибо это свойство заложено в самом духе капитализма -  стремлении к бесконечному обогащению.. « Плох тот солдат, который не хочет стать генералом, и плох тот миллионер, который не хочет стать миллиардером.»  Физически это свойство объясняется  существованием положительной обратной связи (закон положительной обратной связи,  проявляется в том,  что чем крупнее становится капитал,  тем больше возрастают его возможности поглощения окружающих экономических субъектов).  Отсюда и экономические и политические кризисы. Радикальное устранение этой родовой болезни капитализма и переход общества к устойчивому развитию требует устранения неприкосновенности  частной собственности,   что и осуществляет социалистическая революция.   

 

 

 

Великое организационное достижение капитализма –

конвейерное производство

       

 

      Исторически формирование буржуазного строя сопровождалось отрывом людей от  натурального труда на земле,  от самодостаточного существования,  от общинных взаимоотношений,  и превращением их в наемную трудовую силу.  Феодалов сменили новые хозяева жизни  -  буржуа – капиталисты,    которые не просто «кормились»  собиранием налогов и податей с жителей своих земель,  выполняя функцию защиты от внешних агрессоров и блюстителей порядка,  но стали использовать наемных работников в  созданных  ими предприятиях – мануфактурах, фабриках и  заводах,  при этом организовывая их труд,   и обучая их  рабочим профессиям.  Т.о. капиталисты -производственники становились  главной организационной и интеллектуальной силой общества.

 

 

      Революционным новшеством, которое ознаменовало появление нового технологического уклада, явилось  внедрение конвейерного производства,  что обеспечило  разделение всего технологического цикла изготовлении изделия на этапы - операции,  каждая из  которых  выполнялись одним работником. Специализация одного  работника на выполнении только одной операции позволяла достичь им максимальной производительности труда при ее выполнении,  а, следовательно, и  бригадой работников в целом  на всем технологическом  цикле. 

***

       Повышение энергетической эффективности работы трудовой бригады наглядно иллюстрируется работой ее физико-математической модели.  С точки зрения физики любую работу можно представить  действием импульсов сил,  характеризующихся векторами  некоторой абсолютной величины и направлением в пространстве  (имеющим координатные оси, в физическом пространстве таких осей три).   Силы,  направленные вдоль  разных координатных осей  некоррелированы,   т.е. их источники производят работу независимо друг от друга. Тогда как силы, направленные вдоль оси складываются, либо вычитаются арифметически,   и результирующее  действие источников этих сил  зависит от того, действуют ли они согласовано, или в противофазе.

      Задача  оптимизации действия совокупности ЭЭ  сводится к тому, чтобы  сложить  векторы одно неоправленных сил,  и не допустить сложение противоположно направленных (при котором происходит их взаимоуничтожение).   Такая процедура обеспечивает теоретически максимальную мощность, генерируемую совокупностью ЭЭ,  и соответственно максимизацию производимой ими разнородной работы.

      Любое сложное действие можно представить в виде  разнородных этапов,  каждый из которых формально можно представить действием совокупности однонаправленных ЭЭ,  вектора сил которых складываются  по амплитуде.  Оптимизация действия совокупности разнонаправлленных ЭЭ сводится к  выделению из них независимо действующих групп ЭЭ  (входящие в группу ЭЭ  действуют согласовано  друг по отношению к другу),  а также к разделению противодействующих групп ЭЭ,  и лишь после этого  обеспечению условий, для совершения этими силами полезной работы.  Мудрый управленец не допускает индивидуальных независимых действий исполнителей (ЭЭ),  а вначале  собирает всех  согласованно направленных в группы,  и лишь после этого дает им команду на  действие,  которое при такой организации  будет предельно эффективным.  В противном случае происходит распыление сил,  и (или) их взаимное уничтожение.   Разделение труда на отельные операции в физическом смысле реализует именно такую,  предельно эффективную,  процедуру организации совместного труда работников по производству сложного изделия. 

       Использование конвейерного производства резко повысило эффективность труда профессиональных групп,   и  способствовало развитию производительных сил общества в целом. 

