Главная » Статьи » Временная модель сезонного функционирования плодового дерева

Временная модель сезонного функционирования плодового дерева. Часть IV

Примечания.

     1.Только что, после написания этой статьи, мне сообщили (в пересказе) об одной новой научной гипотезе, (или даже открытии), согласно которому все материальные объекты состоят из микрострун, т. е. механических колебательных микросистем. Это подтверждает ход моих умозаключений о значении колебательных систем для развития материи, в результате которого возникла жизнь.

     2. Известный советский ученый-философ Р. В. Ильенков, (погибший 25 лет назад), юбилей которого отмечался недавно, разработчик теории «идеального» в историческом процессе,  получил всемирное признание главным образом за открытие «принципа относительности» применительно к категории «идеального»  (т. е. разного его понимание в человеческом обществе на разных этапах его исторического развития, вплоть до полярных представлений). Т. е. он впервые ввел диалектический (относительный, «динамический» в историческом понимании) подход к понятию «идеального» (характеризующего основную цель человечества в общем виде - в его историческом развитии); в отличие от принятого до него с древнегреческих времен абсолютного («статического») понимания философской  категории «идеального» как «возвышенного», «прекраснодушного» и т. п.  Этим он «оживил» статическое материалистическое представление учения «диалектического и исторического материализма»  об общественном  «идеале», основанное на понимании сознания только из физиологических предпосылок в соответствии с павловской теорией рефлексов, показав, что вслед за развивающейся нарастающими волнами (по восходящей спирали) историей меняется и вектор ее развития, т. е. понятие «идеала». (Иногда история временно развивается вспять, «отхлынивает», откатывает, как волна, если опередила свое «среднее значение», положенное на данный исторический период. Так, как это случилось с нашей страной, вставшей на социалистический путь несколько раньше, чем это соответствовало общепланетному, общечеловеческому развитию.)

    По сути, он ввел в категорию «идеального» понятие «колебательности», как основы жизни, во всей ее диалектической противоречивости и волнообразном развитии. Эти мысли также коррелируют с моими рассуждениями в этом разделе о роли колебательной системы, как «кирпича» жизни.

 

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

   Напомним, что количественное развитие объекта, в том числе биологического происхождения, происходит по критерию увеличения абсолютных показателей объекта (например, его размеров), поэтому вернее было бы его называть «ростом». Это «простой» тип экстенсивного развития – «наружу», «во вне». Он предполагает неограниченный, опережающий («конкурентов») захват новых ресурсов для развития, безотносительно эффективности их использования.  А качественное развитие – это «сложный» тип развития, интенсивный, и характеризуется оно увеличением относительных показателей, например, в садоводстве - приростом растения на единицу затраченных основных физических ресурсов – массы, энергии, времени и пространства (из которых наибольшее значение в конечном итоге часто приобретает последний ресурс – пространство /2/, например, в садоводстве оно измеряется площадью, занимаемой деревом или садом).

   Качественное развитие, в отличие от количественного, направлено во «внутрь» объекта и происходит путем улучшения его внутренней организации, приводящей к увеличению эффективности данного объекта  (например, экономичности его функционирования, будь то яблоня или автомобиль). Говоря о биообъектах, на примере дерева в плодовом саду, отметим, что оно происходит не за счет «соседей» (их опережения в борьбе за жизненные ресурсы или «ограбления» путем неограниченного максимального роста и заполнения светового и почвенного пространства), а за счет самосовершенствования: формирования наиболее эффективных типов крон, использования интенсивных сортов, повышения эффективности его функционирования путем различных агромероприятий (типа внесения удобрений в почву или в крону путем опрыскивания; мульчирования почвы; капельного, дополнительного и своевременного, орошения; дренажа почвы и мн. др.).

