Главная » Статьи » МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В САДОВОДСТВЕ И В ЖИЗНИ

Мои цели и задачи в садоводстве. Часть IX

Часть 3

О ГЛАВНЫХ ЦЕЛЯХ В ЖИЗНИ

 (К САДОВОДСТВУ ПРЯМОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮЩИХ,

 ТОЛЬКО КОСВЕННОЕ)

О МОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ВИДЕОТЕХНИКОЙ И БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКОЙ

Не все успел сделать, что планировал на эту зиму, в том числе и дописать нормально эту статью (пришлось отвлечься на другие дела, в основном «технические», связанные с освоением новой видеотехники – см. ниже). Приходится кончать, как получится, извините – так как «пришла весна в мои края …» - и вот пора опять нам ехать в свою деревню, на «крестьянскую каторгу» (шутка – такая жизнь нам вполне нравится, ибо свобода для нас дороже комфорта и даже безделья). И пора кончать «дурака валять» и «отдыхать», занимаясь «саморазвитием» и «умственным трудом», который пока у нас в стране «не считается» и «ничего не стоит». (Как однажды метко выразились наши старички-плотники, ставившие сруб нашей пристройки, про свой труд: «А труд – он ничего не стоит» - подразумевая, что стоят только материалы, которые нельзя сделать самому и надо покупать. Это представление в них укоренилось еще с колхозных времен, когда ни доски, ни кирпича нельзя было достать, и не давали возможность поработать на себя – человек был собственностью государства, ему не полагалось думать о себе) 

Эту зиму мы посвятили наполовину ремонту нашего гнилого домишки в деревне (декабрь-январь), а вторую половину (февраль-март) – в городе – обработке и архивации накопленных материалов за последние годы (брат – фото, сделал еще несколько сот фото для сайта, перебрал снимки за 10 лет, сжал до разумного уровня; а я – видео, разобрал несколько десятков пленок от видеокамер за последние 5 лет). Мне пришлось даже купить серьезный профессиональный видеомагнитофон-рекордер, «тройку» (JVC  SR-DVM700ER) - с тремя карманами (mini DV для кассеты от цифровой видеокамеры; HDD – встроенным жестким диском, способным записывать исходный формат  mini DV без сжатия, т. е. с полным разрешением в «динамике»; и DVD – «карман» - с помощью которого можно выводить обработанную видеоинформацию на оптический диск, который можно переносить и отдавать).

Благодаря этому аппарату я «выжал все потроха» - возможности из уходящего формата «625» - стандартной четкости, который верой и правдой отслужил более 60 лет и уходит в небытие с введением нового цифрового общемирового формата высокой четкости 1080р. А именно – в отличие от бытовых рекордеров, теряющих, в значительной степени – при сжатии до формата MPEG-2, используемого в оптических дисках DVD, качество видео в динамической четкости (дополнительный коэффициент сжатия  - 3-5 раз, в режимах XP  SP соответственно, что при сложных движущихся сюжетах с большим количеством мелких деталей в кадре означает фактически усреднение 3-5 соседних кадров) – я теперь могу (обходясь без компьютера) сделать следующее.

Во–первых, сохранять до 17 часовых видеопленок наиболее интересных материалов прямо на этом аппарате, даже без вывода на внешние носители, с полным DV – качеством и выводом на любой дисплей/телевизор, имеющий компонентный вход – а здесь есть такой выход.

Прим. К сожалению, прямого современного цифрового выхода HDMI, используемого теперь повсеместно в современной бытовой аппаратуре  HD-Ready и  Full HD – оснащенной соответственно большими экранами «промежуточной» и «полной» высокой четкости – нет у этой модели видеомагнитофона, несколько устаревшей, выпущенной уже в 2006 году. Хотя для прямого отображения на экране «плазмы» с разрешением 1024х768, как у меня, рассчитанной более на старый существующий формат ТВ 625 строк т. н. «стандартной» четкости, чем на новый приходящий формат Full HD – такой выход и не нужен, т. к. пересчет одного формата кадра (с определенным числом пикселей по горизонтали и вертикали) в другой (с другим их количеством) происходит все равно происходит через «опускание» в аналог, так что качество сигнала на компонентом выходе – при хорошем внутреннем АЦП телевизора – будет даже лучше, что как раз имеет место у меня в комплексе аппаратуры.

