Главная » Статьи » МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В САДОВОДСТВЕ И В ЖИЗНИ

Мои цели и задачи в садоводстве. Часть IV

  Четвертый урок – все, за что взялся, надо доводить до конца. (В общем, это продолжение той же мысли, что все надо делать хорошо, или никак.) Если чувствуешь, что не справишься и не сможешь все делать хорошо – например, содержать сад, так же как и домашнее животное, не говоря о детях – то лучше и не начинать это делать. Просто так, без хорошего и грамотного ухода плодовый сад в нашей зоне не растет, точно также, как хорошие люди не вырастают без любви и ежедневной заботы; и даже собаку содержать – большая ответственность («только от жизни собачьей… собака бывает кусачей», как поет Сергей Никитин) – сколько их, выгнанных нерадивыми хозяевами, несчастных, с умными грустными глазами, впалыми животами и торчащими ребрами, гуляет по белу свету, вынужденных звереть и сбиваться в стаи, чтобы выжить и мстить «нелюдям». Ведь у собаки могучий многотясячелетний инстинкт служить людям и не причинять им вреда – это ж какие страдания должно перенести несчастное животное, чтобы «озвереть»! (Про брошенных и даже загубленных родителями детей и говорить не буду, это постыдный позор капитализма и лицемерие его поклонников, до них история еще доберется).

Сад – живой организм, причем высокой культуры, искусственного (рукотворного) происхождения, и потому в естественных условиях дикой природы существовать практически не может (только постепенно угасая, как заброшенные школьные и колхозные старые сады, разбросанные сейчас по России). Поначалу своей садоводческой деятельности в деревне я раздавал многим местным (а некоторым, приезжим «дачникам»/горожанам - кто побогаче и был способен платить – продавал) саженцы плодовых деревьев и ягодные кустарники. Но теперь, к своему огромному сожалению, понял, что напрасно это делал, поскольку «не в коня корм» - не способны они нормально ухаживать за садом в силу своего бескультурья (называю вещи своими именами). Бескультурье – это и отсутствие, прежде всего, внутренней дисциплины и организации, способности думать, саморазвиваться и много и тщательно трудиться, достаточных знаний (попросту – лень и глупость). Они не чувствуют природу, землю, растение, не готовы ответственно относиться к растениям, саженцам, деревьям и кустам, и могут загубить даже самые хорошие саженцы или довести до полуживого состояния взрослые деревья, так и не поняв, какие настоящие прекрасные плоды они могут давать при нормальном уходе. Да еще и тебя обвинят в том, что ты им «дрянь подсунул». Они не способны быть требовательными к себе и благодарно-терпимыми к природе. (И вообще я лучше понял мысль Л. Толстого, который говорил, что нельзя крестьянину бесплатно раздавать землю, а надо хотя бы за небольшую, но плату, чтобы он ценил, и чтобы она доставалась достойным.)

  Например, многие сорта деревьев, которые у меня дают прекрасные результаты, у них дают мелкие плоды, практически не дают приростов (что говорит об их очень плохом «самочувствии» - на грани выживания) – и это не удивительно, потому что посажены практически без посадочных ям,  в голодную землю, а потом еще и заросли высокой травой (без какой-либо прополки и даже хотя бы одноразовой, по осени – обкопки приствольных кругов), да без полива в засушливые (обычные в наших краях) лета, удобрений и прочих методов ухода. Но и такой, пусть негативный, вынужденный опыт – сравнительной оценки поведения сортов в диапазоне разных условий – тоже дорого стоит (как говорится: «Умный и на плохом опыте научится и никому его не отдаст, а дураку и везение не поможет»).

