Главная » Статьи » Колонновидная яблоня в культурном саду

Часть третья (II)
  1. лирическое Отступление.

 

Порой я думаю, что есть все же бог на небе, раз так чудесным образом вдруг исполняются желания и совпадают пазлы отдельных событий, вроде бы случайных, в большую закономерную прекрасную картину, великого художника, под названием Жизнь. Но, видно, нужно определенное время и миг, чтобы случилось очередное назревшее «Чудо Природы». Также неизбежно наступит когда-то на Земле «Рай», новый Мир, под названием Коммунизм, без войн и насилия, агрессии и эксплуатации, равенства и братства, справедливости и всеобщего счастья. Где «без зависти и злости, люди просто ходят в гости», как поется в милой песне «Городок». Так жили у нас люди в СССР, например, в Павловском Посаде, где я нашел свою судьбу и жену, на такой вот «улице в три дома, где все просто и знакомо». Эх, оказаться бы там снова, хоть на часок, и в то время!

Но никто мне больше не позвонит оттуда и не напишет писем, и лежит моя милая в земле, под высокой сосной в центре кладбища, в прекрасном бору, у излучины реки Клязьмы. И все, что я мог сделать ещё для неё, это поставить хороший памятник, из розового гранита, рядом с памятниками её родителей и крестами бабушки и дедушки, как она просила, чтобы оказаться в раю с ними вместе. К концу жизни она стала очень верующей, да и дедушка её был священником, был репрессирован и погиб в лагерях в 20-е годы. Хочу, чтобы ее помнили, она была очень светлый и благородный человек, преподаватель и продолжатель дела просвещения России, в которое много сил вложил ее знаменитый предок, Леонтий Филиппович Магницкий, первый математик России и сподвижник Петра первого. (О нем я отдельно обязательно напишу, на своем другом общем сайте, это открытие в семье мы сделали совсем недавно). А также заодно поставил рядом новый красивый памятник, из черного карельского гранита, ее отцу, очень достойному человеку, талантливому художнику, проработавшему на ткацкой фабрике всю жизнь, которого очень уважали в рабочем поселке и «хоронили всем двором», (только его хоронили даже «всем поселком», а поминали в заводской столовой многие десятки людей, сколько уместилось).

Ну, а мне, недобитому «коммуняке», (как называла таких жаба Новодворская, мечтая скорее всех изничтожить, как и Чубайс), «научному, теоретическому» коммунисту, по убеждениям, (ибо членом Компартии - в отличие от Путина, предавшего дело коммунизма - я никогда не был), не верующему в Бога, но верующего в Законы Природы, (которые для меня его заменяют) – памятников не надо, и даже захоронения тоже. Последняя польза, которую смогу принести людям – это не занимать места живым. Пусть, раз надо для порядка, добавят надпись на памятник отцу или матери, а вместо урны с прахом закопают маленькую запаянную капсулу, с моей флэшкой, где я постараюсь успеть записать мои самые важные мысли о том, что понял, узнал и увидел в этой Жизни. Это самое дорогое для меня. В надежде, что, быть может, кто-то в «светлом» будущем будет изучать историю и проводить раскопки на кладбище, обнаружит её и узнает, как жили предки, о чем думали и мечтали, как страдали, любили и ненавидели. Ведь память о человеке – это не камень с надписью и даже портретом, скульптурой, а тот след, который он оставил в Жизни (процессе организации материи), в её развитии (или приращении Культуры, что одно и тоже), который есть вполне осязаемая материальная величина, измеряется физическим параметром «культурность». Пусть эта величина будет и абсолютно малая, как микроскопическая песчинка, лишь бы была положительная. (По главному медицинскому принципу: «Не навреди»).

Поскольку, замечу, есть люди и с отрицательным показателем коэффициента «культурность», это те, кто потребляет больше, чем приносит пользы людям, обществу, и которых в трудовом Народе называют паразитами, кровососами. И все сверхбогатые люди (миллиардеры, миллионеры, «олигархи» и т. п.) таковыми являются, поскольку большие богатства могут наживаться только нечестным путем, («трудом праведным не наживешь палат каменных») и добываться эксплуатацией других людей и просто преступлениями. Ибо разница в трудовых возможностях людей не столь велика, она составляет всего 3 раза, с вероятностью 97%, по «нормальному» закону распределения для случайных величин, имеющему общий характер в физике.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Приведу лишь некоторые перспективные и известные колонновидные сорта яблони, с которыми мне хотелось бы познакомиться в своём саду.