     В случаях, когда ресурсы ограничены или, тем более, подходят к исчерпанию, остается единственный путь развития – интенсивный. В общем случае, например, развития биосистем, количественное развитие – первично, и соответствует первой половине всего биологического (или сезонного, а возможно и суточного) цикла жизни растения; а качественное развитие происходит на заключительном, конечном этапе его жизни (или сезонного цикла), во второй его половине. И происходит оно за счет переработки ресурсов, добытых - пусть «неэффективным» образом - на первом, «экспансионистском», этапе количественного развития /роста/ растения. Здесь в «чистом виде» работает философский закон «перехода количества в качество».

   Оба эти типа развития – простое количественное и сложное качественное – равно важны для растения и соответствуют его различным фазам жизни. Споры о том, какое из них «лучше», предпочтительнее - так же нелепы, как в известной притче споры ведущего колеса и ведомого у велосипеда, «кто из них главнее». Нет смысла развиваться сложным качественным путем, когда еще полно материальных, энергетических и пространственных ресурсов, а времени мало – тут не до экономичности. Точно также как нет смысла (растению) расточительно растрачивать остатки массоэнергетических ресурсов на неэффективный путь простого количественного развития, сокращая себе жизнь, когда есть другой, более совершенный способ длительного существования после внутренней организационной «экономичной» перестройки - в результате качественного развития. Оба эти типа развития, количественное и качественное, диалектически сосуществуют  в растении, например, сменяя одно другое (как в однолетних растениях), либо чередуясь на разных фазах сезонного развития отдельных его элементов для дерева, как многолетнего растения - в соответствии с философским законом «единства и борьбы противоположностей».

   Как сказано в библии: «Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать». Первое время соответствует периоду количественного развития, а второе – качественного.

 

 

ПРИМЕРЫ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

   Приведем несколько примеров: количественного, экстенсивного, простого развития и качественного, сложного,  интенсивного развития из разных областей.

   В агрономии. Повышение площадей под посадками – количественное развитие, экстенсивное. Повышение урожайности с единицы площади поля или сада – это интенсивный путь развития.

   В садоводстве. Достижение эффективности сада за счет посадки малого количества быстрорастущих сильнорослых деревьев на больших площадях и снижения трудоемкости по их выращиванию за счет их относительной неприхотливости – это экстенсивный, простой путь развития. Получение большей продуктивности яблонь благодаря переходу на выращивание более капризных и трудоемких в уходе карликовых деревьев, но дающих значительно большие  нормированные к площади сада урожаи, причем намного более качественных плодов – это качественный, или интенсивный путь развития садоводства.

   Применительно к плодовому дереву этап количественного развития – это рост дерева в первой половине сезона, а этап качественного развития – вторая половина сезона, период созревания плодов и «вызревания» древесины из зеленой вегетативной (ростовой) массы нового сезонного прироста.

   В животноводстве. Увеличение поголовья скота – и увеличение надоев от одной коровы.

   В зоологии. Рост динозавров и возникновение теплокровных млекопитающихся, способных стабилизировать внутреннюю температуру организма и т. о. условия для его работы – независимо от внешних условий среды обитания.

   В радиолокации. Повышение дальности действия локатора путем простого увеличения мощности импульса и достижение того же путем использования в передатчике «сложных» маломощных «шумоподобных» сигналов большой длительности (со сложной внутренней структурой) и согласованных под них фильтров в приемном устройстве.

   В спорте. Культуризм (глупое наращивание лишнего мяса) и атлетическая гимнастика, повышающая физическую культуру человека – его силу, особенно в движении, при той же массе, и выносливость.

   В образовании. Умение «зубрить», т. е. механически запоминать. И умение понимать логические взаимосвязи, способность думать.

   Применительно к человеку. 1. Реальная созидательная деятельность (особенно в нетворческих ее видах) по «зарабатыванию» денег «на жизнь» – это этап количественного  развития. «Идеальная» (виртуальная) деятельность человека по осмыслению (сделанного и происходящего), по приобретению и усвоению новых знаний – это фаза качественного (духовного) развития человека, (именно ее обычно называют «жизнью» и показывают по телевизору в мыльных сериалах, а вовсе не «постылое» производство).

