Главная » Статьи » Формула культуры плодового дерева

10 ЗАКОНОВ АБАКУМОВА В САДОВОДСТВЕ

Посвящается моим родителям, Абакумову Петру Андреевичу и Абакумовой (Соколовой) Марии Алексеевне, скромным и честным советским людям-труженикам, достойным представителям русского Народа, вложившим свой посильный вклад в строительство мирового Коммунизма и подарившим мне с братом жизнь и свою любовь.

  1. ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Хочу рассказать, как мне пришла в голову идея создавать собственные правила (или определить основные принципы) садоводства, которые я громко назвал «законами», со своим именем, (автора, что принято в науке и не считается зазорным). Во всяком случае, меня одобрил в этом мой старший товарищ по садоводству, ученый-биолог из МГУ, Олег Владимирович Головчанский, сказав: «Правильно, имеешь право». Ведь имеют же право авторы сортов плодовых деревьев присваивать им имена. Да я ни на что и не претендую, в «садоводческой науке», это всего лишь свод собственных рекомендаций, самому себе и тем, кто захочет меня слушать.

Дело в том, что когда, в начале 1990-хх годов, волей случая («начало катастройки»),  судьбы (я, радиоинженер, стал безработным) и природных наклонностей – я всерьёз занялся садоводством, практически на профессиональном уровне, то жизнь сада и моя работа в нем сразу поставили передо мной кучу вопросов. (См. в следующем разделе). Не ответив на которые, невозможно было правильно все делать и успешно развиваться в этой области в правильном направлении. Короче, нужна была «теория» (пусть собственная, примитивная), которая могла бы руководить практикой моих действий. Как правильно говорится: «Без теории практика слепа, а без практики теория мертва».  Так я стал «гармонично-оптимально» развиваться, в садоводстве, одновременно практически (в летний сезон) и теоретически (более в зимний, «спящий», период).  Примерно как и сами растения в саду (сам сад), подстраиваясь под годовой ритм Природы. (Потом, уже через много лет, я назвал такой принцип оптимального сбалансированного развития объекта Жизни «законом №7 Абакумова»: «Закон оптимального гармоничного развития – количественного /материального/ и качественного /духовного/». См. его трактовку далее в тексте).

Поскольку Гайдар (и Ко) мог лишить меня привычной работы, но не мог запретить инженера исследователя по привычке думать, а времени и возможностей для этого, ползая по земле на грядках и прочих работах, да на свежем воздухе, плюс с чистой головой, да без начальников, было предостаточно, то «эскадрон моих мыслей шальных» за 30 лет далеко ускакал от Газмановских мечтаний начала перестройки.  Все работы в саду - различные, давно отработанные агро приемы, способствующие повышению урожая, и все явления, с которыми приходилось сталкиваться – порождали все новые и новые технические и социальные ассоциации, учили Жизни в целом. (Как призывал народный советский писатель Василий Шукшин: «Учитесь жизни у Жизни»).

Замечу, что для меня Жизнь – штука неразрывная, и не делится на разные специализированные области: например. Садоводство. Политику (=общественная жизнь, включая индивидуальную, личную),  Искусство (в его узком принятом понимании как сферы деятельности его «представителей»: писателей, поэтов, художников, музыкантов, работников кино, театра и даже телевидения и радио, теперь). Науку (в её множестве областей, от естественных до гуманитарных). Технику (у которой тоже есть множество отдельных важных направлений).  И даже «проклятую» современную экономику (которая в буржуазном обществе понимается только как способ эффективной эксплуатации рабочих и трудового Народа в целом, экономить на трудящихся бедных.).

Поэтому, уж извините, (но так работает моя голова, и, думаю, у многих тоже), я  во всех своих работах, статьях, позволял себе самые широкие аналогии, («метафоры», красочные сравнения), и разные свободные рассуждения. Благо, что теперь, благодаря интернету и праву «бесплатного» писателя, я вырвался на «свободу слова», где мне никто не указ и не может безжалостно редактировать и «ломать через колено», как это могли позволять себе редактора разных изданий или мои начальники на работе, когда я давал свои материалы в отчет на подпись. Как правильно сказал начальник моего брата, (к.т.н., разработчик систем наведения ракет): «В науке надо быть господином, а не слугой». Господин происходит от «Господа Бога». Поэтому надо быть «Богом» как в своей деятельности в саду, так и в своих статьях, чтобы полностью раскрыть свои возможности по управлению миром, в тех скромных ограниченных пределах, которыми располагаешь. Как я, «научный атеист», (опять извините, люди верующие), люблю повторять: «Человек – бог Природы в масштабах сада». И ничего святотатственного здесь нет, ибо действительно опытный садовод может делать практически все со своими подданными – деревьями. (И другими растениями, но они меня здесь не интересуют). Может их пересаживать, переформировывать как угодно, выбирать для жизни одних и умерщвлять других, перепрививать сорта с одного на другое, по своему усмотрению, перекармливать или держать на голодном пайке и мн. мн. др.