Пятый урок – земля (почва) – это вечный двигатель природы (и потому великий ее дар). Земля – родительница жизни, недаром ее называют в народе ласково «матушка земля, кормилица». В самом деле  - земля порождает растительный мир, слой на поверхности планеты, который усиленно поглощает солнечную люминесценцию (излучение). Благодаря процессу биосинтеза происходит аккумулирование солнечной энергии и перевод ее в химическую (в основном и в конечном итоге), причем этот процесс идет тем эффективнее, чем плодороднее почва и лучше обеспечен благоприятный для нее водный, воздушный и тепловой режим, т. е. чем лучше подготовлены условия для ее оптимального преобразования. Затем эта энергия (и полученная с ее помощью биомасса) может быть вновь использована для создания условий для образования новой жизни (во-первых, тепла, в том числе как методом прямого сжигания, так и медленного «горения» в компостной или навозной куче, и повышения тем температуры окружающей среды до необходимой для жизнедеятельности живых организмов и растений – около 20 градусов С) или, что более эффективно, путем использования живыми организмами (как пища, например, использование которой, в некотором роде, тоже является сжиганием, только медленным, способствующим созданию более эффективной среды для создания новой жизни, т. е. как бы самогенерации жизни: так, например, человек создает новую среду для жизни людей и растений, в том же саду – обогащенную почву, парники, интенсивные сорта и т. п.). При этом образуются биоотходы (от деятельности животных и микроорганизмов), или, попросту, навоз, который является хорошим строительным веществом (массой) для создания новой живой «растительной» материи  - способной к биосинтезу солнечной энергии и преобразованию ее в «энергетическую» биомассу.  Таким образом, как метко говорил народный агроном из повести «Приключения солдата Чонкина» Войновича: «Жизнь есть кругооборот дерьма в природе». А если всерьез и точнее – то «жизнь есть кругооборот энергии и массы в природе», или массо-энергетический обмен, причем ее (жизни) количество определяется интенсивностью (скоростью) этих преобразований.  (Поэтому и говорится: «жизнь – это движение»).

Самое интересное здесь то, что предел эффективности такого обмена настолько велик и не исчерпан, по сравнению с нынешней эффективностью жизни, что участие человека в образовании той же почвы приводит к тому, что она способна не только накормить его (производителя, агрария-крестьянина) и многих других (иждивенцев) – но притом еще и наращивать свое плодородие – ну чем не «вечный двигатель»? (Если, конечно, ее использовать разумно-умеренно, а не «переизнасиловать» запредельно). Пока солнце не остыло – а это еще миллиарды лет впереди – этот источник позволит создавать восполнимые источники энергии на Земле (то же биотопливо), т. е. с этой точки зрения (в приближении до миллиардов лет, что по сравнению с продолжительностью жизни поколения людей есть практически бесконечность) земля/почва, воспроизводящая растения – есть неисчерпаемый (т. е. практически «вечный») двигатель, или источник энергии. 

  Приведу конкретный пример. Меня всегда удивляло, почему огородная земля, которую каждый год «доит» человек, все равно богаче по плодородию (гумусу, или количеству органических строительных веществ) обычной луговой необрабатываемой земли, которая плодородна всего на глубину всего 5 см, и почему заброшенное поле постепенно выдыхается, и даже трава на нем почти не растет? Человек ежегодно просто обрабатывает землю – в огороде, саду, поле, даже без внесения удобрений, просто перекапывая и пропалывая ее, при посадке полезных культур.  Т. е. глубоко ее перекапывает, обеспечивая поступление воздуха в глубокие слои почвы, плюс поливает при необходимости, да еще и мульчирует (или делает парники-теплицы из пленки) – остальное доделывает природа – солнце, воздух – насыщенный кислородом и углеродом, вещества земли и метеоритная пыль в качестве минеральных строительных веществ; вода с неба, влага из воздуха и из глубины земли, поднимающаяся по капиллярам – и вот возникает новая простая (относительно фауны) жизнь – растение. А если при том еще и эти растения (полезные) не удалять, а закапывать периодически в землю (перепахивать, на глубину до 50 см), потом давать вырастать новой траве, и опять ее перепахивать, несколько раз за лето или несколько лет подряд – то земля/почва начинает усиленно обогащаться естественным путем. (Часто перепахивать, не давая траве вырасти – нельзя, тогда земля начнет эррозировать, т. е. почва разрушаться). Или, в активно используемом поле/огороде раз в несколько лет давать ему отдохнуть – ничего не сажая, а просто перекопать/вскопать – тоже его плодородие усиленно/ускоренно повышается. Почему это происходит? А потому, что труд человека (механические усилия на обработку - рыхление, полив, прополку, мульчирование и пр.) по обогащению земли – даже без специального внесения удобрений, органических и минеральных - настолько повышает ее плодородие, что даже, несмотря на отбор ее произведенной плодово-овощной продукции или зеленой массы, она все равно обогащается.

