Главная » Статьи » ФИЗИКА КУЛЬТУРЫ И ЖИЗНИ

Часть первая. ВСТУПЛЕНИЕ

Посвящается всем, кто внес вклад в культурное развитие России, на пути к коммунизму – наиболее рациональной конечной форме жизни человечества

1. ПРЕДИСЛОВИЕ, С ОТСТУПЛЕНИЕМ В ПОЛИТИКУ

На свете бога нет, но есть естественные, великие, организующие материю, созидательны силы Природы, действующие по законам высшей физики Жизни, которые некоторые, недостаточно образованные люди, хотят именовать Богом.

   Данная работа отражает главные мои «достижения» мысли по обобщенному пониманию Жизни – ее законов, смысла, целей, предназначения человека - в его деятельности, и прочим подобным общефилософским вопросам, которые не только не кажутся главными, но даже не возникают в молодости (у большинства «нормальных» людей). Однако, в зрелые годы понимаешь, что именно они и есть главные в Жизни каждого человека, ибо без понимания своих целей деятельности (Смысла Жизни) человек пуст и «бескультурен» (по моему определению понятия «культура», как увидим далее). [Как правильно выразился один мой знакомый, доктор медицинских наук, в области геронтологии, «старость нужна для того, чтобы понять Жизнь», подтвердив мои мысли. Напомним, что геронтология – наука о продлении жизни человека, а значит, и о «правильной», рациональной жизни, «вечной молодости» и тому подобном. Все это мне сейчас не очень интересно, поскольку целью Жизни (для любого биообъекта, как и любого сложного объекта) считаю не ее продление, а ее «полезность для общего «развития материи». А если более конкретно, рассуждая применительно к современному человеку – активное участие в быстрейшем переходе к наиболее эффективной форме общественного устройства на планете – коммунистической, (чтобы больше сохранить человечеству ресурсов для дальнейшего развития, и вообще, чтобы сохранить такую возможность, спасти его от агрессивного воинствующего опасного милитаризма - загнивающего капитализма на последней его фазе). Как бы выспренне это не звучало – но это чисто научное определение сути обсуждаемого вопроса].

   Я считаю эту работу своим «духовным завещанием» людям, (подобно известному «завещанию Стива Джобса», масштабы не сравниваю), ибо в ней отражено и обобщено главное, что я понял в своей жизни. (Так, полагаю, должен сделать каждый человек, рассказав о главном в своей жизни, о том, что видел и понял). И не просто надумал (эту тему) от безделья – а от «суровой» необходимости, при постановке конкретных задач и вопросов из области интенсивного садоводства, в частности, (а также из областей техники, с которыми пришлось столкнуться при работе инженером на исследовательской работе, в оборонных НИИ). Как удивительно закономерно складывается порой жизнь, моя в частности. Ту работу, с которой когда-то, ровно 45 лет назад, начиналась моя трудовая жизнь - при поступлении на работу в НИИТП после техникума, молодым специалистом (по оптимизации расстановок антенных элементов ФАР, в баллистической ракете, для обеспечении максимальной точности пеленгации цели при максимальной надежности работы), пришлось продолжить и осознанно закончить только сейчас, при создании «гармоничных» структур оптимальных конструкций «культурных» плодовых деревьев! Оказалось, что высшие законы «гармонии и порядка» Природы едины и всеобщи, они управляют движением Жизни, (по пути оптимизации использования первичных неорганизованных материальных ресурсов в организованную материю, под названием Жизнь), а называются и объединяются, в разных областях проявления Жизни, общим понятием «Культура». 

   Это магическое слово «Культура» имеет много обликов (проявлений), в различных сферах жизни, и является ключевым философским понятием для понимания Жизни, как организующего процесса Природы, и ее основной характеристикой, для каждого (любого) объекта (субъекта) Жизни или процесса, им совершаемого. Соответственно, есть и много определений «культуры», отражающих его основные свойства и стороны для разных проявлений: как интегральный показатель качества объекта/процесса; как характеристика его организованности; как мера гармонии и порядка в нем; как характеристика его полезности действия для Жизни (как созидания) и многие другие. Для отражения количественной величины «культуры», как важнейшей характеристики сложного объекта/процесса, введен параметр «культурность», как мера «культуры», в численном выражении. Этому – определению и формулировкам понятий «культура» и «культурность» - посвящены отдельные – следующие за этим - разделы работы, где приводятся, для пояснения, примеры проявления «культуры» в разных объектах/процессах и областях Жизни. Только такое многостороннее рассмотрение вопроса содержания и формы, смысла «культуры» помогло мне для его достаточно полного понимания. 

   Кстати, попутно отметим, изучение понятия «культура» позволило заодно понять и сформулировать физический смысл понятия «счастье» для биообъекта (или любого сложного объекта), как возможность реализации заложенных в нем потенциальных возможностей, по преобразованию «сырой» (неорганизованной) материи в «полезный» (организованный) вид, то есть в Жизнь.

   Знаю, что этой работой приобрету много ярых противников, кому такая «философия» (коммунистическая, а реально просто научная, физическая) покажется «вредной» или циничной, «богохульственной», «ересью». От ярых прозападных либералов-космополитов, использующих людское невежество в своих корыстных целях, до национал-патриотов религиозной окраски. У вторых я сразу прошу прощения, если слишком задел – но, как говорится, ничего личного, только стремление к научной истине. [Чарльз Дарвин, страстный религиозный священно служитель в юности, отправленный с миссией расширения христианства среди народов по планете в круговое путешествие, через Тихий океан, к концу жизни стал убежденным научным атеистом, в ходе своих поисков научных истин. (Хотя смысл его «эволюционной» теории развития материи гораздо глубже, чем «простой» вопрос, от обезьяны или нет, произошел Человек, к которому все сводят неграмотные люди.) Но даже жена Дарвина, глубоко верующий человек, его простила, потому что поняла, по-своему, и считала святым человеком. Я же никогда верующим не был, зато мне советская власть позволила получить неплохое естественное (читай – физическое) образование, а это есть «культура», в строгом моем ее определении. Так что имею полное право на атеизм, к которому даже А. Пушкин пришел.]. Более того, я очень уважаю подлинно верующих людей, в наше бездуховное «антихристовое» время всесилия агрессии сильных и «желтого тельца», денег; их вклад в культурное развитие России, на данном ее этапе, в сплочение созидательных сил, в духовное ее возрождение, и просто в сохранении ее национальной культуры в самые трудные для нее времена. Глубоко прав Г. Зюганов, лидер КПРФ, когда сравнивает «Нагорные проповеди» с «кодексом строителя коммунизма», при этом утверждая даже, что первые написаны сильнее.). «Светлые» люди всегда культурные, ибо несут культуру, (созидание, «добро», милосердие к слабым и т. п.), во что бы не верили (одних богов сколько, вер и религий!), лишь бы совершали «богоугодные» дела (в их терминологии). 