В чем мы и убедились, «обманув» этот аппарат и сумев все же «вынуть» из него цифровой сигнал на экран для «плазмы» по HDMI входному интерфейсу,  и для этого пропустив полностью цифровой DV сигнал с выхода по шине 1394 «насквозь» через другой «крутой» современный бытовой рекордер Pioneer DVR-LX60,  у которого есть такой выход и вход DV. При этом картинка на выходе HDMI у рекодера Pioneer DVR-LX60 была хуже, чем на компонентном выходе у видеомагнитофона JVC. (Надо заметить, что полный эффект сквозная «цифра» в системе устройств с использованием общей шины  HDMI дает только при прямой передаче исходного записанного формата «пиксель в пиксель» - например, при съемке фильма камерой Full HD в том же формате, например, 1080х1920р, с каким работает и дискретная цифровая панель дисплея, на которую подается этот сигнал по HDMI интерфейсу т. е. в случае отсутствия ее цифрового пересчета с одного формата на другой).

Однако с помощью такого сквозного – через другой видео рекордер – соединения этого аппарата (видеомагнитофона JVC) c монитором (плазмой Panasonic 42 дюйма) мы зато  добились устранения такого существенного «дефекта» аппарата – предназначенного только для редактирования пленок, а не их простого воспроизведения – как устранения присутствующих на экране - всегда при воспроизведении DV пленок через компонентный разъем - двух полос, закрывающих часть экрана сверху и снизу, предназначенных для функций редактирования. При сквозном воспроизведении пленки через другой рекордер и его HDMI интерфейс этих мешающий хорошему просмотру полос нет (хотя четкость при этом несколько падает по сравнению с первым случаем). В принципе, от них можно избавиться и другим способом – просмотром через выходной S-Video разъем видеомагнитофона JVC, специально предназначенный в этом DV режиме для просмотра (тогда как компонентный выход предназначен только для карманов HDD  и DVD) – но в этом случае, как известно и мы еще раз убедились, несколько теряется цветовая четкость и насыщенность.]

Во-вторых, можно, по мере переполнения жесткого внутреннего диска, вывести по DV выходу (шине 1394), т. е. тоже с сохранением полного исходного цифрового качества – материал на компьютер, а затем с его помощью либо записать этот материал в формате AVI (без сжатия) на оптические DVD или даже впоследствии на  BD диски, когда они подешевеют и я приобрету такой рекордер; либо, что еще лучше в настоящее время - на внешний HDD диск,  или медиаплеер с таким встроенным диском, способный читать и воспроизводить этот формат AVI-DV (к сожалению, как мы убедились, дешевые медиаплейеры пока его не читают, или, по крайне мере, многие – проверяли два типа; надеюсь, что самые современные и более дорогие – типа DUNE 3 BASE, его уже читают). Но, в любом случае, обычный компьютер всегда прочтет этот формат – так что, наверное, скорее всего, придется дополнительно освоить и эту технику, купить – вместо медиаплеера с жествим диском - компьютер в конструктивном оформлении под бытовую аппаратуту (плоский) и использовать его в стойке в составе моего бытового видеоцентра (на базе плазменной панели).

В-третьих, он позволяет монтировать фильмы, в отличие от бытовых рекордеров – с точностью до кадра (а не полсекунды – столько занимает времени групповая последовательнгость сжимаемых 12 кадров в формате MPEG-2) – хотя на компьютере это свободно можно делать тоже и с такой же точностью (но я не любитель компьютера, поскольку по профессии – радиоинженер «аналоговик»).