На этом примере видна роль человека в создании более эффективной (продуктивной, интенсивной, качественной, искусственной) жизни на своем участке, и на планете в целом. А значит, и в развитии (интенсификации) жизни - на планете и вообще.

Огонь – это процесс разложения материи с выделением энергии (на более простые компоненты и элементы), упрощения, дезорганизации, деструкции, увеличения энтропии, разрушения – «смерть». Образовавшиеся элементы – это потенциально строительный материал, условно «навоз» -  для новой, более высокоорганизованной, материи, на пути её усложнения вплоть до создания живой материи - биоорганизмов, кончая человеком с его мозгом, высшей её формы (пока мне известной). Например, зола в простейшей форме содержит, (условно, упрощенно говоря), «все исходные элементы таблицы Менделеева».

И наоборот – жизнь есть процесс постоянного усложнения (организации, конструкции, структуры, детерминированности - закономерности) объектов материального мира;  качественного роста (развития); созидания, творчества; повышение организованности, уровня «культуры» материи, происходящее на базе использования процессов биосинтеза (образования биомассы на основе использования воды и массы простейших элементов из окружающей среды) с помощью энергии солнца. На вышей стадии своего развития – осознанного человека – живая материя начинает активно и масштабно менять окружающий мир под себя – созидать, творить.

Если смерть – «простой» процесс, линейный, одномерный, то жизнь – это колебательный/волновой, двумерный процесс, циркуляции массо-энергетического обмена. А простейший, минимальный «элемент» этой «сложной жизни» («молекула сложности») - это колебательная система  (это может быть контур, струна, упругая среда, маятник и т. д.)

Жизнь начинается с проявления адаптационной способности материального объекта к самосохранению, что делает его субъектом. 

Жизнь устроена так, что лучшие силы субъекта всегда направляются «туда, где труднее»,  на преодоление противодействующих сил энтропии, на накопление потенциала для последующего преодоления «трудностей, (или «потенциала жизни») т. е., в соответствии с законами физики,  когда совершается работа.  [В отличие от «сплава по течению», что есть постепенная потеря жизненного потенциала и -  в итоге – смерть. Разложение сложного – например, сгорание биомассы  с выделением тепла – есть тоже потеря жизненного потенциала, или смерть. И наоборот, процесс усложнения материи и есть рост жизненного потенциала, самые сложные структуры материи – это органические, например, ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, основа гена, носителя кодовой информации об основных параметрах человека или другого организма].

Пример тому (что жизнь устроена по принципу/закону преодоление трудностей) – закон апикального доминирования (развития) у дерева, когда все лучшие силы дерево отдает в рост веток на концах, (в конечную почку), где это труднее всего сделать; причем максимальный прирост происходит в тех ветвях, где имеют место  наибольшие потери для дерева. А именно – в верхних, макушечных ветвях, где затраты дерева максимальны из-за потерь на преодоление сил тяжести при транспортировке растворов питательных веществ, и меньше – боковых горизонтальных ветвях, где эти расходы меньше, особенно в нижних, где они минимальны (поскольку идут только на преодоление «трения» в сосудах, ибо затрат энергии на подъем питательных веществ здесь нет).

Смысл жизни – в преодолении трудностей, и в этом же счастье человека. Не спроста мудрый К. Маркс говорил, что счастье – в борьбе, и благодарил врагов за то, что они ему такую возможность предоставляют, не давая «расслабиться» и потерять волю к жизни. (Даже В. Путин на днях высказал подобную мысль: «Человек чувствует счастье, когда преодолевает трудности»).

