Автор не понял (простите, Владимир Иванович,
за прямую речь, но истина дороже), что главное не в том, каких размеров вырастет дерево и сколько
проживет, а в том, насколько «ярко» /т. е. интенсивно/ оно проживет свою жизнь,
пусть короткую, как русские поэты, и сколько в среднем за один год (единицу
времени) жизни даст плодов - в пересчете на единицу площади сада. Да и верно
это только для плохих, естественных бедных земель, а на хороших, искусственно
обогащенных, почвах малоразмерные деревья с мочковатой корневой системой – а в
клоновых подвоях это свойство выражено еще сильнее, чем в обрезанных сеянцевых
корневых системах, которые получаются при пересадке и разветвляются на концах -
будут показывать гораздо лучшие результаты, чем сильнорослые непересаживаемые
(по примеру Анзина) деревья со стержневой скелетной структурой корневой
системы; и что для понимания этого вовсе не обязательно тратить долгие годы
жизни, а достаточно простого расчета (и моделирования, а обдумывание – это тоже
вид моделирования, прямо в мозгу). По сути, он – Анзин - приспосабливается под
неторопливый ход естественной жизни, предлагая не «насиловать» природу (в
данном случае корневую систему, обрезая ее при пересадке), вместо того, чтобы
активно влиять на окружающий мир, облагораживая его и создавая лучшие условия
для жизни – конкретно - улучшая почву, расправляя и формируя разветвленную
корневую систему. Но так неторопливо могли позволить себе жить только монахи и
некоторые советские ученые «долгожители» «застойного периода» – а в наш
нынешний стремительный век непозволительная роскошь выращивать огромные деревья
«динозавры» по многу десятилетий на одном месте. Карликовые деревья «служат» в
промышленном саду всего 15 лет, после чего раскорчевываются, а плодоносить
начинают на 2-4 год после посадки для разных сортов; полукарликоые – живут
подольше – 20 лет, сильнорослые 25 лет. «Колонны» живут еще меньше, а саженцы в
луговом саду вообще скашиваются после двух лет! Труд по раскорчевке и последующему
восстановлению земли для новых посадок, также как и дополнительные затраты на выращивание
новых саженцев, особенно медленно и «туго» растущих карликовых саженцев – «не
считается». Ибо главные исчерпаемые и ограниченные ресурсы развития садоводства
– это имеющееся пространство (площадь сада), затем энергия (ограниченная
активностью солнечного излучения), масса (питательных веществ в окружающей
среде, прежде всего гумуса в почве) и время (в относительном масштабе
интенсивности роста в данной климатической зоне), а трудовые ресурсы
практически неограниченны – при данном уровне
развития науки и техники и людской перенаселенности].
Когда-то,
лет 10 назад, когда я только начинал это необъятное, неподъемное дело и был
помоложе и поглупее, мне хотелось, чтобы приехал какой-нибудь журналист, (типа
Лыскова из газеты «Завтра», что ездил в те времена по деревням и описывал интересных
людей), и, узнав о нас, «братьях отшельниках», опубликовал статью о нас и о
нашей жизни, достижениях. Я казался себе интересным и оригинальным… Мне также очень
хотелось, чтобы кто-то из известных и уважаемых людей – например, редакторов
газет и журналов (например, газеты Завтра, ЛГ), членов правительства, тележурналистов
(правда, это уже давно, еще в советские времена, в буржуазные времена я их не
уважал и обращаться не собирался) – узнал мое мнение по важным для страны
вопросам и как-то отразил его в своих статьях, а, возможно, и опубликовал бы
частично мои работы или выдержки из них (в советские времена мои письма не раз
печатали в газетах и журналах в рубриках дискуссий на актуальные темы – в
Литературной газете, Комсомолке, Правде, журналах Дружба народов и др.), для
чего я писал им письма. Но теперь меня эта мишура жизни, чужое мнение,
признание и т. п. – совсем не волнуют, также как их мнение и оценка, и вся эта
«ярмарка тщеславия», равно как и ученые звания, должности, официальные награды
и пр. регалии, и даже доходы, состояния, дома, богатство - которыми так
любят меряться ограниченные людишки. Мне главное, чтобы мне не мешали делать
то, что я хочу, в том числе писать о чем или о ком угодно, когда есть такая
потребность. Для меня уже нет авторитетов.