 

 

 

Буржуазная трудовая этика

 ее историческая трансформация 

 

      Важнейшим  достижением капитализма является  формирование буржуазной трудовой этики в среде промышленного капитала.  Возникновение капитализма, как способа производства и организации общественной жизни, сопровождалось  появлением нового течения в христианстве – протестантизма.  В отличии от католицизма, новая религия призывала к  протестантскому аскетизму,   профессиональному постоянству и  привязанности к месту жительства,  к ответственности за свое  дело.    В буржуазных семьях возникла и утвердилась традиция давать детям  естественнонаучное образование,  обучать их практическим трудовым профессиональным навыкам (в отличие от католических семей, дети которых  ходили в духовные школы и многие стремились стать священниками).   Если в дворянских семьях из детей готовили воинов, но в буржуазных – предпринимателей и производственников – инженеров,  техников, конструкторов  и пр. специалистов.  Следует особо подчеркнуть прививаемый в буржуазных семьях аскетический образ жизни,  сдержанность в потреблении,   практичность,  неприемлемость роскоши.  У детей воспитывалась ответственность к делу, семье, обществу,  прививались понятия  семейной чести,  доброго имени.  Буржуазная трудовая этика и воспитание формировали  прагматичных, деловых, профессионально подготовленных,  при этом  инициативных и  готовых к авантюрному риску людей,   подготовленных к суровой конкурентной борьбе за существование  на поприще экономической деятельности.

      Макс Вебер (немецкий социолог) назвал эти качества души  добродетельного  буржуа «Духом Капитализма».  Именно эти качества позволили народам Северной Европы  создать великую Североморскую цивилизацию,  названную впоследствии Западной. .

 

         Надо признать,  (даже ярым противникам либерализма и капитализма),  что капиталистический способ производства  обеспечил высочайшую эффективность общественного труда благодаря частной инициативе, энергии и воле к созиданию раскрепощенных свободных людей,  но также и благодаря жесточайшей конкурентной борьбе за выживание среди сограждан.  Если взглянуть с самых общих позиций, то следует подчеркнуть: главное революционное преобразование в общественных отношениях при переходе к капитализму – снижение градуса агрессии и силового противостояния  граждан,  смена идеалов в обществе и переход  от военной доблести к гражданской (в критериях буржуазной этики ).  Если в эпоху феодализма каждый  мужчина должен был носить при себе холодное оружие,  и клинком отвечать на вызов,  то новые отношения «гражданского правового общества» стали характеризоваться  гражданским противостоянием с использованием гражданского права и института судов.  Противоречия между людьми стали разрешаться в суде.  Появилась регламентация социальных отношений -  правила морали,  предписывающие определенное поведение в обществе и законы, запрещающие недопустимые действия одних граждан в отношении других.  

       (Разумеется, сказанное  относится к идеальной схеме капитализма и демократического общества.   В реальности культ силы сменился культом денег,  но и это  было  большим шагом вперед  на пути гуманизации общества). 

     Организация буржуазного порядка демократического общества  явила собой  очередной прорыв человечества на пути к созданию общества социальной гармонии.

 

 

***

 

       Интересно, однако,  рассмотреть   структуру  механизма внутреннего развития социальной системы с политическим строем, именуемым капитализм и  посмотреть на него с  точки зрения кибернетики,  при этом учитывая, что в социальных информационно-энергетических системах  энергетические элементы (генераторы силовых импульсов) – субъекты действия,  это люди,  которые обладают свободой воли, интеллектом и способностью совершать физическую работу.  Последнее не отменяет физическую суть процессов, происходящих в системе, но  определяет  внутренние процессы,  происходящие в ней,  их направленность и общую фазовую структуру в динамике,  а также  возможности внешнего управления действием субъектов через введение (или изменение), структуры внешних обратных связей .в системе, а также внутренних, в самом субъекте (человеке,  с его психической,  интеллектуальной и сакральной мотивацией действий).     