А мудрый Иешуа (прототип Христоса, бога) у «мастера» М.Булгакова говорит, что главный порок человека – трусость и малодушие (т. е. безволие, которое не позволяет человеку проявлять свою жизненную силу /А.А./)]

Шестой урок. Основное предназначение человека природой (должное стать его смыслом его жизни) состоит в том, чтобы организовывать мир (материю), а это и означает – преумножать жизнь. Человек венец природы, и создан ею для того, чтобы осознать ее (природы) законы и уже осознанно, целенаправленно, в режиме самогенерации,  увеличивать жизнь (ее количество – на первом этапе, т. е. просто размножение; и, в еще большей степени – уже на последнем этапе, ее качество - высшей организованной материи), как путем повышения культуры самого человека, и в первую очередь за счет развития потомства, так и путем создания благоприятных искусственных условий – среды - для ее преумножения.

Частный пример создания искусственной среды – это сад. Что делает садовод, организуя дикий естественный мир для увеличения продуктивности земли в саду? Он перекапывает землю, образует искусственно плодородный слой почвы, удобряет, поливает, пропалывает, мульчирует. Выбирает камни из земли, где они мешают расти корням, и переносит их на дорожки, где они помогают саду, не позволяя затаптывать землю и тем иссушать ее выдавливаемой по узким капиллярам накопленной землей влаги. Осушает (дренирует) почву там, где избыток застойной воды, и поливает там, где ее недостаток. Вырезает (лучше – ослабляет) ветви там, где их много и они затеняют друг друга, и усиливает рост их там, где они отсутствуют, но нужны. Части растений, что быстро сгнивают (траву, солому, листья, пищевые отходы и пр.), он поливает навозом для затравки и делает из них компост, а те, что сгнивают медленно  (корни, кору, сучки, свежую древесину) он сжигает и золу опять использует в качестве минерального удобрения. Удаляет с участка вредный мусор и делает многое другое.  В результате на той же площади, благодаря организующему действию человека (по коммунистическим, заметьте, законам справедливости – выравнивания, см. / /, когда наиболее эффективным образом используются все наличные ресурсы – пространственные, временные и массо-энергетические) достигаются многократно большие результаты по продуктивности выращиваемых растений, чем было бы в дикой природе, (иногда с бесконечное число раз, если сравнивать с нулем – т. е. с теми условиями, когда жизнь вообще не могла быть в естественных условиях, например, в случае создания искусственной обитаемой станции на Луне или в космосе).

Но самое почетное предназначение человека, квинтэссенция его «богосути» на земле – это создание новых знаний, определяющих цели человечества и методы их достижения, или «ноу-хау» (в переводе с английского «знаю как», т. е. «что и как делать»), или полезной информации, которая является ключом к оптимальному использованию для развития  человечества всех ресурсов: как основных физических (массо-энергетических, пространственных и временных), так и общественных (трудовых, финансовых и пр.). Причем знаний как в области естественных наук, так и общественных и видах искусств, позволяющих понять человечеству, как жить и создать соответствующую этику и мораль жизни общества.  Участвуя в получении новых знаний, человек становится не просто объектом истории, действующим как исполнительный, «силовой, усилительный» элемент общества, по указке управляющих лиц, но сам начинает задавать направление общественного развития, т. е. превращается из объекта в «субъект» истории.

Продолжая эту мысль – можно сказать, что главное предназначение человека (должное стать смыслом жизни прогрессивного человека)  - созидательный труд, в первую очередь в областях получения новых знаний, информации, «ноу-хау», способствующих наиболее быстрому развитию общества, человечества, цивилизации, Жизни вообще. Это значит, что человек должен исследовать природу,  учиться у нее, чтобы уметь ею управлять и ее использовать для наиболее эффективного развития Жизни (живой материи), и передавать полученные знания людям, или их учить. А если совсем кратко, по сути -  то основное предназначение (природой, «богом») человека в том, чтобы «учиться и учить», а человечества – всегда учиться всем миром, каждому по отдельности и друг у друга, и совместно максимально быстро - за счет синергизма (взаимоиндукции, взаимовлияния) - развиваться (вместе с окружающей средой обитания), создавая новый, рукотворный, более совершенный искусственный мир (ноосферу планеты, по Вернадскому).