   Вообще-то я очень «завидую» верующим, у них все просто и ясно, надо только честно отдаться во власть всевышнего, довериться его авторитету во всех вопросах, и служить ему, в меру своего понимания, верой и правдой. И рай уготован. Все ясно и понятно, как жить, за тебя все продумали, и программу твоего поведения и действий расписали, на все ситуации, (в Евангелие). Я и сам был таким, лет почти до сорока, «доверчивым» к авторитетам и стремящемуся стать хорошим «исполнителем» чужой воли - в том смысле, что все ждал «хорошего» справедливого начальника, который бы мог быть авторитетом во всех вопросах, настоящим лидером коллектива, который бы заботливо вел тебя по жизни, замечал твое усердие и ценил усилия, вовремя бы повышал в должности, продвигал в карьере, налаживал бы правильные отношения в коллективе (наказывая «агрессоров», поддерживая «слабых» и попавших в беду, и т. п.); то есть был бы «идеальным начальником» по профессии и авторитетом по жизни; с кого бы (или с кем бы) можно было без сомнений строить свою жизнь. И отдаться бы «просто» преданному служению ему, как самурай, или как наши солдаты (дореволюционной России), которые отдавали жизни «за веру, царя и отечество».
   Однако смог вовремя остановиться, и, к зрелым годам, сумел расстаться с запоздалым инфантилизмом, найти в себе собственные силы для опоры на свой ум, совесть, характер и т. д. К этому времени я понял, что нет «идеальных» людей (и среди начальников тоже), и что, в конце концов - это не так уж плохо, (в смысле «нормально»), потому что все люди должны быть «Человеками» (с большой буквы, что «звучит гордо», по М. Горькому), а не преклоняться кому-то безрассудно; в частности, не создавая себе «культ личности» в ком-то. И только при этом - на научном языке, при создании независимых отдельных элементов, объединенных (осознанным!) самоуправлением, то есть на их базе, возможно создание подлинных высоко «культурных» (в моем определении «культуры», чему посвящена статья) систем (в частности, в данном случае – общественной системы). Ибо только такая подлинная система, состоящая из равновесных, равновеликих элементов, («коммунистического типа», заметим) обладает всеми свойствами и преимуществами сложной системы, а именно гибкостью малого ее элемента (благодаря малой инерционности малого, при их большом количестве), а также мощью и надежностью суммы, как целого. (Большая пиковая мощность системы получается благодаря организованности большого количества малых элементов и их нацеленности на совместную деятельность, в общих интересах системы, обеспечивающей возможность синхронного сложения их сил - при необходимости). Надежность общественной системы, «коммунистического» типа, гарантирует «заботу» обо всех элементах (людях), и тем гарантируя их жизни от негативных воздействий и случайностей. (В отличие от «простой» системы - назовем ее «подсистемой», или «квазисистемой» - пирамидального типа, основанной на едином управлении одним «верхним» элементом. Это может быть или общественная система «монархического» типа, «империя», или биологическая система, типа того же плодового дерева.)

Теоретическое примечание.

    Пирамидальная система (например, общества любого эксплуататаоского типа, или биосистема типа многолетнего дерева, многоэтажного) – это еще не есть система (сложная) в полном смысле, где полностью раскрывается ее максимально возможный потенциал и преимущества от внутренне согласованного взаимодействия элементов (когда у каждого элемента есть свой орган управления), получаемый благодаря их (элементов) сложению сил (в электрике - напряжений) с точностью до фазы, (по напряжению, в механике по вектору силы). У такой «простой» квазисистемы (по аналогии с терминами радиотехники – квазиобработка сигнала, квази оптимальный фильтр и т. п.) сложение «усилий» элементов происходит только по мощности (в значительной степени «усредняясь» и, при этом, теряя при сложении, из-за частичной компенсации), то есть без учета тонкой структуры, фазы каждого сигнала (аналога вектору силы элемента). В результате такой «простой», всего лишь, обработке взаимных усилий («сигналов» в радиотехнике) такая «квазисистема» дает пиковое увеличение общей мощности всего лишь в корень из N раз, (по сравнению с одним элементом); тогда как «сложная», полноценная, «настоящая» система (без приставки «квази»), обеспечивающая «полное» согласование усилий элементов, уже с точностью до фазы, то есть сложение сигналов по напряжению – дает выигрыш в пиковой мощности, (то есть в уровне организации, измеряемом нашим введенным параметром «Уровень культуры» Ук) – в N раз! Благодаря тому, что только в «сложной» системе каждый элемент может себя «проявить» по «полной программе», в полной мере, из-за индивидуальной обработки и разделения сигналов «до последнего», и лишь потом их сложения. (Число элементов N называется базой системы).

   Как говорил мой любимый писатель А. П. Чехов, (наверно, верующий человек, по крайней мере, вначале жизни сильно связанный с церковью, и очень много размышлявший о душе и вере): «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба». Могу сказать о себе то же.

   Но, как говорил К. Маркс, (по смыслу) «Спасибо моим врагам, что заставляют меня мобилизоваться и больше, злее работать». Количество ярых врагов у коммунистической идеи, «всеобщего равенства» и подчиненности индивида (как «элемента») «системе» (народу, человечеству в целом, экосистеме, Ноосфере, по Вернадскому), будет неизбежно возрастать, по мере поляризации общества и приближения к решающей схватке. (Здесь прав был И. В. Сталин, когда говорил о нарастании классовой борьбы по мере приближения к окончательной победе социализма. Как поздно многие поняли это!). Ибо «дикий» человек, от природы, не совершенен, «слаб» (как Человек), идеи «элитарности», снобизма, эгоизма, индивидуализма, собственного превосходства, «господства», а значит – и на право подчинять и эксплуатировать менее «достойных» (сломленных, слабых, некрасивых, бедных, неразвитых /«глупых», «дураков»/, совестливых простаков и т. п.) - слишком дороги многим и укоренились в людях, за многотысячелетнюю историю. И в нашем обществе тоже - особенно в последние годы, (почти трех десятков лет) под действием разложения нынешней «элитой» государства, в массе компрадорской, взявшей за цель развития России американскую модель общественного устройства.