ххх

Если слишком сдерживать человека (как и любой объект жизни, обладающий определенным массо-энергетическим потенциалом «Жизни»), то он не сможет проявить себя полностью, что я понял и на себе. (И отчего развалился СССР). Поэтому приходится иногда говорить слишком «размашисто» и не сдержанно, и в рассуждениях о садоводстве (не доказано строго, научно, и сырой материал), и в политических высказываниях. Но, как я заметил, интуиция бежит впереди твёрдого понимания и чисто научного знания, и часто такие «лихие» предположения оказываются вполне верными, в итоге. Поэтому прошу не судить слишком строго все мои «труды», я и сам им наиболее строгий критик, и отношусь к ним, как к досужим рассуждениям, но, надеюсь, дающим пищу для глубоких размышлений,  и не только начинающим садоводам.

Поскольку всё не знает никто, а новые знания в наше время рождаются на стыке разных наук. Вот и глубокое понимание садоводства, во всех его проявлениях и процессах, (на которое я замахнулся при разработке своей «модели плодового культурного дерева»), предполагает использование познаний из разных областей науки и практической деятельности людей.  Так, даже создание моих упрощенных (сверхпримитивных) рабочих моделей плодового дерева, которыми я вполне успешно пользуюсь в своей практической работе, потребовало всех моих познаний в разных областях, помимо садоводства и биологии: математики, физики, радиотехники (антенной, приемной), импульсной, вычислительной, компьютерной и др.; общественных наук (философии, истмата, истории), политики, и даже автодела (см. примеры сравнения дерева с автомобилем).    Поэтому, надеюсь, даже мои скромные «потуги», в попытках создания рабочих физических моделей, (или, попросту, использования технических аналогий и математических методов их расчета), помогут привлечь внимание серьезных специалистов, ученых в области садоводства и биологии, к использованию методов физико-математического моделирования в садоводстве. (Хотя бы через самую суровую критику моих поверхностных несерьезных «измышлений».)

Для интереса расскажу забавный случай, как защищал свою научную диссертацию знаменитый физиолог Чижевский, люстры которого теперь все знают. Он был репрессирован в 30-е годы, сидел в лагерях, чуть не погиб от рук заключенных, его спасла женщина врач, впоследствии ставшая ему женой. (Даю в пересказе, как запомнил, от О. В. Головчанского, который посещал его жену дома, после смерти ученого, и брал работы для изучения). Тогда, в начале 30-хх, молодой ученый рассматривал тему (примерно) «Влияния вспышек магнитной активности на солнце с подъёмами общественной активности (войнами, революциями) на Земле», приводил историческую статистику и пр. обоснования. Престарелые ученые мужи, члены научного совета, сидевшие в комиссии, обескураженные, не знали, какое решение принять. И тогда один из «мудрейших» взял слово и сказал: «Мы, конечно, с позиций современных знаний науки, не можем судить о правильности сказанного. Но видно, что человек умный и много поработал, а вдруг в этом что-то есть истинного? Ведь тогда будущие ученые нам этого не простят. Так что давайте дадим ему звание ученого и присвоим научную степень». Так (большинством) комиссия и проголосовала.

ххх

Так, постепенно, в процессе «теоретических» размышлений, о Природе садоводства и всей, самой Жизни, я приходил к пониманию определенных правил, которым должен следовать садовод. Чтобы, во-первых, обеспечить наиболее продуктивное ведение садоводства - из прагматических целей, в промышленном (фермерском) саду. И, во-вторых,  успехов в подлинном (качественном) развитии сада и самого садовода, (определяемых понятиями «культурности» обоих). Где главной целью, в любительском «культурном» саду, (мое определение), является максимально ускоренное получение наибольших знаний в единицу времени. То есть предельная интенсификация процесса повышения уровня культуры, («культурности») садовода.

Подробности и всякие примеры приводить не буду, как возникали «идеи» создания каждого из «законов», об этом много написано, в моих разных статьях. А в данной я только хотел перечислить эти основные «законы», с краткими пояснениями к ним, их «трактовки» и толкования. А также привести для примера, лишь некоторые вопросы, с которых началось создание моих «законов» и физических аналогов  (т. н. «моделей»), позволяющих лучше понять исследуемые объекты (здесь ПД) и даже примерно рассчитать параметры его функционирования. А также немного рассказать историю и последовательность возникновения этих общих «законов» садоводства.

 

  1. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МУЧАЮТ НАЧИНАЮЩИХ САДОВОДОВ

 

Приведу, для примера, лишь несколько, которые «мучили» меня.