Можно далеко уйти по этой логической цепочке рассуждений о смысле жизни человека: трудиться, совершать полезную работу, преодолевать трудности, создавать жизненный потенциал, генерировать жизнь, организовывать жизнь и т. п. «Логистика» - вот новый западный термин для определения организации жизни человека в различных ее сферах и областях его деятельности (фирм, предприятий, инфраструктуры и общества в целом).

Только тот, кто осознал предназначение человека в этом мире и действует в соответствии с этим предназначением - является Человеком (в полном смысле и с большой буквы) – остальные пока «полуфабрикаты», по сути – недалеко ушедшие от животных, люди «толпы», «человеческая масса», или «навоз истории». Таким как раз подходит для существования капитализм, при всей своей жестокости ускоренно решающий две важнейшие исторические задачи, ради которых он создан «богом» (законами природы). Первая из них заключается в том, чтобы ускоренно «сжечь дурную кровь» хищного человека – дикаря и воспитать культурную Личность, способную к самоограничению и совместному максимально эффективному существованию. А вторая задача – (опять же ускоренное) создание МТБК (материально-технической базы коммунизма). После решения этих задач капитализм обречен и может спокойно «почить в бозе» («мавр сделал свое дело, мавр может уходить»).

Напомним, что существуют четыре ступени развития человека. Первая – дикая, когда индивид думает только о себе, эта стадия ниже животных, которые уже думают о своем потомстве и «семье». По сути – в большинстве такие субъекты – паразиты и кандалы для общества.

Вторая категория – семейная, «общечеловеческая», соответствующая убогим ценностям «развитого капитализма»: «мой дом – моя крепость», «моя семья» превыше всего, «важней всего погода в доме» и т. п.  Капитализм, «рынок» - общество, живущее по законам «социал-дарвинизма» -  «дикой конкуренции», или «естественного  отбора» сильнейшего – это последняя – подготовительная –  «полудикая» фаза развития  Жизни, где интересы отдельного «элемента» ставятся выше  интересов (или на равных с ними, в масштабах семьи) общества.

Третья категория – «родо-племенная», общенациональная на последнем – современном - этапе. «Ура-патриотизм», «шовинизм», «национал социализм, или фашизм» – это уровень общества для данного этапа развития (сознания) большинства представителей планеты, который хотят внушить, навязать и гражданам нашей страны. Но русскому человеку тесна такая роль, он хочет «быть братом для всех людей» - так говорил в знаменитой «Пушкинской речи» наш великий соотечественник Федор Достоевский, призывая людей к примирению на высшем, планетарном и межнациональном, уровне (и внутринациональном тоже:  «Гордый – смирись, праздный – потрудись» - обращался он к социал-революционерам и классовым господам – дворянам и капиталистам. По сути это призыв к эволюционному сознательному приходу к коммунизму – А. А.).

И лишь четвертая категория – общечеловеческая, интернациональная, планетарная – соответствует коммунистическому сознанию «развитого» Человека, из объекта ставшего субъектом истории, который уже сам определяет свои поступки, работая в интересах общества и одновременно своих, которые находятся в гармонии. Как сказал Эммануил Кант: «Социализм есть общество, в котором  возможность развития каждого есть условие развития всех».]

Седьмой урок. Важна не скорость (темп, интенсивность), а правильно выбранное направление (вектор) движения. Поскольку ненаправленное (равновероятное, случайное по направлению, хаотичное) движение есть хаос, энтропия, а направленное (продолжительно), конструктивное – есть начало организации, т. е. жизни. (Пока что, к сожалению, русский народ мало культурен и потому «разнонаправлен» и хаотичен в действиях, как на уровне отдельных личностей  - о чем так часто метко подшучивает Михаил Задорнов, сравнивая их с кипящим вхолостую котлом; так и народа в целом, который все никак не может «самоорганизоваться» для противостояния «вредной окружающей среде» - в лице мирового хищного капитализма/рынка, и технологического прорыва в будущее, о котором так любит говорить наша безвольная и безрукая, бесталанная и корыстная власть.)