   Показательно, что сейчас либеральные СМИ усиленно «топят» набравший силу коммунистический Китай, пугая им «обывателя» и представляя дело так, что во главу их государственной идеи стоят не коммунистические идеи, а национализм конфуцианского типа, с завоеванием мира китайской нацией. И хотя это частично верно, но только постольку, поскольку до окончательной победы коммунизма во всем мире государства пройдут через спасительный национал-социализм, патриотизм, в окружении хищных, агрессивных капиталистических государств. Ибо «чистый» коммунизм не может быть построен в одной стране – при открытых границах оно беззащитен и обречен. Тем не менее – коммунистических начал в политике правительства современного Китая в сумме намного больше, чем у всех остальных государств мира, вместе взятых (с учетом его величины). А самое главное – он единственный способен противостоять главной угрозе и тормозу мирового прогресса в нынешнем мире – США, заменив на этом славном посту бывший СССР. Однако, к счастью для России, и в ней пробуждается национальное самосознание и патриотизм, судя по многим признакам. См. фильм «Сталин с нами», идущий по каналу НТВ в эти дни - начала марта 2013г, где он показан не однозначным жестоким диктатором, но мудрым заботливым руководителем народов «дикой», темной страны, в окружении других хищных агрессивных стран - дикого «капиталистического» периода времени насилия и войн; делающим вынужденные шаги, почти единственно верные для ее спасения – перед внутренними и внешними угрозами, распада и порабощения. Сила Сталина была в том, что он отражал глубинные чаяния большинства трудового народа, и направил его энергию в нужное, созидательное русло, оптимальное для того времени, для развития нации и человечества в целом. Социалистическая «мобилизационная» модель тогда была наиболее органична и рациональна, при своем «разумном аскетизме», для нашей бедной страны, что особенно проявилось в годы войны. Хотя это и был «первобытный» социализм, или «предсоциализм», по моему определению, а не сознательный, зрелый, который не мог быть при том уровне грамотности и нынешнем еще тоже, а только предстоит, уже вскоре. Сталин всегда находился в центре общественных интересов, в смысле политического вектора – и потому его всегда поддерживало большинство «элиты» того времени, трудового народа и правящих слоев. Такую «собирательную» роль в современной, «разломанной» политически и сломленной экономически России, может и должен сыграть В. В. Путин..
Прошу прощения у читателя за постоянные отступления в политику, но в ней наиболее концентрированно проявляется Жизнь и все законы ее развития, (у общества, как вершины организованной материи), и потому это рассмотрение много интереснее – чем одного садоводства. Как говорил Л. Толстой: «Всегда начинайте с главного вопроса, а мелкие решатся сами собой».

   А вообще, я «пишу, как дышу», как думаю. Имею право – мне за это никто не платит, на «свободу совести» и «веры», как говорится. Кто не хочет – может не читать (и не смотреть – как говорят «либералы», показывающие «разлагающие» передачи по захваченному телевидению). При этом даже надеюсь (есть некоторые основания, судя по отзывам), что некоторые смогут найти полезное для себя в этих моих свободных размышлениях по разным вопросам, в том числе на тему о «культуре» и ее физических аспектах, (в различных областях жизни и в садоводстве, в частности).


2. ИСТОРИЯ ВОПРОСА «О ФИЗИКЕ КУЛЬТУРЫ»


   У читателя может возникнуть вопрос: «Откуда вообще взялась эта навязчивая, «больная» тема, в моих последних статьях и размышлениях по садоводству, которое вроде бы не имеет никакого прямого отношения к «культуре», в ее узком, обычно употребимом смысле для большинства «нормальных» людей, да и к садоводству тоже?». Почему я к ней постоянно возвращаюсь, с «маниакальным» «параноидальным» занудством, уже два года? Признаюсь, эта тема и меня самого измучила окончательно, (как больной зуб, который вечно расковыриваешь и рассасываешь), но так, до сих пор, до конца я и не смог решить для себя этот вопрос, потому что слишком многого не знаю – и в физике, и в биологии, и в садоводстве и т. п. А еще потому, что пока приближаешься к решению одного вопроса – тут же на горизонте возникают несколько новых. Но я и не ставлю перед собой такой тщеславной «окончательной» цели, так как океан непонятого безбрежен, а всего лишь обозначаю подходы к проблеме физико-математического моделирования плодового дерева, (и лишь заодно к поиску смысла Жизни вообще). Ибо создать полную математическую модель плодового дерева, с использованием методов спектрального анализа конструкции дерева (состоящего из кроны и корневой системы), и волновых процессов «жизни», протекающих в нем, (массо-энергетического обмена между его элементами, в течение сезона, всей жизни, суток и других циклов) – это дело будущего, и настоящих ученых специалистов, научных коллективов, а не «наскоков» отдельных садоводов-любителей, вроде меня. (Даже И. Ньютон в конце жизни сказал, что чувствует себя лишь маленьким мальчиком, на краю безбрежного океана непознанного, набравшим в прибрежном песке несколько красивых камушков и ракушек. Информация из интересной передачи по радиоканалу «Звезда».)

   Тем не менее, считаю тему «о физике культуры» чрезвычайно важной, («архиважной», как сказал бы В. И. Ленин), для понимания не только садоводства, но и всей Жизни (ее смысла, целей, возникновения и прочего). И попытаюсь это доказать данной работой. 

   Когда пару лет назад я стал изучать труды И. В. Мичурина, (в ссылках на них академика Савельева, директора ЦНИИГ и СПР в г. Мичуринске), а также труды академика Е. Н. Седова (научного руководителя орловского ВНИИСПК) и другую многочисленную литературу по садоводству, (спасибо огромное моему товарищу по садоводству и земляку по району Ольховичу Владимиру Юрьевичу, что подвиг меня на это дело, снабдив своей литературой и направив в библиотеки ВНИИСПК, ЦНИИГ и СРП, и другие), то «споткнулся» на термин «культура», применительно к плодовому дереву, (сорту, саженцу, при его выведении, на различных фазах развития и прочем), которое постоянно фигурировало в разных вариациях в текстах. Понятие «культурного» сорта противопоставлялось промежуточным состояниям «окультуриваемого» вида, растения: «дичка», «полудичка», «полукультурка». При этом, в целях ускорения процесса выведения новых сортов, В. Мичурин дает некоторые признаки «культуры» саженцев, в самых ранних стадиях развития, так чтобы вернее отбирать перспективные формы и облегчить процесс селекции новых сортов. [Который занимал несколько десятков лет, проходя несколько этапов, и который Е. Н. Седов смог в последние годы сжать «всего» до 17 лет - выдающееся достижение, о чем он с гордостью сообщил на недавней научной конференции, но все же, все же, все же…, (см. прим.), это ведь тоже срок ой какой немалый! Да в наше то интенсивное время!]. Естественно, сразу непроизвольно возник вопрос, что же такое «культура» растения, к которой так стремятся биологи (садоводы) в своих работах, и не только они, но и все творческие люди в своих направлениях созидательной деятельности? 
(Прим. 1. Мне часто, почему-то, вспоминаются строки из стихотворения замечательного советского поэта фронтовика, когда-то, в юности, прочитанные в журнале «Юность», В. Винокурова, скорби о своих погибших боевых товарищах: «И не о том же речь, что я им мог, но не сумел помочь. Речь не о том, но все же, все же, все же…).