  1. Почему так стали популярны карликовые деревья, и что это такое вообще? (А теперь надо добавить такой же вопрос по колонновидным деревьям, их ценности для садовода, роли и месте в саду, среди остальных деревьев.)
  2. Почему считается, что карликовые деревья урожайнее, хотя они меньше? (Сразу даю подсказку – потому, что надо урожайность в саду подсчитывать на единицу площади, то есть нормированную).
  3. Почему большое старое дерево надо сильно обрезать, чтобы оно стало лучше плодоносить, хотя, казалось бы, наоборот, надо беречь все ветки?
  4. Почему не надо сильно поливать деревья в середине лета, когда вроде бы оно наиболее сильно «растет» (набирает потенциал тепла и питания для плодов)?
  5.  Почему  надо сильно поливать деревья осенью (в начале) и перед зимой, когда вроде бы уже и листьев нет, и они «не растут?
  6. Что такое многосортовые деревья и зачем они нужны?
  7. Что такое «скелетообразователи», и для чего они нужны?
  8. Зачем нужен такой параметр, как «зимостойкость» дерева. Его вообще мало кто из начинающих садоводов берет в расчет. Все хотят покупать саженцы таких вкусных сортов, плоды которых им понравились на рынке, типа Мелбы, Лобо, Слава победителям,  и потом сильно удивляются, до сердечных приступов, когда такие деревья погибают в первую зиму или, еще хуже, просто подолгу не хотят расти или плодоносить, и постепенно «усыхают.
  9. Почему нельзя пересаживать деревья летом и зачем нужно применять саженцы с ЗКС (закрытой корневой системой, то есть в горшках)?
  10. Зачем нужно обязательно подрезать макушки и концы веток деревьев саженцев при пересадке, весной, и в какой степени это следует делать?
  11. Как правильно выбрать самые-пресамые лучшие сорта, для своего сада и своей зоны? По каким параметрам надо их оценивать?
  12. Какие кроны (по форме) лучше и как их правильно формировать, на молодых и старых деревьях?
  13. Какие виды обрезки ПД существуют и как их правильно применять?
  14. Как можно формировать кроны молодых деревьев без использования обрезки, «щадящими» методами, используемые садоводами еще в древнем Китае? Какие такие методы существуют?
  15.  Как правильно делать посадочные ямы, для разных типов деревьев?
  16. Как правильно и лучше содержать почву в приствольном кругу (залужение, под паром и др.)?
  17. Как правильно удобрять деревья, минеральными и органическими веществами?
  18. Зачем нужно обрывать сухую не облетевшую листву перед зимой?
  19. Как повысить зимостойкость деревьев? От чего она зависит?
  20. Для чего нужно нормировать плоды на деревьях и как правильно это делать?
  21. Как и когда правильно пересаживать деревья, сколько при этом они могут храниться, в том числе в прикопах?
  22. Наконец, что такое «культура» применительно к плодовому дереву и саду, садоводу?
  23. И вообще, зачем нужен сад русскому человеку, если в магазинах «все есть», (даже зарубежные и южные плоды яблок и груш, более вкусных сортов, чем могут вырастать в нашей подмосковной зоне), и есть деньги? И «весь мир у твоих ног» - и Турция, и Египет, Греция, и турбазы со «шведским столом»? И т. д, и т. п. до бесконечночти.

 

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ЗАКОНОВ» САДОВОДСТВА

Привожу в хронологической последовательности их создания, а не по номерам.

 

    1. ЗАКОН №8 АБАКУМОВА и входящие в него подзаконы №8б, №8в , №8г.

 

Первым «законом», который я осознал для себя, был закон, впоследствии названный «волновым законом развития плодового дерева, Природы и Жизни». (Ему я присвоил название «Закона №8 Абакумова»). Его история возникновения описана в работе /1/, «Временная модель 1» (это рабочее название, а полное «Волновые процессы в жизни плодового дерева», или «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в плодовом дереве»), созданной еще в голодную зиму 1992 года, за рабочим столом предприятия, когда я там еще работал, но уже не получал зарплату.  В интернете она появилась только много позже 2000 года, когда я приобрел ноутбук и стал «писать». Причем саму статью оформил даже много позже других, (описывающих другие «законы»), поскольку в ней были графики, трудные для опубликования. Более подробное и скорректированное описание этого закона и его трактовку для функционирования плодового дерева  я планирую дать в статье «Временная модель 2», (которую вчерне написал). Выводами из этого закона я давно вполне успешно пользуюсь для своих действий в практике садоводства. Замечу, что его вывод (о волновой природе функционирования ПД) для меня, как радиоинженера, был вполне естественный и нетрудный, (как только увидел асимметричные по сезону приросты кроны и корней, в садоводческих книгах), хотя в деталях трактовки я его долго переосмысливал.

Важным итогом признания волновой природы ПД является возможность применить для исследования их физиологических процессов хорошо известные методы спектрального анализа. Как в области обычных частот, для анализа временных процессов разных обменных функций в ПД.  Так и в области пространственных частот, для определения оптимальных «резонансных» пространственных структур крон, с ветвями разных порядков, согласованных с длительностью годового (сезонного) периода. Прим. В частности, признание волновой природы дерева означает признание его носителя, ПД, колебательной системой (у нас электрическим контуром), со всеми вытекающими последствиями. Отсюда вытекают, в частности, еще три уже попутно «открытых»  «подзакона».

 Первый - «закон инерции процессов Жизни», №8б, который отражается «постоянной времени» Т контура и определяет максимальную скорость изменения процессов, (в том числе и социальных). У нас в садоводстве это, в частности, «подзакон» оптимального согласования постоянной контура – аналога ПД, с длительностью теплого сезона».

Второй подзакон, Закон «оптимальной скорости развития» №8в, прямо связан с законом №8б, которая в итоге оказывается самой быстрой и равномерной.

Третий подзакон, Закон №8г – «опережающего «культурного» воздействия», определяет оптимальный по фазе сдвиг регулирующего воздействия, равный 90 градусов. Он тоже отражает ограничение максимальной скорости развития объекта воздействия, а также оптимального перераспределения количественной и качественной составляющих у дополнительного развития. Подробнее см. в статье /2/, пп.29,30, а также закон №7, «Оптимального гармоничного развития, количественного и качественного», см. далее в тексте.