Я пережил уже большинство вождей и героев, многих писателей и
большинство знаменитых поэтов (по возрасту). Я вижу глупости и непонимание очевидных для
меня и прочувствованных, продуманных истин и вещей даже у многих моих известных
уважаемых современников из «патриотической
оппозиции», «лучших из лучших» (Проханов и его сотрудники, даже Зюганов,
который боится порой назвать вещи своими именами – например, объяснить
женщинам, как их в очередной раз пытается обмануть наше демправительство,
заставив клюнуть на пустой крючок некоей подачки в 250 тыс. руб. целевым назначением –
на улучшение жилья, на учебу детям и на накопительную пенсию. Но, во-первых, то
все обещается только через 4 года, когда нынешнего правительства не будет и в
помине, во-вторых, эта сумма – менее 10 тыс. дол. – мизерная, чтобы решить
проблемы жилья (менее 3-х метров квадратных самого дешевого жилья в Москве, а
остальные-то надо доплачивать!) – да и не интересно это многим, особенно на
деревне – там жилья хватает, все поразъехались. Далее, даже если выделить эти
деньги сразу- то это будет всего лишь по 1 тыс. руб. в месяц на ребенка в течение 20 лет!, что
можно сделать на такие деньги? Но и их не дают – обещают дать на образование
детям – но кому нужно учиться в ВУЗах и
за границей, если ребенок деревенский школы
не заканчивает, и дальше ему дорога
закрыта. О пенсии матери, которая будет увеличена за счет процентов от счета в
банке – и говорить смешно – при чем тут пенсия через 30 лет, кто о ней вообще
думает в таком возрасте? Разве что убогий и ненормальный, которому до нее не
дожить. А жить то матери нужно сейчас! Короче – очередной обман и фикция для
слабоумных, продуманная пиар-акция для набора очков в грядущей выборной
кампании президента и парламента, как посулить, чтобы ничего не дать! И очередная кормушка для чиновников и руководителей разных фондов и
банков. Ну, как можно с такими дураками и наивными людьми (и подлецами, типа
Брюлева, ведущего РТР, который уже испугался, что некоторые нечистоплотные
матери будут пытаться вытянуть эти деньги на лечение больных детей – будто
здоровым эти деньги не нужны) жить в одном государстве? «Карету мне, карету,
сюда я больше не ездок!» - не зря мы уехали в глухую деревню от этих … Но ведь
раз это обман, то и плодов он не даст – каждая безвестная СМИ мать прикинет
свои возможности, оценит предстоящие проблемы и втихаря сделает очередной
аборт. И воз демографических проблем останется на месте…).
Это
очень легко – верить богам, вождям, лидерам, командирам, начальникам,
«людям», «состоявшимся». [В смысле выражения,
как учил мой отец «Ты посмотри, как люди делают». Так и у нас в деревне местные
так рассуждают: «У нас так не делают» - когда ты пытаешься сделать что-то
лучше, чем они делали раньше и как привыкли делать по ограниченности и
бедности. Например, они не делают бетонные фундаменты, и все избы стоят у них
наперекосяк, ибо венцы сгнили; они не красят дома, и тем более пристройки, сараи (краски жалко, денег на нее нет); они не
используют шурупы в строительных работах (это долго и дорого, хотя позволяет
делать прочнее и лучше, за счет подгонки разборных конструкций); не используют
оцинкованных гвоздей; они не делали металлических заборов – а только
деревянные, да обычно еще из жердей и бревнышек-столбов (натасканных из леса),
и переделывали их каждые пять лет; они не пропалывают вручную, совочками, землю
под плодовыми деревьями, а, в лучшем случае – скашивают траву; они не вырубают
бревна под шлиц при обшивке вагонкой изнутри дома – для максимального
увеличения внутреннего пространства – а просто пришивают рейки на самые выступающие
бревна, ограничиваясь свего тремя-четырьмя рейками – тогда как мы прибивали по
возможности к каждому бревну, или, в крайнем случае, через одно бревно – для
усиления прочности стены, чтобы на нее можно было повесить полки и т. п.). И
вообще выше определенного качества они работать в принципе не будут, хоть ты им
сколько плати и даже казни. И больше определенного времени на определенные
работы они тоже тратить не будут. «Так мы ничего не заработаем» - говорят они,
как ты ни убеждай, что ты готов заплатить за отличную работу намного больше,
даже в несколько раз, а плохая тебе задаром не нужна – бесполезно заставлять, только
обижаются и бросают работать. Уже не раз приходилось рассчитывать их, после
того, как грубая работа сделана (типа сруба) – несмотря на полученную полную
предоплату, и доделывать за них качественно самим, для «души» и внутреннего
удовлетворения.]