Наконец, в-четвертых, я могу даже использовать вариант хранения отредактированных  видеоархивов на оставшихся кассетах mini DV (чем выбрасывать их со смертью этого формата цифровой магнитной записи), которые имеют довольно большой объем памяти (примерно 13,5 ГГБ, что равно трем дискам DVD), и, в принципе, неплохо хранятся в условиях городской квартиры, если изредка их перематывать. Для этого нужно лишь перебросить выборочные материалы с жесткого диска опять на кассету (правда, только 8 кусков-сюжетов) – это аппарат тоже позволяет перебросить, внутри себя, причем с полным DV-качеством, - что очень удобно.

В-пятых, что исключительно важно, позволяет снимать материал с пленочной кассеты (с последующим ее редактированием, при необходимости) без наличия самой цифровой видеокамеры.  Это само по себе дает кучу удобств, поскольку отсутствует необходимость каждый раз подключать «нежную» камеру, да через адаптер, путаться в проводах между ней и записывающим рекордером (или компьютером) – особенно когда приходят гости – достаточно вставить DV кассету в карман устройства, и гоняй ее сколько угодно – лентопротяжка прочная, не то, то у самой «плюгавенькой» камеры, не рассчитанной по ресурсу на очень большие времена работы (сотни часов), да еще в старт-стопном режиме, с перемоткой в обе стороны и поиском точного момента (кадра) остановки.

А главное, что дает этот недешевый аппарат (на который ушла вся моя годовая пенсия, которую снял по приезде) – это гарантия того, что все накопленные в пленках материалы – по сути вся наша жизнь в многие интересные моменты за последние 7 лет (когда я начал снимать) – не пропадут, если сломается видеокамера и «полетит» ее слабенькая лентопротяжка. А сигнал такой уже был – недавно, под новый год, она у меня «сдохла» - после очередной работы на морозе и того, как принес домой. «Полетела» (испортилась) главная плата – точнее, произошел какой-то дефект в элементах платы, но в мастерской заставили менять её всю (и то еле нашел такую), а она стоит как полкамеры – но пришлось на это пойти, поскольку иначе не смог бы даже воспроизвести накопленные пленки и перевести их на другие носители. А новых цифровых камер такого формата - mini DV - теперь солидные фирмы уже не делают, сняли с производства.  Да и снимать то на что-то надо – без камеры мне уже жить не интересно.

Поэтому я и решился потом все же купить стационарный mini DV видеомагнитофон, о котором давно мечтал (удобная вещь! для оператора-любителя, владельца цифровой камеры). Хотя вначале (до ее поломки) хотел купить новую камеру высокой четкости  на кристаллической памяти, (типа Panasonic TM 300), которую давно ждал, и которая почти «созрела» технически (впервые в кристаллических камерах сделали «большую» «пушку» - оптический узел с тремя матрицами ¼ дюйма, что позволило поднять четкость и световую чувствительность; неплохой уже и объем кристаллической памяти – достиг 32 ГГБ). Получить возможность самому снимать фильмы высокой четкости и любоваться великолепной телевизионной картинкой, (не дожидаясь внедрения ТВЧ), а потом и смотреть ее у себя дома, но своем телевизоре/дисплее с большим экраном – об этом я не мечтал всю сознательную только потому, что и мечтать не мог и на это чудо надеяться.

Но потом, трезво все обдумав, решил с камерой  Full HD все же повременить – пусть они еще «подразовьются», увеличится память и быстродействие/мощность процессора, потоки считывания, светочувствительность – тем более что модельный ряд как раз менялся в марте месяце (т. е. через месяц-другой). К тому же пока камера у меня есть, не зря же я ее ремонтировал. А более важным посчитал купить магнитофон-рекордер под старый «уходящий» формат, чтобы «закрыть» его полностью, по «хорошему и доброму». Его уже потом не купишь.