ххх

А, в конечном итоге, именно методы спектрального анализа сложных сигналов и диаграмм направленности фазированных антенных решеток (ДН ФАР) легли в основу создания т. н. «культурной» модели ПД. Которая объединила и «временную модель» (волновую) и «пространственную» (для форм кроны и корней дерева) в одну общую, в единое целое. С помощью которой можно проводить оценку уровня культуры (параметра «культурность») любого дерева и определенного сорта, что и является конечной и главной целью всей проведенной мною работы, в садоводстве. Поскольку параметр «культурность», выраженный одним числом, есть интегральный параметр качества дерева сорта, в целом, и отражает уровень его «полезности» для Жизни. Созданием этой модели я очень горжусь, тем, что все же смог довести ее до конца, на приемлемом уровне, за зиму, к отъезду в деревню (хоть и на самом примитивном уровне) – так тяжело она мне далась. Она описана статье /6/, «Формула культуры плодового дерева», законченной в день пасхи 2018 года, а на сайт МЕЩЕРА помещена сегодня (целым файлом, с рисунками в приложении, части 4).

 

    1. КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ИНТЕНСИВНОГО САДОВОДСТВА №1-№5

 

Более сложным, долгим и даже мучительным для меня было создание т. н. «пространственной» модели дерева, позволяющей связать форму дерева (кроны, для простоты, вначале, а потом и в сумме с корневой системой) с его продуктивностью (на техническом языке, или удельной урожайностью – на языке агрономов). Над ним я промучился несколько лет (урывками, разумеется, тогда я просто выживал, это были 1993-2000 годы). Помню, как с этими формулами, написанными на черновой бумажке в кармне, я сидел в военкомате, куда пришел на месяц помочь в военную кампанию с Чечней весной 1995 года, оформлял дела допризывников. (Попросили соседи по дому, военные, тогда зимой я был уже безработным). В промежутках от работы я прокручивал в мозгу очередные математические «проблемки» описания, над которыми думал всю зиму. Вот тогда я грубо уже понял основные «потери» энергии в дереве и сумел, в принципе, создать такую упрощенную «пространственную» физико-математическую модель ПД, которая с тех пор вполне меня удовлетворяла, в практической деятельности. Формально я её описал и отразил в своей статье «Коммунистические принципы интенсивного садоводства»,/3/ (рабочее название «Пространственная модель ПД»). /З/, опубликованной в интернете примерно в 2001 году, и переработанной в 2004 году. (См. также /2/, ч.2,  раздел 32.)

Эта «пространственная» модель позволила определить целый ряд (всего 5) фундаментальных принципов создания оптимальных крон и самого ведения интенсивного садоводства. В том числе обосновывала введение карликовых садов, а также деревьев «колонн». (Вместе это создавало «колонновидные сады», самое перспективное ныне направление, в южных зонах садоводства). А также основные принципы оптимальной обрезки, выбор формировки лучших типов крон, степени их прореженности (плотности заполнения листвой), компактных крон; соподчиненности веток разных порядков и уровней отхождения в кроне и мн. мн. др. Поскольку принципы формирования оптимальных крон и схем посадки в саду «интенсивных» («культурных», потом назвал) ПД полностью соответствовали принципам построения «сложного» коммунистического общества,  особенно в сравнении с большими сильнорослыми деревьями «неравенства» (=эксплуататорского пирамидального «простого» типа, последний из которых капитализм, «рынок»), я их «вынужденно» сокращенно назвал для себя «коммунистическими». А потом, когда попривык к такой терминологии, так назвал и свою вторую, отработанную статью. /3/Теперь я эти коммунистические «принципы» уже назвал «законами», они вполне этого заслуживают. (См. статью /2/,/Оценка сортов/, ч.2, п.32.)

 

    1. ТРАКТОВКА «КОММУНИСТИЧЕСКИХ» ЗАКОНОВ  ИНТЕНСИВНОГО САДОВОДСТВА

(Выписка из /2/, ч. 2, п.32)

Короче, вникнув в физиологию (и физику) функционирования дерева и его элементов, я создал свою так называемую «пространственную» модель кроны дерева, с помощью которой можно было определить расчетным путем удельную урожайность разных видов крон: высоких, низких, округлых полусферических – объёмных, уплощенных полу дисковых, (стланцевых, приземленных); уплощенных прямоугольных – для плодовых стенок, веретенообразных (цилиндрических), колонновидных (линейных), приземленных дисковых (стланцевых). При этом учёл и три вида основных физических потерь в дереве, в условиях притяжения Земли. а)  На  подъем питательных веществ в крону, по высоте. б) На преодоление сил «сопротивления» в сосудах, или на транспортировку по волокнам, пропорциональные их длине. в) И потери на непроизводительное массообразование скелетной несущей части дерева (которая прямо не работает на урожай, в  отличие от массы «полезного» листового аппарата). В результате написал работу (статью) под названием: «Коммунистические принципы интенсивного садоводства», примерно в 2000 году. (См. на моих сайтах).