Не
дозрели еще, в массе своей, в глубинке особенно, наши русские люди до
качественной работы – европейской и тем более азиатской тщательности. Нас, в
оборонной промышленности и науке учили работать по другому – не считаясь с
затратами времени и средств создавать изделия предельного качества и
надежности. Если бы мы с таким подходом создавали микроэлектронику для космических
аппаратов и ракет, то взорвали бы сами себя и весь мир сгубили (а у нас сейчас
за нанотехнологии взялись люди без среднего спецобразования, сгубившие всю не
только микроэлектронику страны, но и силовую энергетику).
Для таких малокультурных рабочих «разгильдяев»
и нужен жестокий капитализм, и даже
«шоковая терапия» по Гайдаровски. В Англии иностранных рабочих гастербайтеров
контролируют т. н. «супервайзеры» (в смысловом переводе – надсмотрщики). Они ходят среди рабочих и наблюдают, кто как
работает – кого-то поправляют, кого-то премируют или выделяют, повышают, а
кого-то и выгоняют. Те, кто там побывал, говорят, что после Англии (такой
трудовой школы) можно на работу устроиться везде.
Так вот надо, чтобы у каждого был такой
строгий контролер в душе, не позволяющий плохо работать, заставляющий работать
предельно хорошо, в каждом деле выжимать себя до предела, без остатка, обучаясь
на каждой работе и уча других, с кем приходится совместно работать, чтобы с
каждым разом делать еще лучше и идти еще дальше в своих делах. Чтобы научиться
получать удовольствие от преодоления трудностей и решения возникающих задачек,
которые предоставляет жизнь; от самого процесса обучения и саморазвития, «превосхождения/превзашедствия»
на самим собой, как вымучивал себя Данила мастер, делавший каменный цветок в
царстве хозяйки медной горы у Баженова. Человек должен стать самым строгим
судьей самому себе, и работать не на начальников или зарплату – а «на совесть»
собственную.
Такой Человек становится самостоятельным
действующим элементом истории и общественного развития, он не сопьется, когда
останется без «начальников» («эй, начальник» - как говаривали зэки) – в той же
заброшенной деревне или рабочем поселке, где не
осталось «работы» (в примитивном понимании людей, которые привыкли
работать только за зарплоату, по найму, хотя работы кругом край непочатый –
такая неустроенная пока российская земля и жизнь).
(Отступление.