К тому же новый формат AVC HD, используемый в камерах Full HD, применяет межкадровое сжатие, резко ухудшающее динамическую четкость, поэтому прирост статической четкости – по сравнению с камерами стандартной четкости - может не перекрыть потери для динамических сцен от уменьшения динамической четкости – это потеря живости, плавности, мягкости и «жизненности», «аналоговости», реальности картинки. К тому же уменьшение размера элемента в приемной световой матрице – из-за увеличения количества элементов  при той же общей площади – в камерах высокой четкости может привести к снижению ее чувствительности, даже несмотря на используемое усиление в каждом элементе при новых усовершенствованных технологиях, используемых при создании новых матриц. Поэтому я пока с большим недоверием отношусь к этому новому формату AVC HD и самим камерам, и допускаю, что моя старая, родная, проверенная  mini DV камера – не использующая межкадрового сжатия, а только внутрикадровое - окажется даже лучше для передачи динамических сюжетов, чем свехминиатюрные камеры полной высокой четкости – а это, собственно,  главное, для чего создана и используется видеокамера, в отличие от фотоаппарата).

Заметим, что в профессиональной (и студийной) видеотехнике принципиально не используются форматы с большим сжатием, использующие межкадровое сжатие (используются максимум с коэффициентом около 3-х с небольшим, причем в 2, 1 раза сжатие производится вообще без потерь). Поскольку при этом необратимо деградирует качество динамической картинки, не говоря о том, что теряется возможность точного редактирования и монтажа с точностью до кадра (а возможно только с точностью до длительности групповой посылки из 12 кадров, участвующих в сжатии каждого файла, равной ½ сек), что недопустимо. Но в телевизионных распределительных (эфирных, кабельных, спутниковых) каналах и бытовых видеоустройствах используются, из экономических соображений, форматы с большими, огромными коэффициентами сжатия, например, в MPEG-2  и MPEG-4 до 30-100 и более. «Нате, хавайте что дают». И ничего с этим Вы сделать сами не можете, даже если и готовы платить немало за более высокое качество (время не пришло и технический прогресс пока не позволяет давать высокое качество видео для всех, да еще бесплатно – в случае приема из эфира на свою антенну).

Вот и остается большим любителям качественного видео не дожидаться плодов общего прогресса, а ковать уже сейчас свое «счастье» своими руками – покупая видеокамеру высокой четкости (а теперь еще и скачивая из Интернета фильмы высокой четкости – про покупку «голубых» дисков я не говорю, мало кто будет это делать из нормальных людей по нынешней цене около 1000 руб, чтоб раз посмотреть «стрелялки» и даже хороший фильм). Благо, что проблема с большими плоскими (и вполне доступными индивидуальному пользователю) экранами высокой четкости теперь, можно сказать, решена (плазма, ЖК, проекторы, а на подходе вообще чудо – экраны на органических светодиодах, интегрально объединяющих в себе все достоинства кинескопов, плазмы и ЖК – жидких кристаллов, причем технологически дешевые, экологически безопасные, экономичные и с прекрасными световыми характеристиками). Также на удовлетворительном уровне уже решена и проблема хранения больших объемов цифровой информации – после отработки и резкого удешевления жестких дисков и устройств на них (серверов, рекордеров, плееров, компьютеров, автономных внешних дисков, док-станций и пр.). Хотя, конечно, идеальное решение пока впереди – например, создание дешевой кристаллической памяти больших объемов голографического типа.

До самого последнего времени (еще месяц назад) я возлагал большие надежды и ждал появления камеры (пусть даже не любительской, а профессиональной – небольшой,  нижнего уровня, для видеожурналистики), использующей для видео высокой четкости формат только с внутрикадровым сжатием, а именно AVC-Intra, который разработала фирма Panasonic несколько лет назад для переносной портативной аппаратуры. Было два варианта – 50 и 25 Мб/с, так специалисты сумели сжать поток сигнала высокой четкости, сжатый только внутри картинки. При этом доказывалось, что восстановить картинку внутри кадра много проще технически, чем после межкадрового сжатия (обрабатывая сразу несколько сдвинутых во времени кадров одновременно).