А такое название дал потому, что все полученные мною законы, или принципы садовода, которыми он должен руководствоваться в саду, в роли «бога природы», для получения максимальной урожайности, полностью совпадают с коммунистическими. Которым нас хорошо учили  свое время, (а я был отличник, в школе, техникуме, институте - и любил общественные науки, помимо физики). Вот какие это пять законов.

Закон первый, (эффективного садоводства), «всеобщего равенства», гласит, что параметры деревьев в саду должны быть максимально выравнены для  получения максимальной урожайности на единицу площади (используемых ресурсов). А именно – листья и плоды должны быть максимально выравнены по размеру, высоте расположение (над землей, с небольшой коррекцией на длину боковых ветвей, которая приводит к необходимости делать боковые ветви чуть ниже лидера). Все боковые скелетные  верви иметь равную высоту по концам, независимо от высоты отхождения от ствола, быть расположены равномерно по окружности (для объемных крон). Плоды должны созревать максимально одновременно. Плоды и листья должны максимально равномерно заполнять крону в объеме или её проекцию на солнце, (в уплощенных кронах). Деревья в саду должны располагаться максимально равномерно, чтобы использовать все освещение. Деревья должны быть равными по высоте и силе роста (нельзя смешивать сильнорослые и карлики, при одной схеме посадки) и т. п.

Закон второй«разумного ограничения потребностей», гласит, что листва дерева должна быть максимально приближена к стволу и не удаляться дальше, пока не использовано (не заполнено) все ближнее пространство. В противном случае приобретения дерева за счет солнечного света, полученные при расширении и увеличении высоты полупустых крон, будут компенсироваться большими потерями в дереве (при распространении соков на высоту, против сил притяжения Земли; и по длине ветвей, по всем направлениям; и на увеличенное непроизводительное массообразование скелета дерева). Отсюда следует, что крона дерева должна быть и невысокой, и компактной, без пропусков листвой незаполненных пространств, без голенастых ветвей, (где листья вынесены далеко от ствола, на концы веток). Но при том и оптимально загущенной, так, чтобы птица пролетела. (Отношение площади листвы к площади проекции кроны не должно превышать 4-5, как пишет «ас» садоводства и мой первый учитель в нем Р. П. Кудрявец). По сути, этот закон можно рассматривать как следствие первого, общего закона «всеобщего равенства», но, поскольку он имеет самостоятельный смысл, то его стоит выделить в отдельный.

Закон третий, «анти элитный». Гласит, что, поскольку верхние ветки являются паразитными по отношению к нижним, (отдают меньше, чем потребляют от системы, что описано выше в тексте), то их надо периодически удалять или пригибать. (Как то делал Сталин со своей «элитой», или велит «демократическая» конституция на Западе, заставляя периодически менять/переизбирать президентов и членов парламента). Это позволяет разгрузить дерево, как систему, от «паразитов» - верхних «жирующих» элементов. В результате вместо одного плода на верхней ветке можно будет получить (образно) три на нижних, более эффективных ветвях.

Закон четвертый, «диктатуры пролетариата». Является зеркальным относительно предыдущего закона, антиэлитного, и гласит, что нижние ветви, как самые полезные, но угнетенные в росте, следует приподнять, и от этого вся система только выиграет. (Все параметры выровняются, и плоды на дереве, в частности).

Закон пятый, «нормально демографический». Из него следует, что надо стремиться, при формировании кроны разными способами, к увеличению тканей активного производительного среднего возраста, от 2-3 до 5-6 лет, а молодые («жирующие») и слишком старые (отмирающие) удалять, или не допускать их роста. Молодых должно быть только столько, чтобы хватало на замену убывающих старых, (как демографическая современная политика в Китае, где стремятся повысить качество населения, за счет сокращения ненужных или малополезных хунвейбинов). 

Ну чем не коммунистические законы? Сад – это отличная «живая» модель общества, и кто постигнет его законы, может править страной. Как хорошо сказал М. Задорнов: «Я буду голосовать за такого президента, который засадит садами нашу страну», (и обеспечит народ своей плодовой продукцией). Не надо понимать буквально, но от понимания жизни сада до понимания проблем общества недалеко, законы Природы всеобщи. «Учите физику, и Вы станете коммунистом» - мое любимое изречение. 

    1.  ЗАКОН № 6а АБАКУМОВА В САДОВОДСТВЕ

 

«Оптимального согласования уровней культур (культурностей) объекта и окружающей среды».  Отражает тот физический факт, что максимальная отдача сорта (в смысле реализации его биопотенциала) может происходить только при соответствии его внутренних физиологических параметров и качественных условий внешней среды, (определяемых также, через параметр «культурность» среды, для однотипности определений и понятий). Подобно закону «согласования генератора с нагрузкой», в электротехнике. Который гласит, что максимальная отдача мощности генератора в нагрузку будет при равенстве (=согласованию) внутреннего сопротивления генератора, (отражающего его «потери», воспроизводимой им же энергии на самоподдержание). И сопротивления внешней нагрузки, на котором выделяется мощность всей энергии генератора, отдаваемой во внешний мир, в систему «Жизнь». Или закону согласования частотной характеристики приемника с формой спектра сигнала, в радиотехнике.