Даже мой «шеф», В.В.Лебедев, настоящий ученый и большая умница, начальник лаборатории, говаривал еще давно, когда в молодости, еще будучи техником, я
позволял себе порассуждать о жизни, и цене свободного времени. «А зачем оно людям, сопьются»,
что меня тогда сильно коробило и возмущало (я учился 6 лет в вечернем институте, при 6-и дневной рабочей неделе, и мне тогда страшно не хватало времени для
прочих занятий и увлечений, помимо
прямой работы и учебы. Такое мнение было
даже у этого весьма одаренного и образованного человека, с прозрачной головой,
с широким спектром интересов (и стихи писал,
и «политикой» живо интересовался, и философией) очень много давшего для
меня, а впоследствии - брата (и других работников под его началом), позволяя
много заниматься в рабочее время
именно глубоким изучением вопроса,
повышая квалификацию, буквально учиться, а не бежать сломя голову что-то делать, не понимая что, без
предварительного серьезного изучения темы,
в отличие от некоторых других начлабов «энергетиков-силовиков», принцип которых был – «делать быстрее». Но именно его лаборатория вела новые серьезные
разработки, новые темы, в частности проводила микромитиаризацию изделий на базе новых технологий (дело тогда новое), а потом передавая ведение темы в другие подразделения,
и именно у него в лаборатории собрались лучшие инженеры отдела. Он давал время для раздумий, но сугубо
выборочно, были и у него «бегунки» и
«рабочие лошадки», как же без них, которых гонял жестко (те работали по времени), при том что заботился о всех людях, и думал об их регулярном продвижении, или
премиях, что бывает не часто, Но и у
такого «демократа» в хорошем
смысле, как и у любого начальника даже
советского времени, было к людям несколько потребительское отношение. Если он
видел, что человек горит работой, он давал ему время буквально
закапываться, добираясь до сути, но вот
прочие занятия и увлечения не поощрял,
хотя позже, когда мы с братом
уже закончили учебные институты и
работали в более свободном режиме, он приглашал нас с братом в гости на «философские»
вечера, где темы бесед были совершенно разные. Жаль,
что по ряду обстоятельств наши дороги разошлись, он сам,
«вольномыслящий», не вписался в нашем головном, институте, куда нас и привел с братом, и ушел в отраслевой институт. Приглашал и нас
начальниками секторов-лабораторий, но та
работа «на быстринке» текущих заказов
поглотила бы полностью, и я с
братом, каждый самостоятельно, приняли
решение остаться в головном
институте, где возможностей для
неформального профессионального роста было несравненно больше, при том,
что карьерный рост был весьма ограничен,
слишком велика была конкуренция,
да и штаты не резиновые. Мы с
братом выбрали время и возможность развития,
и, хотя карьеры в принятом понимании не сделали, но ни я, ни он, у которого судьба сложилась менее удачно (в
том же формальном смысле), ни разу не
пожалели о выборе, отработав до 1994-95г
включительно «на бумаге», занимаясь
научно-прикладными вопросами и разработкой специзделий и систем на уровне
межотраслевой кооперации, имея доступ к
разнообразным источникам информации, помощников в лице математиков и
программистов, инженеров и техников, и прочих вспомогательных служб, и огромные
возможности для повышения квалификации, профессионального и общего развития (ограниченные
лишь собственными силами и способностями).
Мы выбрали свободное время тогда, в начале 80-х, когда отечественная наука стала явно замедлять свой ход, и энтузиазм довоенного, а затем и послевоенного поколения стал
угасать, все более сменяясь устремлениями к покою, свободной жизни и материальному достатку. Пройдя
суровую школу жизни в НИИ на низовых должностях, наевшись «железа» и «суетной» практики, мы ценили те возможности, которые нам давал «элитный» институт, (не взирая на некоторые вышеупомянутые
издержки), как будто чувствуя, что спокойное
время социальных гарантий и профессиональных возможностей, интересной
творческой, интеллектуально напряженной работы подходит к концу. Тогда мы не могли в деталях представить
надвигавшейся трагедии для всей страны,
и в частности для огромной армии ИТР,
в том числе и в нашей радиопромышленности. Но чувствовали, что мы приближаемся куда-то к
пропасти – не могло вечно продолжаться медленное опускание - деградация. И
когда ходили в обед по проспекту Мира и ели великолепное сливочное мороженное, которое
стоило всего двадцать копеек, а потом
шли в столовую на территории (на это
начальство смотрело сквозь глаза,
понимая, что надо контролировать работу,
а не режим, ибо в голову не
залезешь и насильно думать не
заставишь), то мы понимали, что такая
«красивая жизнь» когда-то
закончится. Мы с братом уже тогда
говорили коллегам, что «когда-нибудь мы
будем вспоминать эти «сытые» времена». Но, все же,
тогда в 88-90-м мы не могли
представить всей чудовищности гайдаровской реформы, которая обрушилась на нас как непредсказуемый ураган, смяв жизни и судьбы
почти всех, кто нас окружал. Подавляющее большинство сотрудников института
лишилось работы по факту в январе 1992г, формально же уволилось после приватизации
предприятия в 1994г, когда получили
акции (и тут же изголодавшись их продали за пару тысяч долларов всяким банкам). Теперь я с удовлетворением осознаю тот
факт, что мы все-таки отработали по
выбранной и любимой специальности по 27-30 лет, причем на разных должностях, начиная с самых нижних (лаборантов и младших
техников!) до ведущих инженеров, разрабатывая
разные образцы радио изделий и систем, и кое-что все-таки сделали, а, значит,
специальность приобретали не зря. Но,
более того, работа с «железом» в
отраслевом институте, а затем «на
бумаге» в головном институте, позволила
расширить кругозор, обрести
самостоятельность мышления (политического и философского), что
позволило сформировать свое жизненное кредо и сознательно выбрать свой путь, о котором ни я, ни брат не жалеем. У судьбы мы урвали срок «стабильного состояния», достаточный для созревания, обретения человеческого запаса прочности,
достаточного, чтобы не сломаться в то сложное время, не потерять себя, выжить.