   2. Большой, массивный человек (американец) сильнее и мощнее маленького (японца), но последний экономичнее первого на единицу производимой продукции, т. е. «экономически» эффективнее. Первый лучше по количественному критерию, второй – по качественному.

   В социологии. Расточительный капитализм, основанный на возможности предельного развития отдельных элементов этого общества за счет интересов общества в целом. И оптимальный как система в целом коммунизм, наиболее экономичная (или экономически эффективная) общественная система,  использующая в максимальной степени - благодаря эффекту синергизма (взаимоиндукции) - совместные согласованные усилия отдельных членов общества для решения проблем всех и каждого. Капитализм – это общественная система, развивающаяся «простым, количественным»  путем, в основном в сфере материального производства, «рынка», но наиболее быстрая в развитии в мирное время благодаря своей жестокости (конкуренции), за счет в основном быстрого и «безжалостного» поглощения окружающих ресурсов (других народов и их самих). Ее историческое значение – в подготовке МТБК (материально-технической базы коммунизма)  для человечества и самого передового человека (через трудовое воспитание) на своих производствах, сверх экономичных, взятых отдельно. Как система в целом капитализм чрезвычайно не эффективен и обречен на гибель сразу и в страшных муках, как только будет лишен дармовых ресурсов третьих (т. н. «развивающихся») стран после их истощения; а еще ранее это произойдет в результате их частичного (и быстро увеличивающегося) отбора другими конкурентами в борьбе за ресурсы планеты и жизненное пространство, прежде всего азиатскими: Китаем, Индией, Японией, Пакистаном, Ираном и др.

   А коммунизм – общественная система, соответствующая этапу качественного развития человечества, прежде всего духовного и интеллектуального, т. е. внутреннего мира всех и каждого – на базе достигнутого при капитализме материального уровня жизни.

   Наглядным примером количественного и качественного развития в садоводстве является сравнение сильнорослых (на сеянцевых подвоях) и карликовых деревьев яблони. Так, по показателям количественного развития – силе роста, размеру, урожаю с дерева - сильнорослые деревья превосходят карликовые; зато по качественным показателям значительно им уступают, т. к. на единицу занимаемой площади дают меньший урожай (т. е. обладают меньшей удельной продуктивностью), и при том плодов значительно худших качеств (вкусовых, по размеру и внешнему виду). Это происходит оттого, что в сильнорослых (обычных) деревьях преобладают ростовые, вегетативные процессы, (соответствующие количественному развитию), над генеративными, (соответствующими качественному развитию), которые находятся в пропорции 60% на 40%; а в карликовых деревьях они представлены в обратной пропорции – как 40% и 60%.

   (Чтобы этот «крен» на плодоношение в карликовых деревьях не усугублялся с годами, что может ослабить и погубить дерево, садовод должен постоянно его выравнивать омолаживающей обрезкой, внесением повышенных доз органических удобрений и др. методами. И наоборот, сильнорослые деревья, особенно в благоприятных южных зонах с мягким климатом и черноземами, где их рост особо силен – надо всячески «старить», т. е. тормозить ростовые процессы разными методами с целью усилить генеративные процессы, разными способами - от пригиба ветвей и кольцевания коры штамба до весенней обрезки корней и летней и осенней – ветвей; весенним внесением фосфорных и калийных удобрений; подсушиванием в пики роста надземной и подземной частей дерева и др. методами).

 

О КУЛЬТУРЕ

   Культура - очень широкое понятие, используемое в разных областях человеческой деятельности. Например, культура – как понятие в агрономии означает искусственно выведенные сорта с улучшенными характеристиками. Культура животноводства, растениеводства, производства, техническая, физическая, вплоть до культуры бытия, поведения, человека. Но какова же общая суть этого понятия?

   А главное в разных вариантах понятия «культура» – это характеристика уровня внутренней организации, т. е. степени качественного развития объекта рассмотрения, или, что то же – его внутренней «сложности» (от слова «сложенность», т. е. объединение).