«Колонны»: Приокское, Поэзия, Есения, Восторг, Зеленый шум, Созвездие, Памяти Блынского, Гирлянда и др. новые орловские сорта «колонны», плюс особо ценный триплоидный иммунный сорт-донор 30-47-88. Сорта ВСТИСП (В. В. Кичины) Валюта, Диалог, Васюган, Останкино, Президент, Лукомор и др. Московское ожерелье и др. сорта М. В. Качалкина. Готика, Стела, Стрела (Савельев Н. И., ЦГЛ). На юге страны и в её восточных районах есть свои выведенные сорта, например, замечательный сорт «Атач», который мне любезно дали и рекомендовали испытать в этом году в МОИПе.

Но с сортами «колонн» (колонновидных деревьев) я пока практически не знаком (по плодам), судить об их сравнительном качестве сам не могу, только по литературе, поскольку только приступил к их интенсивному изучению. А рассказать о них решил только для затравки любопытных садоводов, для их (садоводов) опережающего (меня) развития, чтобы всем вместе быстрее двигаться в будущее. Поскольку для себя наконец-то понял, что это очень перспективное направление современного садоводства, и уже не только для промышленных садов, но и для любительских, даже в нашей «северной» зоне России (какой вполне можно считать Московскую область). Что сорта «колонны» уже вполне «созрели» (и по качеству плодов, и по зимостойкости) для массового внедрения в здешние сады продвинутых любителей, и, прежде всего – с прививкой в кроны полукарликовых деревьев, используемых в качестве зимостойких скелетообразователей. Это гениальное гибридное и компромиссное предложение Седова Е. Н., между «нормальным»/»чистым» колонновидным садом из отдельных мини деревцев («колонн»), и обычным садом из полукарликовых деревьев (с объемными кронами), которое делает «колонны» вполне прагматичными в использовании, как в промышленных, так и, особенно, в любительских садах. (См. книжку Седова Е. Н. /1/).

Причем, что мне особо приятно и близко, это направление («обычной» интенсификации садов, для повышения их продуктивности) хорошо объединяется и смыкается с другим направлением - «культурной» интенсификации садов, созданием многосортовых деревьев, (которое я давно пропагандирую, теоретически, статьями и практически, своими многолетними многосортовыми деревьями в саду и саженцами для продажи). Причем, если первое направление (создание многоветочных колонн по Седову Е. Н.) рационально для промышленных «интенсивных» садов, то второе (создание многосортовых колонн на деревьях скелетообразователях, по Абакумову) более подходит и привлекательно для любительскихкультурных») садов: раз уж прививать в одно дерево несколько прививок, то гораздо интереснее и целесообразнее использовать для этого разные сорта на разных (скелетных) ветках, для ускорения развития садовода и садоводства. (Это и есть т. н. «культурный» сад, поскольку понятия «повышение культуры» и «ускорение развития» - смысловые синонимы). Поэтому в ближайшее время я планирую обязательно серьезно и расширенно ими заняться (испытаниями колонновидных многосортовых деревьев, а далее и изготовлением таких деревьев для продажи, наиболее прогрессивным садоводам), и уже активно к этому приступил, два года как.

  1. Лирическое окончание

 

Спросите на улице у случайных прохожих, что они знают о карликовых деревьях (яблонях)? Именно с этого вопроса я начал глубоко задумываться о проблемах садоводства и глубоко им интересоваться, (покупал книги, посещал библиотеки, много общался с садоводами, ходил на курсы обучения в ТХСА). Полагаю, ответят на этот «простой» вопрос как-то максимум один из 20, а то и 50 человек. Но и это еще хорошо, ибо, когда я только начинал этим заниматься, 30 лет назад, о них почти никто не слышал и тем более ничего толком не нал, даже из садоводов. Знали лишь ученые специалисты и немногие садоводы профессионалы, но даже из-них многие «в упор не видели» и не хотели признавать это направление, со всеми его преимуществами. (Как, например, мой первый учитель в садоводстве, с кем был лично хорошо знаком – В. И. Сусов, который долгое время, 35 лет, руководил Мичуринским садом ТХСА). Хотя на Западе «карлики» уже вовсю тогда применялись и давно изучались, начиная с Англии.