И более того, суметь извлечь для
себя выгоду из нового положения. Нас
хотели поставить на колени, а мы доказали,
что можем прожить без них, самодовольных начальников советского
времени, и «крутых хозяев» рынка, «работодателей», (которым мы должны были быть благодарны и
лизать пятки), получая гроши и
нагоняи, унижения и оскорбления. Что они нам не нужны, а без
нас (точнее, таких как мы) им не жить.
Мы ничего не требуем и не просим,
но не требуйте ничего и от нас,
уж коли нам обещали свободу. Стройте свои наукограды, но без нас,
мы только посмеемся над
очередными «мыльными пузырями» и прожектерством несостоятельной власти, а себе творческое дело и интересное занятие
найдем, до конца ниших дней хватит. Останемся каждый при своем, а это значит, что паразитам всех мастей скоро
нечего будет есть, им обязательно нужны
доноры, а мы бесплатными энтузиастами комсомольцами быть
не хотим. (ведь не может же просуществовать сам по себе ни шоу-мэн, ни крупье игорного зала, ни охранник ЧОПа, ни любой чиновник, а крестьянин может, к тому же если он обладает рабочими
специальностями, а уж «какой-то
инженер» (как презрительно ныне принято
говорить о несчастных, более ни на что
не годных) проживет тем более). Впрочем, это я утрированно, мы пенсионеры, очевидно, никого напугать не
можем своим бойкотом работы, нас уже
засчитали в нахлебники. Но «власти»
страшен наш пример, который,
впрочем, не оригинален, и уже давно усвоен парнями, заканчивающими технические
Вузы, и уже 15-20 лет идущими работать не
по специальности, а в коммерческие
фирмы, или организовать свой «бизнес» - «купи продай», словом, заниматься чем
угодно, только не серьезным делом. Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Но кто-то ведь должен работать, а не торговать?).
Такие люди построят цивилизованную жизнь на
необитаемом острове и даже планете, они являются центрами кристаллизации
культурной жизни, организаторами мира и носителями прогресса. (Пример –
поместите колонию немцев в Африке, и они там сделают через двадцать лет
маленькую Германию, и поселите колонию африканцев в Европе, они там сделают большую
свалку и, скорее всего, погибнут в первую же зиму).
Теперь, к зрелым годам, я понял такую непростую вещь, что жизнью
правит не элита, а «маленькие» «простые» люди, делающие независимо свою, и тем самым
и общую - жизнь – именно из их реальных дел и состоит жизнь и они и определяют
ее прогресс. Именно в ее движении – отдельных элементов, объединенных в
статистическую, «энергетическую массу» -
проявляется закономерность – естественность - общественного развития.
(Брат рассмотрел энергетическую эффективность общества, применив физическую
модель, где человека отображает в виде энергетического элемента, характеризующегося импульсом силы, и направленностью вектора действия См.