   А.П.Чехов так сказал о человеческой культуре: «Культура – это терпимость» - (т. е. способность к общению с окружающими), очень точно выделив главное. В общем виде понятие «культура» для любой системы (сложного объекта) характеризует способность элементов системы к объединению (взаимовыгодному) в единое целое (т. е. степень их взаимной корреляции), и само количество этих внутренних связей в системе, которое пропорционально общему количеству элементов системы и их независимых степеней свободы (например, при рассмотрении общества оно равно числу видов деятельности отдельных людей).

   Культура объекта аналог его управляемой «сложности», уровня внутренней  организации, степени качественного развития.

   Например, физическая культура человека характеризует уровень качественного развития его организма, определяемый такими относительными параметрами, как удельной силой или мощностью (штангист, в своей весовой категории); или выносливостью (бегун-марафонец, лыжник); и т. п.

 

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ

   Развитие материи (в самом широком ее смысле, в виде различных материальных объектов, как живой природы, например, биообъектов, так и неживой природы, например, технических устройств) требует определенных ресурсов, которые назовем «ресурсами развития материи» /1/. К ресурсам развития материи относятся четыре вида основных, «реальных» ресурса, а именно: материя, энергия, пространство и время; и один вспомогательный, «идеальный», (т. е. не реальный, виртуальный), который назовем «информационным».

   Последний, «информационный» ресурс развития материальных объектов, отражает  наличие знаний, или информации о том, как наилучшим образом использовать все наличные реальные ресурсы для развития (часто для решения конкретной задачи, например,  для биосистем - по выживанию или по противодействию окружающей среде в данный момент на данное воздействие). Роль этого ресурса, несмотря на его «не физическое» происхождение – огромна на всех фазах развития материи – от начальной, когда ресурсы для такого развития еще почти бесконечны, до последних, когда реальные «физические» ресурсы становятся близкими к истощению. Но все же особенно она велика на заключительных фазах развития, когда извлекать оставшиеся ресурсы становится все труднее и труднее, как металлы из обедневших руд.

    Без этого «виртуального» информационного ресурса все остальные – реальные ресурсы – остаются мертвым кладом для объекта, он не может ими воспользоваться, ибо не знает, как это сделать. Такое великое значение этого ресурса позволяет  некоторым сделать (а в наш взрывной в информационном отношении период развития человеческой цивилизации легко впасть в такую крайность) ошибочный вывод о безграничности этого ресурса, способного обеспечить и безграничное развитие цивилизации, подобно вечному двигателю.

  Так, мой друг, философ-идеалист Малахов А. И., горячо утверждает подобное, приводя следующий пример. «Если ты отдаешь яблоко (материальный предмет) другому, а он тебе свое, то у вас обоих ничего не прибавляется.  Но если ты отдаешь свое знание (идеальный «объект») другому человеку, а он отдает свое знание тебе – вы оба ничего не теряете, но оба приобретаете. Получается саморегенерация знаний, новой информации взрывного типа». На основании этого утверждения делает также вывод о способности «чистого» знания (духа, бога и т. п.) управлять миром и т. п. ложные выводы, возвеличивающие роль элиты (особенно интеллектуальной) в развитии человечества и пр. Однако идеализм опасен для жизни, поскольку несет ошибочные представления о действительности. Это роскошь душевного комфорта, которую могут себе позволить большие, сильные и небитые. «Маленькие» («простые», «низовые» и т. п.) люди – стихийные материалисты, и более правильно понимают жизнь /5/. И, в частности, то, что не элита управляет обществом по своему усмотрению и воле, а само общество, состоящее их отдельных низовых элементов, развивается и управляется их суммарными усилиями, вполне закономерными в своем историческом развитии - в его материалистическом понимании. А лидеров «массы» выдвигают сами, и лишь только те из них оказываются востребованы историей и имеют право относиться к элите, кто умеет чутко прислушиваться к «ропоту толпы» и осознать ее интересы.