   В самом деле – как точно (вплоть до математического, «расчетного» уровня) понимать понятие «культура», применительно к плодовому дереву, а также в других его многочисленных применениях: например, для технического устройства – автомобиля, компьютера, дисплея, фазированной антенной решетки (с чем мне много пришлось заниматься профессионально), усилителя - аналогового и цифрового; генератора; изготовленной детали, очистного устройства; обогатительной установки; любого производства; для животноводства (коровы, например), и много другого? Наконец, для человека (как физического организма и как элемента социума); далее для армии, общества, народа, государства, цивилизации? Для оценки произведений искусства, в конце концов (изобразительного, музыкального, литературного, театрального, народного и прочее)?

   Необходимо было в дальнейшей работе, по садоводству, для полного понимания и получения объективных сравнительных оценок рассматриваемых объектов или процессов, по «уровню культуры» – дать точное определение понятия и термина «культура», причем не на «гуманитарном» уровне, а физико-математическом, то есть дать формулы, позволяющие численно, количественно оценить величину этой самой «культуры». Для этого мной был введен параметр «уровень культуры» (сокращенно далее Ук), который определялся по некоторым формулам, и в нескольких видах, для разных проявлений культуры и видов объектов/процессов. А рассмотрение других разных областей Жизни, где применяется этот термин – должно было позволить более всесторонне понять общий смысл – весьма глубокий – этого понятия. (Постепенно я дошел до понимания – что понятие «Культура» несет в себе смысл понятия «Жизнь», но об этом позже).

   В конце концов, после долгих трудных размышлений, я вывел, (пусть даже верные только для себя, но, как поет В. Высоцкий: «так оставьте ненужные споры, я себе уже все доказал») – эти формулы, позволяющие математически определить параметр «уровень культуры» для рассмотренных случаев и в общем виде. Для меня это было как «божье провидение», прозренье, как главное открытие смысла всей Жизни, и, честно говоря, я горжусь собой – тем, что смог и сумел понять. («Ай да Сашка, ах да сукин сын» - хочется похвалить себя, как это делал Александр Пушкин, когда был доволен написанным собой.)

   В результате, эта, уже третья, работа – по «физике культуры плодового дерева» - связала воедино две моих предыдущих «теоретических» работы по садоводству, по физическому моделированию функционирования плодового дерева. Так называемые, упрощенно, «временную» и «пространственную» модели плодового дерева. Отражающие единство его формы и содержания, в соответствии с подобным философским законом. Если одна из них («пространственная» модель) описывает форму биообъекта, помогая в поисках оптимальной, то другая – «временная» - описывает процесс функционирования данного биообъекта, плодовое дерево – в целях нахождения способов его улучшения, посредством выявления причин, влияющих на продуктивность дерева, и степени их влияния, с помощью анализа графиков функций работы (напряжений, токов, мощности, энергии и прочее в модели, как их аналогов в реальном биообъекте), во временной и спектральной областях. 

   Для общности будем далее называть разработанную в данной работе уже третью «модель», для численного определения параметра «уровень культуры» Ук (попросту – «добротность» системы, ибо это слово отражает основную «качественную» суть параметра «культура», в количественном виде), «культурной» моделью. У такой модели есть – найдено - несколько вариантов физических аналогов, в основном технических и биологических, удобных для пояснения физического смысла этого параметра и подбора удобных для расчета привычных параметров и формул, для расчета Ук в разных случаях. Например, через такие параметры, как. Коэффициент полезного действия (КПД) функционирования системы, технического устройства, часто используемый в физике и технике. Через «добротность» колебательной системы. Контрастность дисплея. Динамический диапазон усилителя. Соотношение сигнал/шум (коэффициент «различимости» сигналов), используемое в радиотехнике, обеспечиваемое устройством обработки, в приемнике, например – как повышение этого отношения при прохождении через фильтр, (то есть отражающее «избирательность» фильтра, положительную – усилительную, или отрицательную – «подавительную», режекторную). Через произведение коэффициента усиления на полосу пропускания усилителя. Через коэффициент усиления антенны. Стабильность частоты генератора. Ошибку изготовления детали. Произведение мощности двигателя на его экономичность. Уровень организации (внутренней структуры) объекта, или его сложность. Насыщенности цвета (в оптике). Количества информации (в сигнале, объекте). И прочие привычные известные параметры, широко применяемые в различных областях жизни. (Биологические примеры и пояснения к ним, проявления «культуры», и параметров, удобных для ее описания, приводить не будем, они даны в других местах работы).
Суть третьей, «культурной» модели заключается в объединении спектрально-временного анализа рассматриваемого объекта в областях сразу в нескольких (всего четырех) «измерениях», а именно. Во временной и частотной областях - при исследовании процесса, совершаемого данным объектом. А также в областях линейных размеров (расстояний, или длин) и пространственных частот, при исследовании пространственных (конструктивных) характеристик, (то есть формы), того же данного объекта.

   Прим. 2. «Пространственная частота» - это величина, обратная пространственно периоду. А «пространственный период» - это длина периодичной структуры в пространстве по данной координатной оси. 
   Прим. 3. Очень важно! Координатой осью длины, в пространстве объема дерева, (рассматриваемой кроны, хотя для корневой системы расчет ведется аналогично), будет длина (изгибающегося!) волокна, да еще и в переменном масштабе, пропорциональном скорости V (среднегодового) прироста его длины L (то есть ветви), в данном направлении. Которая, заметим, определяется как функция двух координат расположения данной точки волокна в пространстве, в вертикальной плоскости – высоты (координата Y) и расстояния от ствола по нормали (координата X), т.е. V=f (X,Y).
   Прим. 4. При всей непривычности, поначалу, (даже для полуграмотных радистов-«вечерников», вроде меня), понятий «пространственный период» и «пространственная частота» - они столь же удобны практическом использовании, для исследования пространственных объектов и их структур (тех же антенных решеток, или объемных структур любых предметов в пространстве, в том числе скелета дерева) на периодичность, (то есть осуществить их гармонический, или спектральный анализ), с помощью преобразования Фурье, как и «обычные», родные и привычные уху радиста, параметры частота и период (по оси времени). Математический аппарат абсолютно одинаков, только надо подставить вместо периода времени Т длину интервала (расстояния) периодичности L, и, соответственно, вместо (временной, обычной) частоты f=1/Т пространственную частоту f простр. = 1/ L.
   Прим. 5. В одном периоде периодической функции содержится вся информация о данной функции и объекте, ее выполняющем. Подобно тому, как в молекуле содержатся все химические свойства данного вещества; в семенной клетке – информация о данном биообъекте; в почке – о дереве; в молекуле ДНК – о генной структуре биообъекта.