«Физические аспекты социальной кибернетики»,
с помощью которой оценивает роль «больших» и «малых», «центральных» и «периферийных» элементов
системы). А «элита» - будь то государственная,
гуманитарная, общественная, интеллектуальная – лишь обрамляет эти закономерные
процессы, она просто должна их выражать и удовлетворять, им служить – подобно
тому, как собака бежит перед группой охотников, забегая вперед - но это вовсе
не означает, что она определяет направление движения. Особенно противно чванство элиты и
самовозвеличивание себя и своей роли в истории, пренебрежение и презрение к
простым людям, их интересам и мыслям, желание простого их использования
(эксплуатации). (Как простой биологической элиты, использующей как естественное
право своей силы или красоты, так и интеллектуальной и духовной элиты,
использующей преимущества своего общественного положения, образования и
воспитания.) Но мне уже не нужно их
признание, включения в «свой узкий круг» (помните, у Высоцкого из блатной
песни: «В наш тесный круг не каждый попадал»). Мне вполне достаточно быть самим
собой, делать и писать, что хочу и считаю нужным, и если хоть один человек
скажет мне за это спасибо – я буду считать свою жизнь полезной и прожитой не
напрасно (а такие люди есть, и их не так уж мало).
ххх
В общем, как любил говаривать-шутить в
хорошем настроении мой начальник и сверстник, очень одаренный от природы, но не
отшлифованный в бриллиант воспитанием, Вл. Вас. Реутов: «И все-таки иногда мне кажется, что я не самый умный из людей»
- т. е. в остальное время он не сомневался, что он «гений». (Кстати, он меня
тоже очень уважал и продвигал, а в качестве «хобби» записывал мои крылатые
изречения – о жизни отдела и вообще - в отдельную тетрадь, а на досуге бегал по
комнатам нашего отделения и зачитывал их сотрудникам, и они вместе «ржали»).
Вот так же и мне иногда сейчас кажется, что не такой уж я дурак – когда так
много глупости и наива я вижу у окружающих, той «простоты, что хуже воровства».
Но,
извините, несколько отвлекся от темы и не смог остановиться. Хотя мне
простительно, живу в глуши, редко общаюсь с людьми и даже с самим собой, через
дневник, ноутбук или просто размышления, так как постоянно на изморе от
физической «ишачки» и «дел», быта, и нахожусь обычно – когда не работаю и
«свободен» - в состоянии тупого оцепенения и расслабления, прострации, не имея
сил ярко думать и даже читать, а только лежу перед телевизором перед сном (и в
больших количествах поглощаю семечки, они хорошо восстанавливают утраченные
организмом калории) – а все-таки я
«интеллигент» и привык думать и говорить. На «мысли» и «саморазвитие» – чтение
литературы, технических журналов и «теоретические» работы по садоводству у меня
в основном остаются два-три месяца в году – в основном январь - март, когда я
«прихожу в себя после весеннее-летне-осенне-раннезимнего спурта по садоводству
и строительству/ремонту своего деревенского домишки. Да и то в это время семья
не дает мне развернуться (жена не дает работать ночами, днем требует
хозяйственных работ, собаку навязали гулять, семейные праздники отмечать,
телевизор мешает, гости, готовка еды и пр. быт, отсутствие своего «угла» в
квартире – только кухня, где всегда все «скапливаются» и толком не разложишься
со своими «бумагами» и ноутбуком; а сил тоже так мало осталось, чтобы много
работать и сделать все запланированное и незаконченное).
Ну, а седьмая цель – пропаганда северного – в
частности подмосковного - садоводства –
в целом. Это и здоровье, и культура, и расцвет земли русской. И вообще, садоводство – это не просто занятие, а образ
жизни, «оазис для души», возможность одиночества и размышлений на свежем
воздухе, хорошего самочувствия и накопления сил для выполнения своих желаний и
мечтаний «в большом внешнем» мире. (Но это слишком большая тема, чтобы говорить
о ней вскользь, да и много уже сказано на эту тему в других моих работах).
МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В САДОВОДСТВЕ
Часть 2
(второй вариант, написано осенью-зимой 2009-10 гг)
(Пишу повторно, через 3 года - предельно
честно и вкратце, ибо в первый раз мысль ушла в песок от подробностей и
длинноты изложения. Постараюсь изложить
их предельно искренне, поскольку жизнь подходит к концу, и теперь мне не
страшны ни конкуренты, ни враги, а «все должно остаться людям» - это мой опыт,
самое дорогое, что есть у меня: «мои года – мое богатство».).
