Главная » Статьи » О Магницком Л. Ф.

Часть первая

О МАГНИЦКОМ  Л. Ф.,

 ПЕРВОМ РУССКОМ МАТЕМАТИКЕ, И ЕГО ПОТОМКАХ

  1. Вступление. ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПОВОДОМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭТОГО ОЧЕРКА?

Поводом для написания этого материала послужило одно важное событие в моей жизни, а именно – что я оказался супругом одного из потомков этого замечательного во всех отношения русского Человека, привнесшего огромный вклад в создание культуры нашего Народа, а значит – и самого русского Народа: Леонтия Филипповича Магницкого. (О чем узнал лет через много лет после женитьбы). И этот потомок, моя дорогая жена, Галина Владимировна Магницкая, (потом Абакумова), умерла неделю назад. Она была очень скромным человеком, как и ее отец, и не очень даже знала о своих корнях, ибо ее дед по отцу был священник, репрессирован в 1920-е годы, и потом долгие годы советской власти не было принято гордиться такими корнями, и к тому же опасно. Мне же лично мой тесть рассказывал, что его отец, Антонин, был сослан в лагеря, и пришло сообщение, что погиб, на него упала сосна. Во всяком случае, так было написано в похоронном сообщении. (Этот разговор я прекрасно помню).

Но на похоронах жены ее старшая двоюродная сестра рассказала другую версию, которую ей в детстве рассказала бабушка (мать моего тестя и жена его отца).  Что Антонин просто умер, от сердца, когда сгорел его дом (подожгли) и разорили церковь. Но я не очень-то верю в эту версию, по следующим соображениям. Во-первых, это рассказывала бабушка, (учительница русского языка и литературы, в советские времена, а до того – закона божьего в царской школе) ребенку, в послевоенные сталинско-хрущевские времена, когда не очень-то хвалились своими религиозными корнями. Она просто не хотела говорить лишнего ребенку и «подставлять» его перед сверстниками, держать подальше от неприятностей. Бабушка была глубоко верующей, кончала церковную школу, и не озлобилась на советскую власть, а поднимала одна пятерых детей (один рано умер). Все стали достойными советским людьми, один художником, другой – директором школы, а третья – матерью героиней, воспитавшей замечательных детей, четвертая - учителем.  Во-вторых, тогда ему было всего 38 лет, а в таком возрасте не часто «просто» умирают «от сердца», даже после пожара (дом «попа» действительно поджигали,  и даже на рельсы клали, издевались).              В-третьих, даже если он и просто умер, от таких «расстройств» (что церковь разорили и дом сожгли), то это тоже не своя смерть: его могли запугать, ему мог грозить арест или разные новые неприятности, и он решил отвести гром от своей семьи и даже покончить с собой (и такое могло быть). Я все же больше склонен верить своему тестю, ибо он был более взрослым человеком - перед войной был уже юношей, старшим среди детей и опорой матери. Да и ребенком успел застать отца (до ареста) и кое-что узнать о его жизни побольше, от своей матери, за эти годы, чем внучка в конце жизни бабушки. Да и «органы» могли сообщить не всю правду о его смерти в лагере.

В любом случае это смерть не случайная и не своя естественная, а история довольно темная. Ясно и важно только одно, что он был священником («попом») и учителем в церковной школе, и пострадал от революции, а также что вполне мог быть продолжателем династии Магницких и стать известным человеком, (таких в энциклопедии мы нашли несколько, фамилия не ординарная, о ее происхождении расскажу дальше).  

  1. ИСТОРИЯ ПОИСКА РОДОСЛОВНОЙ МОИХ РОДСТВЕННИКОВ МАГНИЦКИХ:

ТЕСТЯ Владимира Антониновича и ЖЕНЫ ГАЛИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