***

  Данная работа, под общим названием «Физика культуры», представлена в виде набора статей по теме, написанных в разное время и отражающих историю вопроса и эволюцию моего «культурного развития» (в смысле преставлений о «физике культуры»). Она является логическим продолжением прошлогодней работы, переработанной и дополненной, «О физике культуры плодовых деревьев», в 8 частях, которую я «обнародовал» на наших сайтах в апреле 2012 года.

3. «ВРЕМЕННАЯ» МОДЕЛЬ КОЛЕБАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ПЛОДОВОЕ ДЕРЕВО»

   Первая из разработанных мною моделей, так называемая «временная модель», описана в моей работе под названием «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в жизни плодового дерева». Сама модель была создана (и сразу использовалась в практической работе) еще в начале 1990-хх годов, хотя оформлена и помещена на сайте только примерно в 2003 году. Ранее не было времени на «творчество», (оно тогда все уходило «на выживание», «перестройку» в своей жизни), не было и компьютера (тем более ноутбука) в личном пользовании; помощников; сдерживали трудности с помещением графического материала (я не умею пользоваться графическими приложениями, а нужны были рисунки и графики). Тогда у нас еще не было своих сайтов в Интернете, да и самого Интернета в доме. К тому же поначалу (в 90-х годах) у меня и целей таких не было – писать на садоводческие темы. (Немного писал личные дневниковые записи, по традиции, но в те смутные времена, лет почти 10, когда в основном стал жить в деревне – и это забросил). 

   Мысль создания физической колебательной модели плодового дерева, (обычно подразумевалась яблоня, как основной вид плодовой культуры России – северной страны), возникла у меня, как радиста, сразу, как только стал читать садоводческую популярную литературу, и узнал о колебательном характере сезонного сокодвижения. Как известно, в первой половине вегетативного сезона, (условно «лета», в широком смысле, когда среднесуточная температура воздуха существенно выше 0 градусов, обычно считают порогом жизни 10 градусов, хотя это не точно), идет восходящая волна, вверх, против сил притяжения, от корней в крону, а во второй половине сезона – в конце лета и осени – нисходящая, отливная волна, ассимилянтов в плоды, внутренние части веток и штамба, и в корни. Физически при этом можно представить дерево колебательной системой, где листья кроны поверхность выполняют функцию одной из обкладок конденсатора, а, симметрично относительно уровня Земли, поверхность всасывающих корневых окончаний у корневой системы является второй обкладкой конденсатора. Волокна, соединяющие листья и корневые окончания (у каждой такой пары) – можно представить проводниками, обладающими определенной индуктивностью, и сопротивлением, отражающим потери в них при распространении волны сокодвижения. 
   Были нарисованы ряд графиков функционирования такой упрощенной колебательной модели, в виде электрического контура, отражающих жизнедеятельность дерева, а именно: тока; напряжения на обкладках (для периферии кроны и для корневой системы); интенсивности/мощности процессов обмена – в фазах роста – максимальных в момент ¼ сезонного периода Т, и созревания – ¾ Т; энергии в потенциальной и динамической форме, в надземной и подземной частях дерева; прироста сырой и сухой массы, по высоте дерева и по сечению штамба. (См. файл графического приложения к данной работе, помещенный на сайте).
   В итоге, можно моделировать (изучать с помощью модели) такую систему, и ее изменения при изменении параметров отдельных ее элементов (например, поверхности листового аппарата, длины волокон/ветвей, корней; сопротивления перемещению соков и т. п.). В частности, реакцию дерева (изменении его резонансной частоты) на обрезку ветвей, корней, с учетом времени этой операции, и прочее. Кроме того, появлялась возможность наглядно, (через графики жизнедеятельности) привязать физиологические процессы к фазам сезонного развития дерева, и, таким образом, правильно интерпретировать действие различных агроприемов на поведение дерева: например, полив в разное время сезона, обрезку и прочее.
   Впоследствии эта колебательная модель была дополнена другим вариантом колебательной системы – состоящей из большого количества последовательно соединенных контуров, (с кондуктивной – емкостной связью, по типу линии задержки с сосредоточенными постоянными), вдоль ствола. (В упрощенной модели пирамидального или колонновидного дерева, в идеале состоящего из одного ствола, от которого ярусами расходятся малые ветви однолетнего прироста. При этом расстояния между ярусами равны длине годового прироста ветвей, в вертикальном направлении. Каждое такое «звено» в их последовательности, образующей ствол, имитировалось в модели - вместе с ветвями яруса - отдельным «элементарным» контуром).
   Все вместе эти контура образуют колебательную систему, формирующую «бегущую» волну, которая периодически переотражается от полярных концов дерева (корней и ветвей), и меняет направления движения на обратное – два раза за сезон. (То есть за период колебаний, поскольку зимний «спящий» период из процесса «выкусываем», и считаем, что весь колебательный процесс ограничен окном от 20 апреля – начало сокодвижения в нашей зоне, до 20 октября – принятого за срок полного окончания годового цикла. При этом «летний» - активный, вегетативный - сезон занимает ровно половину года.). В результате таких переотражений волна превращается в стоячую, и имеет вид, аналогичный колебанию, имитируемому первой моделью. В принципе, такая «новая» трактовка колебательной модели – происхождения волн в дереве - ничего не меняет при рассмотрении процессов колебаний, используемого в первом варианте «временной» модели, и потому возможно с тем же успехом применять к ней все те же полученные и приведенные графики процесса, отраженные в модели такими параметрами, как ток, (аналог сокодвижения, главный задающий процесс параметр, «аргумент»), напряжения на концах ветвей и корней; мощность процесса динамическая; потенциальная энергия надземной и подземной частей дерева и прочие. (См. на сайте графическое приложение для работы «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в жизни плодового дерева»). Просто первая модель более подходит для описания деревьев с раскидистыми «полусферическими» кронами, а вторая – для «колонновидных» и веретенообразных типов крон.