Если «культура» внешней среды (отражающая насыщенность питательными веществами в почве, для корней, и насыщенность распределенной свето-тепловой энергии в воздушной среде, объема кроны), превышает культуру биообъекта ПД, (по качеству), то часть ее пропадает зря. То есть менее культурный  объект не может всю ее «переварить», интенсивности дерева для этого не хватает. Так происходит, например, когда «малокультурное» северное дерево переносят на юг, где ему «слишком жарко», в летний период. А его избыточная выносливость здесь не используется, а только  мешается, ибо тормозит и ограничивает активность «процессов урожайности». Или, когда «малокультурную» рожь, рассчитанную генетически для северного климата, высаживают на юге. В то же время более «высококультурная» пшеница, в своей «родной» южной природной зоне, дает там урожай многократно больший, чем менее культурная рожь, в той же южной зоне. Однако, при переносе обоих культур в северную зону выращивания относительно менее урожайная, по паспортным данным рожь, выдает в своей родной зоне стабильные высокие урожаи, тогда как пшенице не хватает условий (тепла и гумуса/питания в почве), для своей полной самореализации. В результате она не выдает даже урожая ржи, а может и вообще погибнуть при неблагоприятных условиях.

А если внешней «культуры» среды не хватает для данного вида растения (сорта ПД), то это растение не может полностью реализовать свой генетический потенциал. И то, и то равно плохо. Поскольку избыточная продуктивность/урожайность (как компонента культурности), как и качество плодов (размер, в частности) осуществляется (как правило) за счет недостаточной выносливости (экономичности в потреблении ресурсов, засухоустойчивости летом и зимостойкости зимой). И если она не используется, то дерево теряет в общем качестве. И т. п.

 

    1.  ЗАКОН № 6 б АБАКУМОВА В САДОВОДСТВЕ

 

«Условности культуры плодового дерева, привязанной к культуре окружающей среды». Этот закон, №6 б, перекликается с предыдущим законом, №6, однако это совсем разные  характеристики. Данный закон отражает то явление, что параметр «культурность» для ПД не есть абсолютная величина, константа, в разных условиях существования, а проявляет себя по разному, меняя свое значение, при изменении внешних условий. В практическом подходе параметр культурность сорта Укс, по моей методике, равна примерно произведению 7 основных параметров (зимостойкость, /удельная/ урожайность, скороплодность, вкус и внешний вид плодов, устойчивость к парше, лежкость плодов). Так вот, общая величина Укс (объем параметров) будет разная, в разных условиях выращивания, (складывающихся из естественных природной зоны и искусственных агрофона).Прим. При этом желательно, чтобы параметры были наиболее выровнены, тогда интегральный показатель «культурность» будет стремиться к максимуму.

Причем не всегда и не обязательно в лучших условиях любое дерево будет себя чувствовать лучше (и развиваться, плодоносить или проявлять большую зимостойкость). Поэтому для каждого сорта ПД нужно подбирать наиболее соответствующие условия. Что и делается обычно селекционерами сортов в каждой из собственных зон, создающих сорта «под себя». Слепой перенос одних сортов в другие, даже с лучшим, казалось бы, природным климатом и условиями, может привести часто к обратным, резко негативным результатам. И по совокупности параметров, параметру Укс, так и, в частности – по качеству плодов, как главному параметру, отражающему «полезность» сорта, (или его «культурность», в самом широком смысле, который я в него вкладываю).

Прим. Хотя законы №6а и №6б не одинаковы, и выявлены в разное время, я теперь решил их объединить в один, под названием №6, вариантов 6а и 6 б. Чтобы уместиться в 10 основных законов. А №7 отдать еще одному, важнейшему закону, «Гармоничного развития», сокращенно. Который вывел (окончательно доказал и сформулировал) буквально на днях, когда дописывал статью /6/  «Формула культуры ПД». В ней, на рис. 8, показан численный пример, демонстрирующий, как оптимальное (гармоничное) культурное развитие увеличивает общую культурность, по сравнению с однобоким, односторонним – либо только количественным (по оси мощности),  либо только качественным (по оси времени, отражающей через продолжительность жизни объекта его экономичность жизнедеятельности).

 

    1.  ЗАКОН № 7 АБАКУМОВА В САДОВОДСТВЕ

 

Этот закон я «изобрел» (в смысле осознал и для себя сформулировал) давно, (хоть и в упрощенной форме), раньше всех, когда прочитал и изучил методы обрезки и первые популярные прочитанные книжки по садоводству. Где все опытные специалисты (начиная с многоуважаемого Р. П. Кудрявца) рекомендовали обеспечивать гармоничный баланс между ростовыми (вегетативными, «зелеными») образованиями дерева и его генеративными образованиями (плодами и плодовыми образованиями, залог будущего урожая). Эту тему  не раз обсуждал в своих статьях, написанных для начинающих садоводов, на основе своего опыта, новичка в садоводстве, прошедшего свой первый мучительный путь осознания темы садоводства, и желающий поделиться своими «открытиями» (сермяжных истин) и откровениями (вчерашнего «чайника»).