           В самом обобщенном виде любое общество можно представить, как развивающуюся энергетическую систему. Ее эффективность можно характеризовать мерой согласования действия входящих в нее энергетических элементов, а результат  - энергетическим импульсом с определенной фазовой структурой, который и  есть полезная деятельность общества    (конкретно - это все изготовленные, предметы,  сооруженные здания,  все произведения культуры…,  а также полученные знания).   

      Результатом жизнедеятельности общества является как производство материальных вещей,  что можно трактовать как производство культуры в материальном виде,  добывание  знаний –  причинно следственных связей между явлениями окружающего мира -  результатов физических и интеллектуальных опытов,   и как формирование в процессе производственной и социальной деятельности самого человека – творца. 

     Общество существует в динамике,  человек живет и функционирует  ограниченное время,   и получает с рожденная в процессе обучения определенное воспитание,  а также  общие и профессиональные специальные знания,  умения  и навыки,  которые использует в процессе профессиональной деятельности,  и пополняет новыми знаниями, умениями и опытом.  Т.о. человек является частью общества, как социального организма,  и с одной стороны пользуется плодами работы предыдущих поколений и современников,  а с другой – пополняет копилку общественного богатства во всего его видах.

        Очевидно, что  перманентной  задачей любого общества  является выращивание смены,  которая принимает  трудовую вахту от предыдущих поколений, и затем передает ее следующей,  при этом наращивая потенциал знаний и умений,  и т.о. повышая эффективность общественного производства и функционирования общества в целом. .

        Переходя от  рассмотрения внешнего проявления  действия  субъектов,  входящих в социальную систему,   к формальному представлению их  действия  в физической модели, их можно трактовать как генерацию импульсов  сил в некотором направлении.   Действие каждого субъекта  будет характеризоваться импульсом  некоторой амплитуды и фазы (направления).  И т.о. все возможные виды  индивидуальных  действия  субъектов мы представим совокупностью генерируемых импульсов. Это и будет «пространство возможных действий». При этом можно использовать как механическую модель системы, так и электрическую (так  привычнее для  специалистов в области обработки сигналов).

        Дальше надо  определить существующие виды волеизьявлений,  их номенклатуру.  Волеизьявление можно представить вектором единичной амплитуды с некоторым направлением.   Вся совокупность возможных волеиъявлений  также представляет пространство,  аналогичное пространству действий, но не полностью совпадающее с пространством действий,   оно  может быть шире,  ибо желания, как правило, превышают возможности.

        Т.о.  любой социальный процесс можно представить как совокупность действий субъектов,  проявивших некоторое волеизявление,   обладающих определенной силой,   и ограниченной  в той или иной степени  свободой действий.    Любое социальное действие т.о. может управляться извне изменением мотивации субъекта,  обладающего свободой волеизьявления,  либо введением внешних ограничений на свободу действий каждого из субъектов.

        Именно с этих позиций мы и будем в дальнейшем рассматривать общество,  как самоуправляющуюся  и развивающуюся энергетическую систему.     

         Смысл управления, как известно состоит в том, чтобы малыми энергетическими управляющим и воздействями изменять направление мощных энергетических потоков.  В социальной  системе - обществе  управление людьми осуществляется весьма малым энергетическим воздействием - словом,  которое вызывает у субъекта определенное волеизъявление.  Но чтобы поведение было требуемым, нужно чтобы у него было правильное воспитание.  Воспитание – это программирование субъекта,  вложение в него определенного алгоритма действия,  той или иной реакции на то или иное воздействие,   определенного стереотипа поведения.  Воспитать – значить сделать человека управляемым, вменяемым,  мотивированным,  культурным,  способным  взаимодействовать с другими субъектами и исполнять команды,  если их приоритет выше личных устремлений. (желаний).       

       

          Этику поведения   мы будем трактовать как вложенную программу мотиваций действий путем  воспитания в детстве и юношестве,    а  психофизические первичные потребности  будем считать естественными волеизьявлениями.  Совокупность двух мотиваций, с учетом их силы, и определяет волеизьявление субъекта.  А действие – его физической силой и внешними ограничениями. 