 Вскоре после смерти жены я получил от её родственников подтверждение его (моего тестя) происхождения от рода Магницкого. (Есть выписки из церковной книги, найденные по запросу двоюродного брата моей жены Виктора Евгеньевича Магницкого, в архивах). Эти данные не вызывают сомнения, поскольку фамилия эта не распространенная на Руси, особенно среди простонародья, (такого и слова то «магнит» не знали до Петра Первого).  Да и народа-то тогда, в петровские времена, (в конце 17-го века) было не так много в России, всего-то миллионов 10. Кроме того, район действия данной истории вполне совпадает с местом, где Петр дал поместье Л. Ф. Магницкому, (Тверская область, около Волги,  г. Калязин, мне тесть часто рассказывал, как и какую они там рыбу ловили, когда я приносил своих ротанов из местного пруда, брезгливо отворачиваясь, и все хотел туда съездить, на свою малую родину) Да и не такой уж большой (этот район), в радиусе всего 100 км от Переславля-Залесского, когда-то церковного центра России, чтобы там могли разместиться несколько знатных родов Магницких (это ведь не крестьянская фамилия, явно), и к тому же занимающихся в области воспитания и образования, наследственно. И наконец, сам временной интервал, начиная от смерти Л. Ф. Магницкого и его захоронения, в 1739 голу, когда его сын Иван писал надгробную эпитафию, и до конца 19 века, когда родился Антонин (примерно 1885 год), не такой уж большой, всего 3-4 поколения, так чтобы слишком «распылиться» по территории тогдашней России, мало коммуникабельной, (дорог не было, и существенной миграции населения тоже).

В итоге подтвердилось, что Антонин (отец тестя) был сыном Алексея …, ректора духовной семинарии в г. Переславль-Залесском. (Кстати, это тоже Петровские места, он там строил свой учебный флот, и его можно считать Родиной Великой России, созданной Петром и царицами-царями после него). Далее удалось восстановить и предков этого известного человека.

***

Сведения о Л. Ф. Магницком, приведенные ниже в основном тексте, я почерпнул в книге И. Я.  Депмана, «История русской арифметики», Учпедгиз, Москва, 1959 г. Ее мне подарили как победителю (одному из) московской городской олимпиады по арифметике, в 1960 году, когда я учился в 5-м классе. Тогда я эту книгу не прочел, только первые страницы, не интересно, скучно было, «сухая» математика меня не увлекала. Я больше потом полюбил физику, более «живую» науку, был с братом в «любимчиках» у нашей «физички», Нины Павловны. Молодой, яркой и азартной учительницы, страстно любившей свой предмет. В минуты «праведного гнева», на тупой класс, она кричала: «Тупицы! Всех разгоню, оставлю только братьев Абакумовых и Матвеева». В общем, в детстве я не стал читать эту книгу, она мне показалась  какой-то взрослой, тревожной, из большого мира, а мне хотелось оставаться в простом детстве, погулять и в хоккей поиграть во дворе.

Но уже в зрелые годы, за 40, когда я был уже давно женат, и умер мой тесть, в 1989 году, Владимир Антонинович Магницкий, с такой же известной фамилией, я случайно наткнулся на эту книгу, забытую на книжной полке, не дочитанную, и решил почитать, о русском математике Л. Ф. Магницком, создателе первой арифметики, фамилию которого скромно носила моя жена (поменяв, без истерик, на мою). В разделе о великих русских математиках, где приводились их биографические данные.

Тогда же на эту информацию, (в конце 1980-хх, в связи со смертью тестя думаю, тоже решил поднять его биографию,  слухи в роду с разных сторон в роду такие были, о кровных связях с Магницким),  вышел по своим каналам и Вячеслав Петрович Ярыкин, двоюродный брат Гали, (по матери тоже Магницкий), о чем я узнал от него на похоронах тестя. Он был литератором, заметным областным журналистом и работал зав. отделом в г. Ленинское знамя, в г. Павлово-Посаде. Его визитку, редкость для людей в те времена, я храню до сих пор, на память. Он, к сожалению, вскоре скоротечно умер, от тяжелой болезни, хотя внешне был очень крепким мужчиной.

***

Прим. Мы с ним хорошо понимали друг друга и дружили, хотя он был намного старше и виделись редко. Он внимательно и уважительно относился к моим попыткам «писать» тогда публицистические письма в газеты и журналы. В «Литературке» у меня был даже свой почтовый ящик, мне его открыли, когда я трижды писал обстоятельные письма по жизненным проблемам, которые тогда обсуждались в газете: «Инженер и время», «Хлеб всему голова». И еще одну на тему эффективной утилизации отходов. В частности, телевизоров и прочей дорогой спец радиотехники, которую мы так безжалостно гробили тогда на своих оборонных секретных НИИ, «под штамп», сам относил на «помойку». Но иногда нам, бедным техникам и поголовно радиолюбителям, давали её «раскурочивать» на детали наши лабораторные начальники, при предпраздничных уборках.