Потом спросите, что они знают о клоновых подвоях, о карликовых вставках – и таких вообще встретить Вам не удастся, в первой тысяче прохожих. Если только Вы не оказались в залах сельхоз ВУЗа или на территории плодового питомника, среди покупателей саженцев, или садовой выставке, или в МОИПе на собрании. Примерно такой же успех Вас ждет при ответе на вопрос, что такое колонновидные или спуровые деревья, (или сорта) яблони?

Наконец, если Вы осмелитесь задать вопрос: «какой вариант карликового дерева лучше, на клоновых подвоях или на карликовых вставках?», Вас могут просто побить, чтобы Вы не «умничали». Ибо точный ответ на этот вопрос даже специалисты высокого уровня до конца не знают по сей день, и лишь имеют свои предпочтения, не желая не навязывать своего мнения другим, таким же «упертым» в своих мнениях специалистам. Например, именно так благородно и сдержанно поступает академик Седов Е. Н., (Орловский ВНИИСПК), принципиальный сторонник идеи вставочной конструкции карликовых деревьев, отстаивая свое мнение, но не навязывая его другим специалистам. (См. /2/, Материалы международной научно-практической конференции, 21-24 июля 2009 года, представленные в книге, изд. ВНИИСПК: «Создание адаптивных интенсивных яблоневых садов на слаборослых подвоях»).

 

Прим. А. А. Слово «адаптивных», в названии книги, я выделил специально, чтобы показать, как академик подчеркнул, уже в её заглавии, одно из главных преимуществ таких деревьев – вставочных карликов перед клоновыми – в их гораздо большей адаптивности, к местным природным условиям, почвенным и климатическим. Поскольку адаптивность деревьев (к местным условиям) зависит не просто от зимостойкости самих культурных сортов, прививаемых в любые подвои (вставочно-сеянцевые или клоновые, мол, «все равно, они ведь в земле закопаны», как рассуждают простоватые новички садоводы), но и, в огромной степени, от подвоев и конструкции, (например, вставочной), придающей дереву «карликовость».

Что, на мой взгляд, явно недопонимается его оппонентами. Я, всего лишь скромный инженер, (не специалист биолог), пришел к тем же выводам, из чисто физических соображений и из собственной «теории садоводства», построенной на своих «доморощенных» физико-математических моделях функционирования плодового дерева, над которым размышлял много лет. А также из относительно небольшого собственного практического опыта, на протяжении 30 лет, (хотя теоретические обоснования для меня много важнее и бесспорнее, именно они дают мне уверенность в правоте моей позиции).

Ведь именно адаптивность, как проявление жизнестойкости, является главным отражением «культурности» растения (количественной оценки, или величины, или меры его «культуры», интегральной качественной характеристики). Где качественное понятие «культура» включает всю совокупность главных параметров растения (биообъекта дерево), определяющих его уровень полезности для Жизни (в роли оценщика которой выступает Человек-творец, вершина Природы и ее представитель). А именно, для плодового дерева яблони, параметр «культурность» определяется как произведение следующих независимых параметров.

1. Урожайность (удельная, на единицу площади) Ур.

2. Выносливость. В первую очередь, обычно, в нашей северной зоне, России отражаемая параметром «зимостойкость», в южной иногда «засухоустойчивость», в также приспособленностью к бедным почвам, во всех зонах, но особенно Нечерноземья, чем и сильны вставочные карлики (!), в отличие от клоновых. К параметру «выносливость» можно отнести и подпараметр «экоустойчивость», включающую «устойчивость к болезням и вредителям», в том числе к парше и мучнистой росе.

Однако, в реальной практике садоводства России, целесообразно разбить параметр «выносливость» на два самостоятельных параметра: «зимостойкость» (Зим) и «устойчивость к парше» (Уст. к парше). И использовать их независимо, в общей оценке сорта дерева, (как это делает в последнее время В. И. Сусов, используя их в числе всего 5 основных параметров: зимостойкость, урожайность, вид плодов, вкус плодов, устойчивость к парше).

3. Внешний вид (привлекательность) плодов (Вн. Вид).