В самом деле, если человек заблудился, и пусть очень медленно движется, но в верном направлении, он рано или поздно, но обязательно, выйдет к цели; но если он быстро, но хаотично, случайным образом    бегает туда-сюда в разные стороны, то он никогда не выберется за пределы небольшого района, где бесполезно суетится, и погибнет.

Восьмой урок. Лучше меньше – да лучше. (Правда, это выражение еще В. И Ленин придумал, а мне эту истину еще отец в детстве вдалбливал, политрук Великой отечественной, но понял я ее по настоящему только на своем опыте). Это постулат о превосходстве (на последнем этапе развития) качественного начала над количественным, по сути – это продолжение мысли предыдущего, шестого, урока. Простой пример. Что лучше – много дерьма или немножко шоколада? (Или много мелких, паршастых, кисло-горьких, незрелых яблочек, или одного «райского», из-за которого род людской на земле пошел от соблазненной Евы и Адама? Десять «Запорожцев» или один Мерседес? Подобных примеров в любой области можно привести множество).

Вот почему в кризис плохие машины перестали покупать, а на отличные очереди даже возросли. Как хорошо учила мою дочь в школе учительница по биологии, словами кого-то из великих: «Дети, не торопитесь делать быстро, а старайтесь делать хорошо. Потому что то, что вы сделали быстро, все быстро и забудут, а если сделаете плохо – будут помнить всю жизнь.»

Урок девятый. В жизни всегда и во всем надо соблюдать меру, что означает соблюдать гармонию с окружающей средой (по аналогии с законом «согласования генератора с нагрузкой», действующим в электротехнике, в соответствии с которым источник отдает максимальную мощность в нагрузку лишь при равенстве его внутреннего сопротивления с сопротивлением нагрузки). Например, ростовые процессы в дереве (характеризующие его внутреннее потребление для самообеспечения жизни дерева) должны быть сбалансированы с генеративными (определяющими величину плодоношения, т. е.  отдачу во внешний мир, или его полезность для окружающих). По-простому – количество плодов и общий урожай дерева не должны превосходить его возможности, поэтому, в частности, должна производиться «нормировка» плодов (в завязях, бутонах). Например, для обеспечения одного плода яблони нужно определенное количество листьев (около 5-10), а один квадратный метр листвы может дать около 10 кг плодов (а один квадратным метр проекции кроны на солнце, при ее полном заполнении листвой, может дать в пределе не более 40 кг яблок в нашей зоне). (Другой пример – хороший барин давал половину времени своему крепостному поработать на себя, чтобы тот не сдох, а вторую половину – на него самого; тем соблюдался баланс интересов и устойчивость в феодальном обществе.)

Примеров «меры»  великое множество, которые подтверждают, как хрупка жизнь и тонка грань между жизнью и смертью (как «лезвие бритвы»): например, идеальная температура для жизни плодовых деревьев (и для людей тоже) – 24 градуса С, а 28 градусов – это уже много, и дерево начинает «потеть», попадает в стрессовую ситуацию, а при температуре ниже 10 градусов дерево перестает расти и впадает в зимнюю спячку (вегетативный сезон считается по суммарному количеству тепловых часов в сутках, когда среднесуточная температура не превышает плюс 10 градусов С). Та же картина с влагой – то густо (избыточные дожди, верховая застойная или болотная вода), то пусто – засухи, обе крайности губительны для дерева. И здесь требуется определенная мера.

……

Можно было бы привести еще множество уроков, которые преподал мне сад, и много загадок, на которые мне пришлось самому себе ответить и дать на них отгадки. (А правильно сформулированный вопрос – это уже половина ответа). Например, почему на верхних ветках самые крупные плоды, а самыми полезными и урожайными являются нижние его ветви? Ответ. Потому, что - по законам природы - дерево лучшие силы отдает туда, где труднее – в верхние и крайние по периферии элементы; но поскольку на верхние плоды дерево тратит в несколько раз больше сил и энергии, чем на нижние - то при этом каждый верхний плод лишает жизни – или массы - несколько нижних, а в итоге общая продуктивность дерева с высоко расположенными плодами ниже того, на котором плоды расположении низко. По этой причине - что нижние ветви являются более полезными,   если только равно освещены - в старом дереве с громоздкой кроной верхние ветки надо удалять – оставляя нижние, тем самым «разгружая» дерево от лишней работы и тем повышая его урожайность (на той же площади сада).