Однако на новый, глубокий уровень понимания вопроса я вышел только после составления своей последней «культурной» модели, и построения всяких графиков, внутренних физиологических процессов, отвечающих за рост дерева и его качественное (культурное») развитие. Когда решал для себя фундаментальные вопросы, что такое «скороплодность», и как её определять количественно, по кривым функций физиологического обмена в ПД, а кончил тем, что нашел момент «начала Жизни» для системы «человеческое общество», которое начинается с числа 3, если мерить число людей /как элементов/ в натуральных целых числах. И заканчивается числом 7, где система полностью само восстанавливается, и способна долго и нормально жить. 

И особенно когда нашел популярный способ объяснить, (на рис. 8 из  /6/), как из «простого» объекта, с единичной энергией и базой сложности Н=1,, делается «сложный», с величиной базы «сложности» Н (целое число) больше 2, путем его размельчения на независимые, но синергетически взаимосвязанные отдельные элементы, самоуправляемые. Тут же стало понятно, как надо правильно распорядиться имеющимся «черновым» ресурсным материалом (массо-энергетическим, в модели – единичной энергией, в «импульсе жизни») для получения наибольшего «культурного» эффекта (=расширения диапазона адаптационных возможностей).

В таком конечном виде я назвал его «законом оптимального гармоничного развития – количественного и качественного». (Закон №7 Абакумова в садоводстве).

Прим. Для человека и общества его можно немного доработать и усложнить: «Закон оптимального гармоничного развития – количественного (материального) и качественного (духовного, интеллектуального включительно).

 

    1.  ЗАКОН №9 АБАКУМОВА В САДОВОДСТВЕ

 

Еще одним законом, своего имени, («законом №9 Абакумова в садоводстве»), я решил назвать, в связи с ее важностью в данной теме,  методику практического определения уровня культуры плодового дерева сорта в целом Укс, через агро параметры сорта. Куда, в отличие от параметра «культурность дерева», Укд, в который входят только параметры дерева сорта, (зимостойкость, урожайность, скороплодность) входят еще и качественные параметры плодов (вкус, внешний вид, устойчивость к парше, лежкость плодов). Последний, третий, наиболее отработанный вариант такой методики, представлен в статье /4/, «Новый метод оценки сорта». (Он является усовершенствованной методикой оценки сортов, подробно рассмотренной и разработанной в предыдущих работах на эту тему, в статьях /5/ «Методики оценки сортов ПД» и /2/ «Оценка сортов ПД»).

В нем (законе №9) приводится методика оценки нормированного параметра культурности сорта Укс, по 5-ти бальной системе, но по «хитрой» теоретической схеме оценки только качественных приращений отдельных параметров над минимальным пороговым значением качества параметра, принятым за единицу. Такой «усеченный» на единичку параметр назван, для универсальности, «культурностью» данного параметра Ук пар. Например, если параметр сорта Вкус плодов оценивается в 4,3 балла, то параметр «культурность вкуса» Ук вкус оценивается в 4,3-1=3,3 балла. (Правильность именно такого подхода долго обосновывается в этой и в некоторых других моих работах.)

         Датой рождения этого закона можно считать 23 февраля этого, 2018 года, когда я закончил статью /4/.

 

    1. ЗАКОН 10 АБАКУМОВА В САДОВОДСТВЕ

 

Однако «вершиной», апогеем моих «творческих» достижений, (в собственной оценке значимости), было создание обобщенной т. н. «культурной» модели. Которая дает способ теоретического определения параметра «культурность» дерева Укд через измеренные внутренние физиологические параметры функционирующего дерева: сокодвижения (восходящей и нисходящей полуволн), осмотического давления в тканях дерева в различных его местах и в различные временные фазы сезонного развития. Проявляемые также во внешних признаках растущего дерева: приростов веток и корней в длину и в массе, сырой и сухой (в энергетическом эквиваленте, в модели), а также веток и штамба в основании, в сечении и др.

Этот способ, отражающий «теоретическую» методику вычисления параметра культурность Укд, сводится, в конечном итоге, к найденной формуле 1  - для расчета полной годовой культурности Укд общ= Укдо= Укд, включающей зимнюю адаптивность дерева. И к её варианту, формуле 2, отражающей только летнюю «культурность» дерева Укд лет. Эти параметры, Укд лет и Укд о, отражают одним числом интегральное качество дерева (определенного сорта), главный его общий параметр. См. статью /6/, «Формула культуры ПД». (О чем И. В. Мичурин мог только мечтать.)

Эта формула очень проста, (если суметь измерить  всего несколько физиологических параметров дерева, и то лишь в относительной форме: максимальную (Рмакс) и минимальную мощность функционирования дерева в средне летний период/небольшой интервал (Рмин лет), и в середине зимы (Рмин зим). А также, прежде всего, длительность переднего фронта «роста» Тф1=Тфр «импульса жизни» (сезонного, в годовом цикле), и параметра «скороплодность» Скжизненном цикле). Кроме того, для уточнения и подстраховки результатов расчёта желательно также измерить длительности всплесков активности мощности функционирования в интервалы первого пика, роста, Тр, в начале сезона, и второго пика, созревания, Тс, в его конце. И даже длительность заднего фронта импульса жизни Тф2, отражающей крутизну спада сезонной активности дерева (скорости созревания плодов в конце сезона). И, наконец, желательно определение ширины временного окна провала функции мощности, «дельта Т», (по половинному ее уровню боковых лепестков роста и созревания, то есть по порогу средне летней Ро лет, равной средней мощности на «дне» провала Рмин лет ср), находящегося между всплесками активности функции мощности  Р(т) в сезонном цикле Тс.