К сожалению, после кризиса фирма перестала давать свои рекламные материалы в профессиональный ТВ журнал «625», который я выписываю, и я не знаю нынешней судьбы этого формата. Однако, судя по тому, что в профессиональных камерах стал все шире применяться также этот «любительский» формат AVC HD  (MPEG-4 версия   Н.264), а также то, что он признан лучшей разработкой в форматах в 2009 году, за что его создатель получил мировое признание и звание академика в Санкт-Петербургском киноинституте – по-видимому, он станет главным любительским и младшим из профессиональных форматов высокой четкости в ближайшие годы (возможно, примерно примерно десятилетие), подобно предшествующему формату DV и miniDV. За это же говорит и тот аргумент, что после упрочения в обиходе формата 1080р (прогрессивного, вместо 1080i (чересстрочного), и расширения т. о. несжатого потока с 1,5 до 3 Гбит/с возможность качественного сжатия до величины всего 25 Мб/с (необходимого для записи на «голубые» диски) всего лишь за счет внутрикадрового сжатия (а именно в 120 раз) представляется проблематичной, и потому, по-видимому,  без межкадрового сжатия при таких больших его коэффициентах теперь уже точно не обойтись.

Поэтому придется смириться с таким форматом (вместе со всеми) и пойти на такую камеру, что облегчает задачу выбора и «муки творчества» и приближает к цели. А что касается главного недостатка нового формата – снижения динамической четкости, особо сильно проявляющееся в «быстрых» картинках, то придется привыкать к новой манере съемки – поменьше водить камерой из стороны в сторону, делать это плавнее; всегда использовать оптический стабилизатор и по возможности более короткую выдержку (1/100 вместо обычной 1/50 на автомате); реже и плавнее пользоваться зумом; реже переключать камеру, работая с большими по длине сюжетами; медленнее двигаться при съемке и стараться реже снимать с подвижных носителей, например, автомобиля; чаще снимать с треноги (что совсем не для меня).

ххх

Работая в оборонном ЦНИИ, я всегда жадно ловил во всех источниках малейшую информации на эту тему (создания отдельных узловых элементов комплекса аппаратуры по обеспечению изображений для населения, типа новейших устройств телевидения и видеотехники, электронного кино): больших плоских экранов высокого разрешения, передающих камер ТВЧ, устройств записи, хранения и монтажа видеофильмов, акустических систем высокого разрешения и т. п. Десятилетиями отслеживал процесс развития этого важнейшего направления развития электроники (бытовой в частности) – как только закончил институт – в начале 70-хх. Я не проходил мимо ни одного телерадио магазина, ни одной выставки или мимо павильона электроники на ВДНХ (я жил и работал в тех краях), чтобы не посмотреть тогда новые (и дорогие для меня) цветные телевизоры, посещал все выставки, выписывал технические журналы и все книги по телевидению и видеотехнике, которые выходили в свет (помимо возможностей доступа к литературе в моем НИИ, где было несколько открытых и закрытых библиотек). Но технический прогресс в стране в области бытовой техники (БРЭА) и телевидения тогда шел медленно, лишь раз в пятилетку, по плану, лет менялись унифицированные поколения кинескопных телевизоров, (стереосистем и катушечных магнитофонов) – по мерее смены элементной базы – но то были не принципиальные изменения  и/или ввод принципиально новой техники. Так что жить было «техническому фанатику» скучно, неинтересно и надеяться не на что – на какое-то личное использование такой сложной техники (если ты «невыездной» обычный работник «оборонки», для которого и заграница закрыта, и доступ к валюте, за которую можно было купить новую технику в магазинах «Березка»).