4. «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ» МОДЕЛЬ ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА

   Данная, вторая и принципиально отличная от первой, модель плодового дерева, названная сокращенно - упрощенно «пространственной» моделью, предназначена для исследования связи формы и конструкции дерева (его надземной части - кроны, и подземной - корневой системы) с его продуктивностью. «Проблема» (для моего понимания оптимальной кроны и ее создания, как искусственным путем – при выведении сорта, на биологическом уровне, селекционером, так и механическими методами, садоводом-практиком), состояла в том, что, при существовании огромного вида рекомендуемых разными авторами «оптимальных» видов и искусственных конструкций крон (плодовых деревьев), основанных на разных механизмах и физических принципах/подходах к повышению ее эффективности, не было расчетной возможности объективного их сравнения. А заодно и объяснения количественного вклада разных методов физического воздействия на общую удельную продуктивность дерева. 
   Например, существовали, в рекомендациях специалистов, кроны следующих типов: естественные; естественно-многоярусные, прореженные; уплощенные; веретенообразные, вазообразные, плоские «пальметты», приземленные кроны стланцевого типа, деревья-кусты, прутики лугового сада и десятки и сотни других, часто совсем уж «фокусных» (и трудно выполнимых) в которых можно было «утонуть» не только начинающему садоводу – много жизней не хватило бы для практической проверки их относительной продуктивности. Было очевидно – что для ускоренного продвижения в работах по оптимизации крон, с целью повышения интенсивности сада, которую ставят себе все серьезные садоводы (и даже я тоже с этого начал) – абсолютно необходимо создать расчетные «обобщенные» модели для дерева произвольной конструкции. 

   Эта, «пространственная» модель потребовала от меня многократно больших усилий и затрат времени, чем «временная», на нее ушло более 5 лет (эпизодических занятий и размышлений, но очень напряженных), примерно с 1994 по 2001 год. В конце концов, я сумел создать такую обобщенную физическую модель плодового дерева, позволяющую рассчитывать продуктивность кроны, в зависимости от ее формы, размеров и биологической активности сорта, которая меня удовлетворяла по своей приблизительной, «качественной» точности расчетов. (Главным здесь было выявить главные физические факторы, в «работе» дерева, в реальных условиях – и, в частности, притяжения Земли, влияющие на продуктивность, как ограничивающие ее, так и способствующие ее повышению.) В результате были получены упрощенные законы, связывающие, в частности, высоту дерева с его продуктивностью (эффективностью кроны); а также таблицы относительной эффективности различных типовых форм крон (полусферической, уплощенной полудисковой и прямоугольной, веретенообразной - цилиндрической, колонновидной, стланцевой дисковой, и другими). Выявлены основные потери в дереве – три их вида: на преодоление сил притяжения Земли, «тяжести»; на преодоление сил «сопротивления сосудов» при распространении соков в волокнах дерева (эти потери примерно на порядок меньше первых); и потери на необходимое и избыточное массообразование (на строительство несущей конструкции дерева, для обеспечения возможности заполнения пространства листовым аппаратом и корневыми всасывающими окончаниями). 
   Введено понятие коэффициента «жизненной силы» Кжс дерева, обеспечивающей его биологическую активность, биосинтеза, (измеряемую относительной энергетической массой его годового прироста, или, по-другому, биомассы, в «энергетическом эквиваленте», то есть запасенной в ней энергии). Определяемый (Кжс) через отношение энергии, получаемой суммарным листовым аппаратом (световой и тепловой, с учетом затенения) дерева, пропорциональной общей площади листвы, к его общей массе (возможно, за вычетом «омертвленных» опробковевших тканей, исключенных из жизненного цикла и потому целесообразного рассмотрения). Сформулированы основные обобщенные законы, позволяющие проводить оптимальную формировку кроны дерева, для любых ее вариантов, которые «вьются» вокруг выравнивания условий для существования отдельных элементов дерева. И которые, поэтому, по аналогии с общественными аналогичными, названы «коммунистическими». Таких законов всего пять, условно они названы так: «Закон всеобщего равенства», «Закон разумного ограничения потребления», «Закон диктатуры пролетариата» и обратный ему, асимметричный «Антиэлитный закон», а также «Нормально демографический закон». Содержание этих законов и сама эта «пространственная модель» описаны в работе под названием «Коммунистические принципы интенсивного садоводства», помещенной на наших сайтах.
***
   Садовод – «бог» природы, в масштабах сада, и он должен управлять им (жизнью растений в нем) по коммунистическим законам, представьте, чтобы достичь максимальной эффективности использования наличных ресурсов – данной площади сада, прежде всего, (а также времени, дополнительных вносимых массо-энергетических ресурсов, с помощью «искусственных» агроприемов; трудовых, финансовых и прочих). «Ничего личного», как любят говорить ныне в «деловом» мире, пуская пулю в лоб сопернику, просто научные выводы, неоспоримые, как доказательство, что «дважды два равно четырем».

5. ИСААК НЬЮТОН – КАК СОЗДАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ 

   Замечательную радиопередачу о Ньютоне прослушал вчера, 3 марта, по радиоканалу «Звезда» (программа «Исторические заметки»). Узнал о его интересной и поучительной судьбе, и многие интересные и важные для меня вещи. Например, что именно он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, закон всемирного тяготения, был председателем Королевского общества ученых, (типа нашей Академии наук) и организатором ученых своей страны, помогал им финансово до конца жизни. Был смотрителем Монетного двора Англии, наладил всю финансовую систему этой родины капитализма в самый критический для страны период, выпуск золотых монет увеличил в 8 раз, «пересажал» фальшивомонетчиков и выслал из страны на американские плантации (всего около 114 человек). Наградил Меньшикова, сподвижника и любимца Петра 1, реформатора России, в 1714 году званием «почетного члена королевской «Академии», пусть из политических соображений - налаживания контактов с Россией. (При этом был скромным человеком, хотя и не бедным в конце жизни, любил работать в саду, в своей лаборатории, где сделал однажды открытие о законе притяжения, когда, по притче, «яблоко упало ему на голову»).