 Тогда, в советские времена, письма читателей в газетах читали, и на письма отвечали, мнения «народа» уважались. Хорошо запомнил один ответ Лидии Графовой, известной тогда журналистки ЛГ, где она детально и критически, в большом отзыве на целой странице, разобрала мои аргументы, за и против, а в конце пожелала успеха. А на письмо по поводу неэффективного использования хлеба в полуголодной стране, когда зерно закупали за золото в Америке, где я предлагал использовать «рыночные» механизмы и просто поднять цены, чтобы неповадно было батонами в футбол играть, мне отвечал даже заведующий экономическим отделом ЦК, с армянской фамилией. В тот день мне предложили задержаться на работе, я тогда работал в оборонном ЦНИИ, и после 18 часов он позвонил в отдел, по городскому телефону, и мы с ним несколько минут разговаривали. Он первым делом спросил, что я, наверное, хорошо зарабатываю, и оттого имею такое мнение, и сказал категорически, что так делать нельзя, бедные пострадают и не поймут.

Короче, я тогда пытался «писать», даже купил на первую хорошую зарплату с премией, прекрасную по тем временам печатную немецкую машинку «Роботрон», за 400 рублей, научился скоро печатанию, по учебнику, и стал «пописывать», для души.  В том числе потом и в журналы, технические и литературные. Тогда трудно это было делать – особенно в 3-х экземплярах, с копиркой, и тем более, когда надо было исправлять, средством «штрих», сушить, намучаешься. И с бумагой, для печати и копирования – тоже были проблемы. Хорошо еще, знакомая машинистка помогала, приносила с работы.

 А сейчас от Вячеслава Ярыкина остался только шикарный памятник, из  черного карельского гранита, где он сидит за столом с рукописью в руках – родственники поставили, у него 6 братьев и сестер, а умер он первым, раньше матери. В сосновом бору, на излучине Клязьмы, одном из самых красивых кладбищ в Подмосковье. А на другом конце кладбища похоронена моя незабвенная подруга жизни Галечка, я ей тоже красивейший памятник поставил, из редкого розово-голубого индийского гранита, «Багама-блу», где она, как живая, застыла на века, с зорким внимательным взглядом доброй учительницы. (Это фото она выбрала сама, умирая от рака, сказав, «здесь лучше всего отображена моя суть». Её очень любили учащиеся, наверное – не меньше, чем Магницкого ученики в мореходном училище, даже «бандиты» ходили в профучилище по струнке, приходили на её уроки с других занятий и провожали домой вечером.)   А заодно поставил новый великолепный памятник тестю, художнику, уже из черного карельского гранита, где он изображен лихим молодым человеком, с зорким взглядом, в любимой шляпе. Он был славным человеком, известным в округе, заслужил, (Около поселка есть прекрасная гранитная мастерская, в Заозерье, где работают отличные мастера, художники по граниту.) Конец прим.

***

А позже свою родословную раскопал Виктор Магницкий, другой племянник моего тестя, который делал запросы в церковные архивы. Он был сыном директора школы, в Московской области,  брата моего тестя, а во время перестройки возглавлял строительную фирму. Несколько лет назад скоротечно умер, от рака (у них в роду такая наследственность, видно.) Но данные по его запросу мне сообщили родственники только после смерти жены, совсем недавно, но зато документально.

Так слились вместе три линии наших (с Галиными родственниками - братьями) поисков родословной моего славного тестя, благороднейшего и культурнейшего человека, из всех, кого знаю. (О том, как его уважали люди и хоронили всем рабочим поселком – я ещё расскажу, это подробно описал в дневнике.) Теперь я, как и все её родственники, уже не сомневаюсь в том, что моя жена действительно потомок славного рода Магницких, носителей культуры для русского народа.