А вообще все развитие радио и телевидения, видеотехники, компьютерной техники и пр. бытовой электронной техники происходило на моих глазах (моего поколения), и мы -счастливое поколение (послевоенное) с этой точки зрения, ибо жили в очень интересное время и находились у подножия экспоненты человеческого развития, обусловленного бурным, взрывным техническим развитием; а мы застали весь этот восхитительный период – с создания первых радиоприемников, телевизоров, магнитофонов – до нынешнего пышного расцвета бытовой электроники: от огромных плоских панелей до личных видеокамер. (Ведь  видеокамера – это чудо технического прогресса, в ней сконцентрированы почти все главные достижения радиоэлектроники). Не спроста мы с братом пошли в радиотехнику, самую интеллектуальную по нашему мнению  и современную отрасль техники,  жадно вбирающую в себя достижения фундаментальной и прикладной науки, в которой нашли применения теории информации,  обработки сигналов,  и далее, при конструировании сложных информационных систем, кибернетика, теории вероятности, распознавания,  массового обслуживания, и т.д.,  а также достижения электроники,  такие,  как лазерная техника, вакуумная, газоразрядная, полупроводниковая техника, устройства на зарядной связи и на поверхностных акустических волнах и т.д. и т.п.  Интересного прорва, дух захватывает,  тут и физические явления,   и математические методы анализа и оценок измерений.  Большая и лучшая часть нашего послевоенного поколения, дети полуграмотных рабочих и крестьян – «пошли в технику».  Это уже потом, в годы перестройки,  даже в уважаемой г.Завтра, мне довелось прочитать сетования одного юриста,  о снижении уровня следователей, прокуроров и юристов,  о плохой кадровой политике.  В одном месте статьи он высказался в том роде,  что напротив «храма юридической науки»,   в котором ему некогда довелось учиться, находилось неказистое здание,  филиал некоего политехнического института, в который «шли те,  кто хотел получить хоть какой-нибудь диплом о высшем образовании».  Какое презрение сквозило в этой фразе. Это были годы расцвета пафоса и профессионального чванства юридической братии, тех,  кто становились власть имущими прокурорами,  или крышующими  всякую нечисть адвокатами, или следователями «важняками».  Инженеры с точки зрения их профессионального чванства,  были несостоятельными недоумками,  людьми «от сохи»,  примитивными технарями,  чей удел баранку крутить,  или уголь в топку паровоза бросать  (такие вот примитивные представления  весьма ограниченных по своему интеллекту снобов).  Впрочем,  что тут удивительного,  когда юристы и экономисты у нас президенты и премьеры,  директора кампаний и политики, советологи и журналисты,  а инженеры – жалкая челядь,  обслуживающая в лучшем случае банкоматы или ремонтирующие бытовую технику,  незаметные людишки,   у которых нет ни приличных машин,  ни дорогих  домов,  ни чиновничьих должностей… которые живут, только небо коптят,  гайки закручивают на Мерседесах своих хозяев).

Поэтому лучше нас никто не сможет оценить те технические достижения, среди которых мы живем, и я просто счастлив, что сумел дожить до этого интересного,  насыщенного постоянно новыми событиями  времени, предоставившего столько возможностей каждому для личного творчества. Моя мечта (в ее техническом аспекте) окончательно сбудется, если я успею освоить и воспользоваться полным комплектом аппаратуры высокой четкости – от видеокамеры до дисплея высокой четкости и рекордера до мощного компьютера,  лежащего в основе мультимедийного центра,  позволяющего, в частности, производить обработку и хранение полученных видеоматериалов, не говоря уже о милых шалостях,  таких как современные видеоигры,  с прекрасной  обработкой деталей,  что позволяет насладиться красочным виртуальным миром в интерактивном режиме (который так ограничен в обыденной  реальности немолодого и небогатого человека).


Категория: МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В САДОВОДСТВЕ И В ЖИЗНИ | Добавил: meshera (10/Апр/13)
Просмотров: 1731


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024