4. Вкусовые (плюс питательные/сахара и витаминные/кислоты) качества плодов, определяющие их «полезность», (для Человека, как потребителя этой продукции, в понимании садовода, как хозяйственника, удовлетворяющего сиюминутный спрос на этот вид продукции, определяемый в рыночном обществе ценой продукта). Полезность плодовой продукции определяется такими параметрами, как товарность, лежкость, транспортабельность, доля продукции первого и высшего сорта. Кроме того, в экономических категориях, полезность растения (дерева сорта) или сада из таких деревьев, определяется такими параметрами, как рентабельность производства и прибыльность, которые отражают доходность этого вида деятельности, как разницу доходов и всех затрат. Но это выходит за рамки нашего рассмотрения, в экономические дебри залезать не будем, и без нас ныне экономистов хватает, как и юристов.

В итоге, я принял, (как и В. И. Сусов, один из моих учителей в садоводстве), следующие 5 основных параметров, для оценки качества сорта плодового дерева в своей предложенной методике, при помощи интегрального параметра «культурность» (уровень культуры Ук): зимостойкость, урожайность, вид плодов, вкус плодов, устойчивость к парше.

Ук=Зим х Ур х Вн. Вид х Вкус х Уст. к парше (1)

 

(См. мои работы «Методики оценки сортов плодового дерева» и «Оценка сортов плодового дерева», на сайте).

 

ххх

Но я опять, как всегда, отвлекся от главной мысли своего «лирического отступления». А сказать я хотел только то, что уровень садоводческой грамотности населения ничтожен, в массах, и потому, надеюсь, что даже моя «популяризаторская» статья, (путь сыроватая и неотработанная, сумбурная, разбросанная) поможет некоторым начинающим садоводам получше познакомиться с проблемами современного садоводства и заинтересоваться им поглубже. И заставит поломать голову по спорным вопросам тем, у кого она есть, и кто любит это делать - думать. А занятие это (садоводство), уверяю, не только жутко интересное и увлекательное, но и полезное. Причем не столько «экономически», помогая семье материально, (плодовой продукцией, это все мелочи), сколько духовно; учит думать, наблюдать и сопоставлять, анализировать и обобщать, развивая интеллект получше «кубика Рубика» и клуба «знатоков», (клуба дураков «Хочу все знать», как издевательски говорил мой шеф, руководитель космических проектов), давая понимание «физики» и смысла Жизни, Природы. А также садоводство полезно для здоровья, продления жизни, семейного счастья, способствует воспитанию любви к Родине и патриотизма у детей, да и взрослых тоже. И вообще садоводство учит жизни и дает возможность жить в гармонии с Природой, пока она еще осталась на Земле. Люди, торопитесь делать добрые дела: рожать и воспитывать детей, строить дома и обустраивать нашу страну, а также разводить сады!

«Сад – великий учитель жизни», люблю это повторять. И если народный писатель Василий Шукшин призывал «Учиться жизни у жизни», то я призываю учиться жизни у сада, венца растительной жизни. Если Вы поймете законы Природы, или «живой» материи, способной «прирождаться», (то есть увеличивать количество организованной материи, её долю в общем её количестве вместе с хаосом, что и есть Жизнь, как процесс), то станете мудрецами. Вас не смогут ни эксплуатировать «агрессивные хозяева мира», пользуясь Вашей наивностью и неграмотностью, ни сбить с толку хитроумные политики, обслуживающие их. Вы станете внутренне свободны и счастливы. Не будете панически бояться смерти и мечтать о вечной жизни и рае в загробном потустороннем мире. Не будете думать только о том, как легким путем добыть побольше денег и не трудиться, а получать только удовольствия – а о том, как стать счастливее, найти душевный покой и удовлетворение от жизни, возможность себя максимально реализовать в каком-то творчестве, которое не обязательно связано с большими затратами. (Как сказал поэт - классик, А. С. Пушкин: «На свете счастья нет, а есть покой и воля»). И о том, как больше принести пользы людям, обществу, Человечеству, Природе в целом, (как экосистеме планеты Земля, под названием Ноосфера, по Вернадскому). Вы поймете, что Жизнь Человека – не в его личной судьбе, а в его вкладе в большой поток общественной жизни, проходящей в смене поколений. Она всего лишь как малый световой импульс, как искорка, складывающаяся с такими же мелькнувшими искорками жизней других людей, в мощный поток Народного света, освещающий путь следующим поколениям.

 

  • А. П. Тельма, Москва август 2017, январь 2018
Категория: Колонновидная яблоня в культурном саду | Добавил: adrymne (18/Янв/27)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0

- -


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2018