  1. О ВЛИЯНИИ НА МОИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗУЧЕНИЯ СУДЬБЫ Л. Ф. МАГНИЦКОГО

И ЗНАКОМСТВА С ЕГО РОДОМ

Я, (сын коммуниста и внук революционера, сам бывший комсомолец, идейный «теоретический коммунист» и убежденный научный атеист), всегда резко отрицательно относился к религии. По-ленински, считая её «опиумом для народа», и к тому же лишними ненужными знаниями, (не говоря о потерях времени на соблюдения ее ритуалов и праздников, мешающих активно трудиться и «развиваться»). Но, в последние годы и даже месяцы, когда был повод глубоко задуматься о её роли в связи с болезнью и смертью жены, да и вообще в связи с трагедией  рыночной «перестройки» в России, сопровождающейся резким падением нравов и «культуры», (во всех смыслах, в том числе и одном из главных физических определений, данном ей мной в своих работах, как «полезности субъекта для развития Жизни»), сильно пересмотрел свои взгляды на её окультуривающую роль, в данном случае – русского Народа. В его истории, от древней до самой новейшей.

В частности, поводом послужили как изучение поучительной и показательной судьбы самого Л. Ф. Магницкого, основателя рода, сподвижника Петра 1, так и некоторых его известных потомков (в энциклопедии и интернете). Плюс посещение Покрово-Васильевского  монастыря в Павлово-Посаде, (где отпевали жену), созданного местным фабрикантом  Лабзиным. (Который наладил производство знаменитых Павлово-Посадских шалей и платков и построил женский монастырь, много школ и больниц.). Плюс прочтение некоторых религиозных книжечек-брошюр, которые купили там (с братом) скорее для поддержания храма. В частности, детских книжек для младшего возраста, (для внуков), где даны поучительные подборки из литературы (пословицы, сказки, басни, произведения писателей) на темы: «об усердии», «о смекалке», «о смирении», «о дружбе», «о радости», «об отце», «о дедушке». (Внучка читать не стала, не заставишь, не наш характер, а я прочитал с большим интересом.) А также прочтение тоненькой книжицы, которую мне дала подруга жены, тоже московская учительница, у которой умерли все родственники, и она «ударилась» в религию. Под названием «Чин исповеди». Москва, 2011 год. Книжка очень интересная и полезная, для атеиста, который мало изучал и знает религию. В ней приведены «Перечень грехов и вредных привычек современного человека» и «Добрые правила для причастников». В основу брошюры положено известное поучение Святителя Игнатия Брянчанинова о главных страстях и противоположных им добродетелях, а также поучение о грехах, с перечислением этих грехов на исповеди. Отличительной особенностью издания является подробный анализ греховных привычек и перечень грехов, наиболее присущих современному человеку, а также добрые правила, из записей протоиерея Валентина Мордасова, которые полезно знать готовящимся к причащению Святых Христовый Таин.

Нет, я не стал «религиозным» человеком, «верующим», ни после всех этих прочтений; ни после знакомства с трагической судьбой моего репрессированного (после ВОСР, в 1926 году) родственника священника, отца тестя, Антонина Алексеевича Магницкого, его жены и всех его пятерых детей; ни даже после изучения очень поучительной биографии благороднейшего Человека, Магницкого Л. Ф, связанного с религией и получившего от неё (в значительной степени) свои высокие человеческие качества, притягивающие людей, как магнит, (за что Петр первый и дал ему «прозвание»/фамилию Магницкий). Однако я сильно зауважал православную религию  за её огромный вклад в воспитание русского «полудикого» (языческого) народа, на протяжении всей последней тысячелетней его истории.

Прим. Еще более показательна, наверно, «окультуривающая» роль мусульманской религии, более молодой и активной, которая за каких-то 80 лет сделала дикие кочевые народы ближнего Востока вполне послушным человеческим стадом, легко управляемым своими муллами и правителями. Это, как промежуточный этап развития человечества, все равно много лучше, чем полная дикость, когда все дерутся со всеми, бесполезно уничтожая друг друга. Но это не наша тема, нам бы с Россией разобраться, и с ее культурным развитием. Конец прим.

***

Я согласен, примерно на 80-85%, то есть в основном, с постулатами церковных вождей и мудрецов, ищущих свой путь к совершенствованию (развитию, окультуриванию) человека «изнутри», прокладывающих к этой высшей цели существования Жизни (в форме человека) свою дорогу. По сути, они прошли 85% этой дороги, к высшему, коммунистическому сознанию, но, в последний момент, как всегда это делает «политический игрок» Путин, вильнули не в ту сторону. А именно, не в сторону борьбы за «райскую» жизнь, которую они оставили земным «простым людям», труженикам,  (которых они призывают к совершенству и аскетизму, на крайних примерах служивых богу монахов), только «на небе», (после смерти, в загробной жизни) - а в сторону смирения угнетателям и эксплуататорам. То есть тем самым обслуживают существующую власть и защищают сложившийся несправедливый порядок вещей. Смиряют своих «мирян», прихожан, с несовершенством существующего мира. Поэтому и ту (церковь) и другого («белого офицера» В. Путина) правильно было бы назвать «козлами провокаторами», поскольку они уводят послушное народное «стадо» по ложному гибельному пути, в «забой», лишая его дееспособности и воли к сопротивлению.