Вначале (когда я оказался безработным, в
начале 90-хх гг, и стал в основном жить в деревне) целью моей была в основном прагматическая – научиться
неплохо зарабатывать с садоводческой деятельности – так, чтобы не
только по-партизански выживать, как выкинутый рынком на помойку истории
«совок», но достойно жить при деревенской (загородной)
жизни, на природе, ни в чем не нуждаясь (это уже вторая цель, ибо только
на природе я всегда чувствовал себя хорошо, т. е. мне хотелось думать,
чувствовать, мечтать и любить), не прося помощи у своих близких, а, наоборот,
быть полезным им и вообще людям, так, чтобы сохранить уважение к себе. Что
особенно важно в старости, когда человек слабеет, и его затаптывают в жестоком
современном мире, морально – всякими явными и неявными способами унижения, а
подчас и физически (как уничтожают бомжей подростки или обманом выселяют из
квартир расплодившиеся махинаторы). Хотелось найти сферу посильного достойного
труда в свободном режиме, и так, чтобы не расходовать бесполезно силы на
городские избыточные контакты с огромным количеством людей, на бесконечные утомительные
дороги, всякие необходимые общественные формальности, из которых состоит в
основном труд современных горожан – где ты должен не столько работать, сколько
показывать и постоянно доказывать своему начальству, что ты работаешь и не зря
получаешь зарплату. И не ждать дня фиксированной на многие годы своей (мизерной/небольшой
или даже неплохой) зарплаты в определенные дни, как животное, когда ему
подсыпят корма в кормушку, а работать честно, по своей программе, в свободном
режиме, сколько есть сил, в своем ритме и осознанно, делая свое дело. Короче, третья
цель – обрести, наконец, долгожданную свободу, о которой мечтал всю жизнь (тот,
кто всю жизнь проработал «за колючей проволокой» - проходной оборонного НИИ, понять
меня сможет скорее).
А еще была «сверхзадача» - доказать
себе и окружающим, в том числе своим
бывшим сослуживцам-демократам,
начальникам и рядовым, поддавшимися обману и искушениям «рынка», а также
всем возомнившим себя гениями и пророками либералам-экономистам-рыночникам
из «новых русских», приспособленцам всех мастей - что мы
без них обойдемся, а они без нас – нет. Что хромой верблюд оказывается
первым только в краткий миг, когда
караван меняет свое направление движения. Что совесть – не слабость и
недостаток, а наглый эгоизм-индивидуализм – в перспективе самоистребителен. И
дожить до того светлого часа, когда они исчерпают все здоровые ресурсы,
оставшиеся от социализма и трудов наших предков-бессеребренников, поносимых
коммуняк-совков, перегрызутся и докатятся до дна ямы, которую рыли им (и нам,
их почитателям-последователям). И тогда от этого твердого дна мы оттолкнемся,
как Иванушка дурачок из «Сказки о коньке-горбунке» от дна котла с кипящей водой,
и воспрянем добрыми молодцами в той новой счастливой грядущей жизни, а они
сгорят в этом котле истории, как пустой шлак. Эти времена уже пришли, под названием «кризис»
(на самом деле, это никакой не кризис, а лишь начало конца социальным паразитам
и порочной рыночной планетарной жизни, мировому капитализму-империализму).
Мне – единственному в нашем «космическом»
отделе, поддержавшему открыто ГКЧП в августе 1991 г, мои сослуживцы (не хочется их называть
товарищами, а господами я никогда никого называть не буду) тогда предлагали «уехать
на Кубу» (бедную, преданную и затравленную), раз я так предан социализму (хотя
я был у них бессменным профоргом отдела в течение 10 лет (как и брат в своем отделе),
они, значит, мне доверяли побольше
других - и после моего увольнения они так никого и не выбрали взамен). Я уехал
от них куда-подальше – в глухую деревню в самой глубинке области, и начал с
нуля новую жизнь, что не так просто в 44 года (возраст, к которому люди только
достигают вершин в том деле, которому себя посвятили, а у меня было три диплома
в кармане и 28 лет профсоюзного стажа и учебы-работы по специальности, включая
18 лет – в аппарате министерства МРП). А многие из них теперь локти кусают –
поработав по книжным ларькам в метро, таксистами, подмастерьями в гаражах и
пр., и в
мыканиях «катастройки» безвременно состарившись и не найдя себя – о слишком
преуспевших я не слышал.
|