Эти «формулы культуры» (правильнее – «культурности», как количественного параметра оценки уровня культуры) ПД, но, для краткости в названии формулы, оставим первый термин) – я назвал «законом №10 Абакумова в садоводстве». Его днем рождения можно считать день (точнее ночь) Пасхи этого года (9 апреля), когда я закончил написание статьи /6/.

Хотя самым началом возникновения «идеи» дать точное физическое определение качественного понятия «культура» и найти методы количественного вычисления параметра «уровень культуры» (названного мною сокращенно «культурностью) для ПД, о чем не мог и мечтать великий И. В. Мичурин в свое время, пришла впервые мне в голову в начале 2010 года, зимой. Но поначалу тогда я думал, что это просто интенсивность обменных процессов в дереве. И что «победит та общественная система, которая покажет более высокую производительность труда», как говорил гениальный В. И. Ленин. Но потом я подумал, что, может быть, жизнь надо мерить наибольшей её экономичностью, выносливостью? Ведь если надо перелететь через космос, на другую планету, то это может выдержать только самое маленькое семечко, из которого потом, в благоприятных условиях, снова «вырастет» (возникнет) Жизнь? Так что важнее, мощность процессов биообъекта или его экономичность, обеспечивающая ему выживание в предельных отрицательных условиях существования? Так я маялся полгода, но уже тогда понял, что «культура» – это не когда в театре бегают голые мужики или бабы, а в кино нам показывают фильмы Н. Михалкова, к примеру. А некий физический параметр оптимальности функционирования объекта, отражающий уровень его развития (но в очень туманной форме, не различая количественного развития от качественного и т. п. тонкостей).

Ответ, как правильное решение, пришел неожиданно и символично, когда я плавал на надувном матрасе посреди Белого озера и загорал. Был уже прохладный август, чтобы долго купаться, а на матрасе в самый раз, и я любил на час заплывать на середину, отбиваясь иногда от прибивающего к берегу ветра. В тот злополучный  сухой год не было дождя более двух месяцев, у нас в Шатурском районе горели болота, и дым застилав солнце, и даже берегов почти не было видно. И тут меня осенило – что культура как раз и состоит из двух ипостасей: и максимальной мощности (интенсивности) функционирования объекта Жизни, (любого, организующего материю и материальный мир), решающей его победу в борьбе за выживание в благоприятных, для расширительного развития (роста) условиях. И максимальной экономичности функционирования, решающей проблему выживания, оборонительную, в неблагоприятных условиях жизни. Это как меч и щит у жизни, для нападения и обороны. Или как мощность автомобиля и его экономичность.

А далее пошло как по маслу. Я написал работы «Физика культуры и жизни», «Что такое культура в жизни?», «Формула Жизни» и другие, где дал несколько десятков определений культурности объекта или процесса для  разных случаев и явлений жизни. И даже для плодового дерева. Но так до конца тогда и не понял смысл сезонного «импульса жизни» СИЖ (так я назвал подъем ее активности в теплое время года, в своих последних работах /6/ и /7/ и дал определения, в нескольких вариантах, этого понятия и способ измерения его параметров, СИЖ). И только сейчас,  через 8 лет, (когда умерла моя жена, а я был вынужден перебраться  жить к брату в квартиру, где у меня появилась своя комната и прекрасные условия для круглосуточной работы) – я смог, наконец-то, «проткнуть» свой порог серости и непонимания и нарисовать этот «проклятый» импульс Жизни (см. /6/, ч. 4, рисунки). Которого может быть, и не существует в Природе, но для меня он есть, пусть даже временно, до появления новых сомнений. Но пока я могу быть счастлив, что разрешил для себя этот вопрос, столь долго мучивший меня, своими неразрешимыми, казалось, противоречиями. И впервые заснул спокойно, в ночь после пасхи.

В конце концов, я вышел на создание собственной «волновой теории Жизни» и «натурфилософии» атеиста (так раньше, во времена Ньютона, называли физику).

ххх

Короче, эти законы, отражающие аналогии из других областей жизни, в моей голове, сыпались как из рога изобилия, чего ни коснись. Как на каждое событие лезут слова из песен, а поэту образы и туманные ассоциации, так и в голову «технаря» лезут всякие физические и технические аналогии, (а часто и политические).

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Временная модель (это рабочее название, а полное «Волновые процессы в жизни плодового дерева», или «Волновые процессы сезонного массо-энергетического обмена в плодовом дереве»).
  2. Оценка сортов плодовых деревьев, Ч.
  3. Коммунистические принципы интенсивного садоводства.
  4. Новый метод оценки сорта. ч.1-ч.3.
  5. Методики оценки сортов ПД. ч.1-ч.4
  6. Формула культуры плодового дерева. ч.1- ч.4 (рисунки в ч. 4)
  7. Временная модель 2. (рабочее название).
Категория: Формула культуры плодового дерева | Добавил: adrymne (18/Апр/12) | Автор: Абакумов Александр Петрович
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0

- -


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2018