Заметим, что 85% россиян, поддерживающих «патриота» Путина (пусть только во «внешней политике», хотя и тут большой вопрос, как можно думать о Сирии, предав Новороссию) – это как раз так недоразвитая до коммунизма часть нашего населения, недокрашенные и недозрелые люди. Подобно, по моей любимой садоводческой аналогии, недозрелым с разной степени плодам на дереве: зеленые (это «экологи» убогие),  белые (монархисты), розовые (робкие социалисты), черные (гнилые анархисты), коричневые (загнивающие фашисты). И лишь красные (коммунисты) плоды зрелые и нужные к употреблению!

Однако, весь Российский парадокс в том, что именно этим 85% «патриархально религиозного» населения, «патриотов» государственности, в форме царизма (сильного президента в роли монарха), с дворянством - в виде «белого офицерья», (путинской «белой гвардии») – и нужна порка капитализмом, западным либерализмом! Дело в том,  что у капитализма, западного либерализма, в его лучшем проявлении характеристик, есть огромные преимущества перед религиозными догмами и государствами. Он все равно ушел дальше их, в развитии человека и человечества, при всех его ненавистных мне недостатках. Для отдельных людей это способность к напряженному труду, предельной организации и мобилизации. Это видно, например, по спорту, как играют в футбол немцы, испанцы, англичане, голландцы. Или какие выдающиеся достижение в коньках были у Эрика Хайдена, (моего кумира), победившего сразу на всех пяти дистанциях на Олимпиаде, от короткой до длинной и многоборья. Или их выдающихся пловцов, один из которых завоевал аж 17 золотых медалей. Или в технике, практической науке – на примере Билла Гейтса, Стива Джобса и пр. На примере лучших западных (или японских) автомобильных, электронных фирм и мн. др.

***

Прим. ред. от 18.02.20. Так я думал на момент начала написания статьи, 3 года назад. Теперь, думаю, большую опасность для России представляют патриоты-государственники «имперского» типа, вроде А. Проханова, который пытается навязать России путь буржуазного национального религиозного развития, по сути – «религиозного фашизма». Хотя мне он по душе внешне и близок, как человеку русскому до корней, но, объективно, наиболее опасен для нового времени - прихода мирового коммунизма, для России. Поскольку тянет в прошлое, сразу по трем отработанным направлениям – религиозному, монархическому и буржуазному, по сути, из них самому продвинутому. С которым (у Проханова) вроде бы ведется главная борьба, а на деле обеспечивается ему поддержка, а в результате подавляется коммунистическая идея, единственная, способная решить все проблемы человечества, а заодно и спасти Россию, от «исторической гибели».  Конец прим.

***

Поэтому, только скрестив «ужа с ежом» (человека, материалистически воспитанного жестоким капитализмом, как «кирпича» коммунизма), с моралью религиозного Человека (на 85%, кроме его недееспособности и отсутствия воли к сопротивлению и жизни, избыточного смирения) – и можно получить тог жизнеспособный культурный гибрид Человека коммунистического, наиболее адаптированный под разные условия Жизни. Сочетающий высочайший уровень физической организации («физической» культуры), как количественную компоненту Человека, с тончайшей духовной организацией, (обеспечивающей возможности сложения в единую общественную систему), являющейся органом чувств, задающим направления деятельности Человека, в интересах системы.

  Подобным образом, как получал великий В. И. Мичурин новые сорта, открыв на практике закон/метод «дальнего скрещивания», (легший в основу генетической теории селекции), когда российские сорта скрашивались с американскими. В результате только такого скрещивания  лучших черт, «сухих остатков» человека «западного» (либерально-протестантского) типа и советского, (православного, российского) – и может родиться человек коммунистического будущего. Только коммунистическая идеология может разрешить все нынешние и грядущие проблемы человечества!  (Как упорно не хотят это признать сильно проплаченные и зависимые от власти теле агитаторы новой буржуазной власти в России, вроде Вл. Соловьева, уворачиваясь, как ужи, от столь очевидной по преимуществам коммунистической идеи.)