Почему большое (сильнорослое) дерево яблони дает больший урожай, чем маленькое, но при этом маленькое – карликовое более продуктивно? Ответ. Потому что урожай надо считать не на одно дерево, а на единицу площади в саду, которая определяет количество потребляемых ресурсов (солнечной энергии и массы питательных веществ из почвы). И тогда станет понятно, что сильнорослое дерево лучше только в количественном отношении (абсолютной величины урожайности на одно дерево), а маленькое – в качественном, (измеряемом в относительных единицах, урожайности на единицу площади) - что гораздо важнее. Так, сильнорослое дерево даст урожай в полтора раза больше карликового, но три карликовых вместе, занимающих равную общую площадь с сильнорослым, дадут уже в два раза больший суммарный урожай. 

Почему большое дерево, которое плохо растет, надо сильно обрезать, уменьшая в размерах (для оживления – омоложения, как потом увидим, А.А.), тогда как, казалось бы, надо наоборот, стремиться сохранить его максимальные размеры? Ответ. Потому что сила роста (и сила жизни) дерева определяется не его абсолютной величиной (размерами), а  его относительным ежегодным приростом (первой производной от его размеров). Если этого прироста нет (хотя бы 30 см на макушечных ветках, а  лучше до 50 см и более, а по грушам и сливам – до 1 м), то дерево усыхает и погибает (а оно должно развиваться, чтобы жить). Чтобы его оживить, надо срезать максимальное количество мертвых тканей (массы ствола и крупных скелетных ветвей без листьев), наиболее удаленных от корневой шейки по высоте. Поскольку дерево имело до обрезки примерно симметричную надземную и подземную части, то оставшаяся большая корневая система позволит дать уменьшенной (обрезкой) надземной части дерева (кроне) большой прирост, который обеспечит появление дополнительного листового аппарата и  доли вегетативной (ростовой) части в общей массе (структуре) дерева. Это даст толчок ростовым процессам в дереве, которые во второй половине лета перейдут обратно и к корневой системе, которым отдаст силу выросшая листва. В следующем году, весной, от этой новой, биологически активной, части отросшей корневой системы произойдет отдача в крону; и так по нарастающей, год от года, дерево «враскачку» начнет оживать (параллельно надо не давать ему плодоносить и хорошо удобрять, поливать, пропалывать и мульчировать). Такая сильная обрезка старых деревьев называется «обрезкой на омоложение». [Есть еще и другие виды обрезок: «регулирующая» – обеспечивающая баланс между плодоношением и ростом дерева; «на плодоношение» (старение) – летняя обрезка избыточно сильно растущих молодых деревьев, ослабляющая их рост и усиливающая генеративные процессы в них; формирующая (правильную естественную или искусственно заданную крону); санитарную (удаление больных и мешающих веток)].

Таких загадок при занятии садоводством для наблюдательного начинающего садовода возникает  множество, но здесь не место для них и упомянул об этом только для «затравки» интереса; я и так слишком далеко ушел от главной темы статьи («Мои цели и задачи в садоводстве»), если Вы еще об этом не забыли. А на тему «уроков в садоводстве» я напишу в другой статье/работе, которую замыслил под названием «Великий учитель жизни сад», где вдоволь нафилософствуюсь на все темы, на которые меня натолкнул поразмыслить сад и вообще сама возможность подумать наедине с природой. А может быть, когда-нибудь все-таки напишу статью или книжицу «Садоводство в вопросах и ответах» (которую давно еще хотел написать, где описал бы многие казусы, на первый взгляд начинающего садовода, на которые мне пришлось ответить самому себе в процессе моей садоводческой деятельности).

 

Категория: МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В САДОВОДСТВЕ И В ЖИЗНИ | Добавил: meshera (10/Апр/13)
Просмотров: 1986


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024