   На самом деле, при всей важности «информационного ресурса» - первичны и конечны именно реальные ресурсы (массы, энергии, пространства и времени), только в рамках которых и возможно развитие реального объекта – так диктует материалистический подход. Но это нисколько не умоляет важности информационного ресурса - который, следует заметить, существует применительно только к высшим формам материи, описывающим живой мир – поскольку именно этот ресурс является ключом к использованию всех основных материальных ресурсов, а самое главное – возможности их перераспределения (или трансформации из одного вида в другой) оптимальным образом для выживания ( а это в конечном итоге и есть главная задача всех биосистем, включая человеческую цивилизацию).

   Важно отметить, что, как показывает рассмотрение биосистем в земных условиях, наиболее важным «реальным» ресурсом их развития обычно является пространственный. Это можно показать на примере сада. Здесь это можно объяснить тем, что при постоянстве плотности потока солнечного излучения получаемая садом энергия пропорциональна его площади, равно как и количество питания, получаемого им из земли, которое также пропорционально площади сада (количество питательных веществ, содержащихся в гумусе, есть аналог «ресурса массы»; этот ресурс в известных пределах можно перемещать в сад извне). Временной ресурс, определяемый количеством тепловых часов в году (сезоне) в днях со среднесуточной температурой  выше 10 градусов С, (принятых условно как порог «жизни» для развития растения) -  для всех растений (данного вида) в данной зоне примерно одинаков, поэтому при сравнительном анализе поведения культур в пределах одной зоны в первом приближении его можно не учитывать – с точностью до микроклимата в отдельных районах. /Сильно он отличается только для разных зон. Например, для Вьетнама, где снимается три урожая риса в год, он в три раза выше, чем для юга России, где удается снять только один урожай в году, и то не в каждом/.

   Аналогично для человека и человечества главным ресурсом развития также является пространственный ресурс. Это объясняется тем, что массо-энергетические ресурсы могут быть перемещены в любую нужную точку; а время – хотя это и важнейший ресурс развития, но если сравнивать относительное развитие соседних объектов (людей, государств) – то его масштаб одинаков для обоих, с учетом возможности создания микроклимата и среды, пригодной для жизни. Следовательно, главным и самым ценным физическим ресурсом развития остается пространственный, и роль его для человечества будет постоянно возрастать.

   (Например, человек не может развиваться «качественно», духовно, если у него нет для этого элементарного личного пространства, хотя бы квартиры, где он может принадлежать себе, изолировавшись временно от мира, думать и чувствовать; где может почитать книгу, посмотреть передачу по телевизору, пообщаться с друзьями и близкими; куда может поместить необходимые для этого личные вещи  и, прежде всего, средства коммуникации с окружающим миром – персональный компьютер, телевизор; книги, кассеты, диски; а также вещи, необходимые для комфортного обустройства жизни – типа электроплиты, ванны, книжного шкафа, дивана и пр.. И, наконец, куда он может привести свою супругу и где сможет дать возможность  развиваться уже своей семье, детям, т. е продолжить жизнь уже в следующих поколениях.  Квартира, а еще лучше – дом, усадьба - минимальная предпосылка для развития личности.)

   Подобная картина наблюдается и для государств, развитие которых также ограничено их территорией. Причем если раньше в основном территорией, пригодной для жизни, то по мере развития цивилизации и возможности создания искусственной среды обитания, а также увеличения необходимости свободных территорий для дальнейшего строительства,  складов отходов и пр., уже общей их территорией. /Однако эти доводы верны только для независимых государств, ведущих самостоятельную политику в интересах собственных народов и способных защитить свои территории от использования другими государствами./.

 Поэтому решающим ресурсом развития биообъектов, особенно на последних его этапах, станет пространство, за которое и разгорится страшная борьба. И здесь России «не повезло» - поскольку эта борьба будет вестись (всеми ведущими странами мира) за ее территорию (вместе с природными ресурсами), на ее территории и руками (в основном) ее граждан – за интересы, прежде всего, основных противоборствующих сил нового мира – США и Китая. (Как сказал Бжезинский, «победа над Китаем будет нам стоить жизни 40 млн. русских»).

Категория: Временная модель сезонного функционирования плодового дерева | Добавил: meshera (10/Апр/23)
Просмотров: 1228


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024