Роль западного общества кончается с формированием в недрах производственной среды (на её дне и в центре, то есть в центре основания общественной пирамиды, где испытывается наибольшее давление на человека, и таким образом формируется наиболее «культурный» - т. е. полезный по эффективности - человек) человека с коммунистическим сознанием; и, одновременно параллельно - обеспечения человечества материальными благами в достаточной мере (постройкой МТБК). Но сама общественная система капитализма крайне не эффективна, ибо работает в основном на сверх потребности богатых, и расточает на них всю экономию, которую создают внутри отдельных заводов производители, и которую создают граждане своим недопотреблением. То есть потребители (в основном «элита», находящаяся на верхних этажах общественно пирамиды) «прожирают» производителей, а большая часть населения остается не у дел. Хотя при этом истощаются, крайне не эффективно, природные ресурсы, и мир катится в пропасть, («трам тартары»), уничтожая сам себя (глобальную Жизнь).

 

Однако надо понимать, что без количественного начала нет качественного. И, как здоровый дух может быть только в здоровом теле, так и материальное развитие должно предшествовать духовному. Это в естественной природе, общий закон хода истории. Но у общества, управляемого сознательно – может быть (отчасти) ход и в обратном направлении (или параллельном), когда нет исторического времени. Если оно успеет осознать необходимые (правильные) пути движения, из-за опасностей гибели. Тут, при искусственном сознательном управлении процессами, всё много сложнее простых механических аналогий, или даже с «дикими» объектами живой природы, существующих по «естественным» законам мира или Природы; или исторических параллелей (порой глупых вульгарных поисков ответов в истории на вопросы текущего времени, развития). В принципе, Человек, осознавший глубинные законы Природы (развития и Жизни), может повернуть события (на временном отрезке) и почти вспять, (как корабль парусник может идти почти против ветра,  пусть галсами). Поэтому и коммунизм может прийти не тогда, когда совсем уж начнут кончаться ресурсы, и даже дуракам станет ясна в этом необходимость, а много раньше, когда поймут умные (руководители, они должны быть умнее).  Благодаря чему Человечество сможет надолго увеличить (продлить) срок своей жизни на нашей планете, на оставшихся ресурсах (ибо летать за ними далеко в космос – это мало реально).

4. СЕМЕЙНОЕ ФОТО

В нашем семейном альбоме есть групповое фото, сделанное незадолго до смерти тестя. На нем мой отец с тестем, жена с тещей, и дочь подросток, единственное продолжение моего рода, скрещенного с родом жены, Магницких. Мой отец был политруком ВОВ, убежденным коммунистом. И мой дед, по отцу, тоже был рядовым революционером, ВОСР, и. притом, участником боев на баррикадах Красной Пресни, в первую революцию, 1905 года. Так что по моей линии все были убеждённые коммунисты, (еще и дядьев много, большинство погибших).

 А по линии жены и тестя был род священников, богослужителей, учителей церковных школ (до революции). Очень культурные и благородные люди, в основном русская интеллигенция (учителя церковных школ, священники, есть ректор духовной семинарии, профессора, литераторы и пр.), несколько человек попали в энциклопедию. Так в роду моей дочери сошлись и переплелись две линии культурного развития русского народа – трудовой (рабоче-крестьянской) и религиозной.

А в советское время Магницкие - это тоже передовые люди, культурного слоя страны, трудовая интеллигенция, которую раньше всех начал описывать в своих произведениях А. П. Чехов, мой любимый писатель. Из тех родственников по линии жены, которых только я знаю, это журналист, редакционный работник, художники, работники клубов, библиотекари, директор школ, руководители предприятий, врачи, преподаватели училищ и ВУЗов, инженеры, техники, экономисты и т. п. А главное – что это всё очень хорошие русские люди, которые исчезают.