 

      Вся история капиталистических стран Запада есть  следствие внутренней мотивации всех исторических персонажей и их действий.  Ничто не происходит просто так, все определяется какими-либо причинами.   Закономерный ход исторических процессов определяется  волей  и устремлениями человека,  а  природные аномалии лишь  вносят случайную составляющую в  них.  И потому стоит рассмотреть историю  формирования  характера западного человека  в самом обобщающем его виде,  и трансформацию нравственности  буржуазного общества с момента его возникновения до наших дней.

      Но прежде рассмотрим сам процесс воспитания с позиции той  физики и кибернетики.

 

       Воспитание как формирование мотивационных основ поведения личности

 

       Целью воспитания человека является привитие ему определенных правил - норм поведения.  Собственно человек  становится таковым из  биологического существа,  «сырца»,  которое появляется при рождении именно воспитанием.  При отсутствии оного  выросший  ребенок,  обретая вид взрослого человека,  интеллектуально не отличается от животного, становится «Маугли»,  причем сформировавшись,   уже не может развиваться   интеллектуально и стать полноценным человеком   (только в кино).  Поэтому так важно давать правильное воспитание с детства,  когда человек восприимчив к внешнему влиянию.

        У человека, как живого организма,  есть физиологические потребности,   они даются ему  природой,  от рождения.   Подчиняясь их зову и осуществляя необходимое для организма действия,     он испытывает чувство удовлетворения,   удовольствие, или   бурное наслаждение – оргазм.  Сила чувства  определяется  степенью необходимости совершения этого действия и  мерой требуемых  для его выполнения  затрат биологической энергии.  Так самец в поисках самки,  а затем в погоне за ней и  оплодотворении затрачивает огромное количество энергии,   наградой за действо является испытываемое им ощущение.  Так  спортсмен победе долгих лет изнурительных тренировок,  испытывает счастье,  восходя на пьедестал победителем.  Так счастлива мать,  прижимая к груди долго вынашиваемое только рожденное дитя.

        Удовлетворяя свои физиологически обусловленные потребности,  человек,  как и любое животное,    в некотором смысле вынужденно  (тем,  кто  заложил в него эти потребности) осуществляет  определенные действия  с учетом внешних условий и обстоятельств.  Одни  потребности возникают чаще, другие реже,  удовлетворение  их  определяет «фазовый рисунок  процесса  жизнедеятельности»  биологического существа.  В принципе интеллектом обладают все живые существа,  способные приспосабливаться к окружающей среде,  и совершать действия с учетом окружающих условий.   Другое дело, что они имеют разный его уровень,  который  с точки зрения кибернетики и теории информации определяется   способностью накапливать,  перерабатывать и использовать полученную в предыдущих  действиях (опытах)  информацию для совершения  эффективных требуемых действий.   Конкретнее:   интеллект  характеризуется способностью живого существа (или робота) на основе всего жизненного опыта  и результатов текущих наблюдений прогнозировать развитие внешней ситуации и  выбирать наиболее выгодную стратегию поведения.  При этом выгода трактуется кибернетикой как  минимизация энергетических затрат на произведение необходимого действия  (и  так оно есть в жизни),  а поскольку все реальные процессы  в природе носят вероятностный характер  (т.е. до некоторой  степени  детерминированы,  до некоторой - случайны ),   оптимальная стратегия подразумевает «минимизацию средних потерь» ,  как говорят специалисты «минимизацию среднего риска»    (т.е.  действия  планируются т.о.,  чтобы  минимизировать   энергетические затраты в  предположении,   что  изменение  условий  будет  происходить   в соответствии с рассчитанным   законом  поведения  математического ожидания  состояния внешней среды).    

 

       Примечание .  Разумеется живое существо  не задумывается над тем, как у него происходит процесс «мышления»,  ( да и большинство людей),   но  они «думает»  и принимают решения,  выбирают стратегию действий именно так.  Понимание этого процесса  и появление ЭВМ позволило создать искусственное существо, способное выполнять те же действия, что и человек,  но при том лишенное своей воли – робота  - идеального послушного исполнителя. 

Продолжение ...

Категория: Исторические процессы глазами инженера | Добавил: meshera (14/Дек/21)
Просмотров: 722


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024