Лирическое отступление.
   Поневоле вспомнился случай из моего школьного детства. Привожу как пример моего «физического» типа мышления. У нас в школе была юная преподавательница физики, Нина Павловна – худенькая, стройная, затянутая ремешком в платье, «нервическая», даже истерическая, когда срывалась от нашей «тупости» класса, миловидная особа. Правда, нас с братом, и еще одного мальчика из трех классов потока, Борьку Матвеева, она уважала, и в порыве «праведного гнева» на «тупой» класс не раз кричала: «Всех разгоню, оставлю из класса только братьев Абакумовых и Матвеева». Дело шло к первым экзаменам, в 8 классе, и в старшие классы брали не всех, только треть – Хрущев направлял молодежь трудиться. Так вот, после одного из уроков, когда мы изучали закон притяжения, я подошел к учительнице в коридоре, когда она вышла, и задумчиво спросил: «А ведь если Земля притягивает яблоко, то, наверное, и яблоко притягивает Землю?». Помню, как она обрадовалась и восторженно воскликнула: «Какой сообразительный мальчик!». Смешно вспоминать, но приятно окунуться в то время, счастливое, в главном, как сейчас ярко понимаю. (Хотя тогда я радость детства физиологически не ощущал, скорее, наоборот – страдал от «комплексов», что был «маленький», некрасивый, от переживаний за учебу и страхов от не поступления сначала в техникум, потом в Вуз, и по прочим «проблемам юности», неуверенного в себе «начинающего человека».) 
***
   Но главным трудом И. Ньютона и вкладом в культуру человеческой цивилизации является, безусловно, открытие трех основных законов механики (и физики), названных его именем. Он ввел понятие «силы» и заложил, «навязал» в физике свою модель представления о мире (некоторые ученые утверждают, что можно было создать другую модель, без понятия «сила»). Эти законы, как известно, гласят. Первый: тело, на которое не оказывают действие силы, движется равномерно и прямолинейно. Второй говорит о том, что ускорение перемещения тела пропорционально силе, воздействующей на него, и обратно пропорционально его массе. Третий закон гласит, что «сила действия всегда равна силе противодействия». 
   Он изложил их в трактате под названием «математические начала натуральной философии». Так называлась тогда физика. А ведь действительно – физика – это натуральная философия реальной Жизни, что я крепко понял к концу жизни. (Поэтому сейчас одно из моих ходульных выражений: «Учите физику – и Вы станете коммунистом». Кстати, К. Маркс в конце жизни начал активно изучать математику, чтобы лучше понять общественные явления и их законы). То-то нам с братом так нравилась философия и общественные дисциплины, со школы, при том, что любили физику - я всегда чувствовал их внутреннюю связь, а не оторванную от жизни «сверх абстракцию». Пожалуй – зря поменяли название на физику, разве что новое короче.

   Теперь, занимаясь уже много лет садоводством и изучая Жизнь в целом, (на разных примерах, но, прежде всего, физиологии растений, многолетних плодовых деревьев, в смысле ее влияния на удельную продуктивность, выносливость и общую «культуру» дерева, см. прим. 5), я глубоко, «нутром» понял, как эти основные законы физики (вместе с другими) определяют весь ход развития Жизни, вообще ее формы существования, в Природе. (Ибо Жизнь – это только организованная часть материи, как покажем позже).
Я плохо знаю, по отдельности, физики, математику, философию, садоводство, конкретно – физиологию растений, биологию, технику в тех разделах, что использую для сравнений и взятия аналогов для моделей реальных биообъектов – но, к сожалению, не знаю людей, ученых, кто мог бы свободно владеть всеми этими знаниями одновременно. Для того, чтобы суметь создать обобщенную «Физическую теорию Жизни», то есть описать, на математическом языке формул, принципы Жизни, на примерах ее проявления в разных ее областях. Но тот, кто создаст такую теорию, будет достоин не одной степени звания «Лауреата Нобелевской премии», а по многим наукам сразу.

Прим. 6. А вот химию, признаться – не люблю, а органическую – не перевариваю. Но о химии Сент-Дедьен, основатель физиологии и сподвижник нашего известного ученого Чижевского, придумавшего электроразрядные люстры, сказал уничижающе (уничижительно) просто: «Химия – это физика на молекулярном уровне». В моих садоводческих работах «химическими» исследованиями я не занимаюсь, и средствами химии не пользуюсь, даже в борьбе с вредителями. Из принципа и лени.
Прим. 7. Мой брат, который лучше меня знает технику, физику – хотя много хуже садоводство и ботанику, попытался, с моей подачи исходной темы, создать собственную теорию общественного развития, где промоделировал, на примитивном уровне, через взаимодействие элементов системы, разных видов организации, физическое устройство и функционирование обществ разных типов – от дикого и первобытно-общинного, через рабовладельческое, феодальное, капиталистическое – «демократического» и «фашистского» типов, до социалистического и коммунистического. И написал – к 2002 году, работу, на 300 стр., под названием «Постулаты социальной кибернетики», новое название: «Физические аспекты социальной кибернетики». См. наш сайт «Conception.my1.ru»).
   А началом его работы, первым толчком к ее написанию, послужил мой вопрос к нему: «Как неравенство – элементов системы – влияет на ее эффективность?», и просьба написать такую формулу. Он тогда, поначалу, не смог этого сделать, и только «накричал» на меня, что я плохо знаю физику и радиотехнику - теорию обработки сигналов, в частности. (Когда и пока я женился и занимался семейными проблемами – он учился в аспирантуре и преуспел поболе меня «в науках»). Потом, постепенно, окончательно только через несколько лет, я смог сам ответить на этот вопрос, и получить достаточно убедительные (для себя) модели-аналоги, (среди радиотехнических, используя спектральный анализ), и расчетные формулы, для ответа на этот важный «больной» вопрос. 

6. ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЖИЗНИ

   Эта «физическая теория Жизни» должна объединить такие законы философии, как «единства формы и содержания», «единства и борьбы противоположностей», «перехода количества в качество», «спиралеобразного развития» и другие. А также такие законы физики, как первый закон Ньютона (о прямолинейном и равномерном движении, при отсутствии воздействующих сил), под следующей философской – «жизненной» интерпретацией: «Под лежачий камень вода не течет». Второй закон Ньютона, как аналог придуманному мною «Второму закону Абакумова», о «Жизненной силе» дерева, равной отношению проекции кроны (условно – площади листьев, пропорциональной получаемой солнечной энергии) к массе дерева, что определяет относительный прирост биомассы дерева за единицу времени (сезон, например), что, по сути – есть параметр «ускорение» Жизни. Третий закон Ньютона - «сила действия равна силе противодействия», который отражает тот факт и проявление Жизни, что она всегда направляет свои силы туда, где труднее. 
Прим. 8. Кстати, на этом принципе «противодействия», построена «экономика» - страшно экономная, рациональная – на производстве, и гораздо более страшно расточительная – в сфере потребления и принятых стандартов роскоши, (подчиненных стремлению максимального обеспечения возможностей индивида – «элемента» общества любой ценой, даже за счет самого общества, в ущерб ему, как целому, «системе»). И вообще все капиталистическое общество, включая медицину (где больного от инфаркта заставляют подниматься на второй день – «выживет – так выживет»).

   Еще один исключительно важный «закон» физики – это преобразование Фурье. Связывающее представление сигнала (любой периодичной детерминированной функции, по сути – Жизни, во времени или в пространстве) во временной области с его представлением в частотной области (или формы объекта в пространстве с его представлением в области пространственных частот). Такие взаимосвязанные, но разные по форме, представления «сигнальной» функции, часто оказываются очень полезными для определения их уровня «организованности», («упорядоченности», «степени периодичности»), или «культуры», по сути, по нашему определению (этот вопрос мы и рассматриваем, заметим).

   Она – эта «физическая теория Жизни» - должна объединить знания в области ботаники, химии, физики, математики, и даже некоторых областей техники (кибернетики, например, или направлений по созданию искусственного разума и интеллектуальных систем вооружения, в частности, систем РЭБ – радиоэлектронной борьбы, радиолокационной техники). Чтобы на базе этих комплексных знаний создать рабочие модели и формулы для расчетов количественных величин разных проявлений и параметров (характеристик) «Жизни» - в том числе для определения такого важного «интегрального показателя качества» параметра, как «уровень культуры», определяющего максимальные возможности (или «эффективность») системы, как произведение ее максимальной пиковой продуктивности на ее экономичность. По сути, показатель «культура» (через его численный параметр «уровень культуры» Ук) есть характеристика «полезности для Жизни» данного объекта (или субъекта, или производимого им процесса, не важно), как наибольшей производимой продукции на единицу потребляемых ресурсов, взятых от окружающей среды. 
Прим. 8. Иногда такая среда, в узком эгоистическом понимании отдельного элемента – это другие элементы данной системы, как то бывает и в обществе, например. Тогда это эффективность «паразита», для которого окружающие элементы – лишь материал для собственного развития. Но этот случай искаженного представления о культуре мы не рассматриваем; а учитываем - в работе, только случай «подлинной» культуры, полезной именно для системы, нормированной к потреблению реальных физических ресурсов Природы.

   То есть, по сути, дать примерно такие же («законы») Жизни: исходные постулаты (для определения) и формулы (для расчетов) «уровней Жизни», или Культуры биообъектов (или просто сложных «упорядоченных», организованных объектов, природного или искусственного происхождения, например, кристаллов снежинки), какие получил Ньютон для физических явлений в области механики, в виде трех вышеупомянутых законов, описанных им в главной его работе «Математические начала натуральной философии» (так тогда называлась физика). Она должна связать едиными законами форму (объекта в статике) и содержание (функцию его процесса жизнедеятельности). Что, в принципе, позволяет сделать спектральное преобразование и анализ одновременно во временной и частотной областях - для процессов. Или в областях пространства и пространственных частот, соответственно, в случае анализа формы объектов. То, чем я пытался заниматься в своей работе.
***
   Конечная моя цель, в садоводстве, которая мной не достигнута, (хотя и обозначена), и которую я призываю воплотить будущих ученых в области биологии – это создание рабочих моделей для расчетов параметров «культуры» плодовых деревьев, и, как следствие, определения хотя бы их основных параметров: удельной продуктивности и выносливости - по различным факторам (например, зимостойкости 5 видов, засухоустойчивости, возможно – общей экологической устойчивости) для плодовых деревьев. И, в частности, введение в практику такого параметра, как «уровень культуры» – в численной и/или графической форме, который будет указываться для каждого вида и сорта плодового дерева. А также исходные экспериментальные данные для его определения, в виде, например, как мне сейчас представляется и предложено в моей упрощенной имитационной физической модели, набора графиков следующих функций и параметров: функции сезонного изменения интенсивности процессов массо-энергетического обмена; функций изменения осмотических давлений на концах (периферии) веток кроны и корней; функции «тока» (потока сокодвижения), то есть перемещения «сырой массы» вверх-вниз; функции отложения «сухой массы» и/или химической энергии, в ней заложенной; параметра «уровень культуры» Ук, названного «культурностью» (аналог общей «добротности» дерева, служащий интегральным показателем качества дерева, с учетом как его биологических свойств – сорта, так и достигнутых искусственным путем, посредством агромер, по уходу, в том числе по получению/формированию эффективных конструктивных параметров дерева, в первую очередь крон).

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   Конечно, можно сказать: «А зачем это все нужно, ведь для практических целей, например, в садоводстве - в такой общей «физической теории Жизни» потребности нет (почти). (Помните, из фильма, как отец убеждал Есенина заняться более надежным делом, чем стишата писать. И о нашем известном математике и общественном деятеле периода Петра Первого, Магницком, сельчане так писали: «Подростком он ничем не выделялся среди других, только умел хорошо читать и считать». Тогда больше ценились, в простом народе, хорошие плотники, кузнецы, скорняки, пастухи… ). Но тогда зачем люди стремятся к красоте, выращивают необыкновенные цветы, украшают сложными наличниками свои дома, рисуют картины, слагают песни, музыку, строят и украшают необыкновенной красоты церкви, сами нищие – наконец? И славят своих лучших творцов искусства, тех же поэтов (помните: «Поэт в России больше – чем поэт»), например, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Михаила Лермонтова, Александра Пушкина? И что вообще нужно человеку: пожрать, поспать, выпить и «бабу под бок»?  
   Так что нет, товарищи дорогие, видно, все не так просто в Жизни, и не меряется одними сиюминутными прагматическими интересами. Стремление к красоте и познанию заложено в нем (Человеке) на генетическом уровне, а у кого этот механизм ломается – тот становится пуст и заканчивает водкой и наркотиками. Борис Стругацкий, недавно почивший, сказал, что «главной радостью для человека является познание». А формула для «Культуры», в самом очищенном физическом виде, которую я вывел, гласит, что «Уровень культуры объекта/субъекта меряется информацией, содержащейся в нем». Для человека это означает – он, прежде всего, ценен за количество полезных знаний, которыми обладает, которые позволяют ему наиболее полно (рационально) распорядиться имеющимися у него основными физическими ресурсами: массой, энергией, пространством и временем – для достижения полезных целей (или сделать это многократно усиленно – посредством других, руководимых им людей, что есть высшее счастье – максимальной самореализации силами других). Это и есть «основная физическая формула Жизни», которую я для себя понял и вывел. В более общей и гибкой «гуманитарной» трактовке, уровень Культуры Человека будет определяться его общей полезностью для прогресса человечества, его «развития», духовного даже более, чем материального.


Абакумов А. 5. 03. 2013 Москва



Категория: ФИЗИКА КУЛЬТУРЫ И ЖИЗНИ | Добавил: meshera (13/Мар/29) | Автор: Абакумова Александр
Просмотров: 2145


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024