Прим. В 2050 году, по прогнозам западных социологов, население коренной России сократится в три раза – до 50 миллионов: рождающие по 8 детей цыганки и пришлые не спасут Россию, в том виде, в котором она была. Программа «демографической помощи» многодетным матерям и семьям, с помпой принятая Путиным недавно ради оправдания провальной позорной «пенсионной реформы», когда у «простых» людей, то есть Народа, отобрали по 5-8 лет жизни в активной старости (а по сути – жизнь, потому что человек трудовой только и живет после пенсии) – ничего не даст, по сути, и кардинально не изменит. Все эти миллиарды запоздалых вложений приведут всего лишь к подъему рождаемости одной женщины с 1,6 до 1,7 ребенка, тогда как для простого  восстановления численности нужно иметь по 3 ребенка на одну женщину, родо способного возраста.

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О Л. Ф. МАГНИЦКОМ

А теперь расскажу о главном, для чего писалась это статья, и приведу некоторые документальные сведения и воспоминания об основателе их рода Магницком Леонтии Филипповиче, (создателе первого в России учебника «арифметики», заложившего основы знаменитой русской математической школы). А потом уже и отдельных его потомках, моих родственниках по линии жены. Удивительно, как «тесен мир» и как переплетен из судеб разных, обычно «простых» людей, и как мало мы знаем о себе. А ведь понятие «культура» человека включает его всю «продолжительность» жизни, начиная от истории рода, которую он знает, чтит и традиции которого продолжает, до конца памяти о нём, которую оставит потомкам, своими благими делами. Как сам великий сын русского народа, скромнейший Л. Ф. Магницкий, сподвижник Петра Первого, судьба которого исключительно интересна и поучительна. (А «страна должна знать своих героев»).

МАГНИЦКИЙ ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ

(выписка из книги «История арифметики», И. Я. Депман, Учпедгиз, 1959, с.349-361)

Леонтий Филиппович Магницкий родился 9 (19) июня 1669 года, (в один день со мной! А. А.), а умер 19 (30) октября 1739 года, как указывается в газете «Московские ведомости» №68 за 1857 г. В той же газете за №76 от 1836 г напечатан длинный «список с надписи на могильном камне, сочиненный сыном Магницкого Иваном», из которого извлекаем следующие строки:

НАДПИСЬ НА НАДГРОБИИ (ЭПИТАФИЯ)

«В вечную память …добродетельно пожившему Леонтию Филипповичу Магницкому, первому в России математики учителю, зде погребенному, мужу … любви к ближнему нелицемерной, благочестия ревностного, жития чистого, смирения глубочайшего, великодушия постоянного, нрава тишайшего, разума зрелого. Обхождения честного, праводушия любителю, в слугах отечеству усерднейшему попечителю, подчиненным отцу любезному, обид от неприятелей терпеливейшему, ко всем приятнейшему, и всяких обид, страстей и злых дел силами чуждающемуся, в наставлениях, в рассуждении, совете друзей искуснейшему, правды как о духовных, так и гражданских делах опаснейшему хранителю, добродетельного жития истинному подражателю, всех добродетелей собранию; который путь сего временного и прискорбного жития начал 1669 года июня 9 дня, наукам изучился дивным и неудобовероятным способом, его величеству Петру первому для остроумия в науках учинился знаем в 1700 году и от его величества, по усмотрении нрава ко всем приятнейшего и к себе влекущего, пожалован, именован прозванием Магницкий и учинен российскому благородному юношеству учителем математики, в котором звании ревностно, верно, честно, всеприлежно и беспорочно служа и пожив в мире 70 лет, 4 месяца и 10  дней, 1739 года, октября 19 дня, о полуночи в 1 часу, оставя добродетельным своим житием пример оставшим по нем, благочестно скончался…

Не по должности написал горькослёзный Иван, нижайший раб, сын ему любезный».

***

Комментарий А. А. Вот ведь как умели писать и точно выражать свои мысли в неспешной глубокой старине, а мы считаем их бескультурными. И вот каковы возможности церковного воспитания в смирении, подлинной культуры. А ведь это не помешало Л Ф. Магницкому стать не только и великим светским деятелем, реальным борцом за прогресс в тогдашней России, и помощником Петра 1 не только в научном и духовном просвещении России, Народа русского, (одним из фактических создателей мореходного училища и флота русского), но и воином, архитектором поскольку помогал царю создавать и укреплять оборону и армию страны (в частности, укреплял Псковскую крепость, форпост обороны от шведов; отвечал за оборонные продуктовые и прочие поставки в армию и пр.). Подобно монахам, которые не только молились и служили богу в храмах, но и защищали свои монастыри и землю русскую от  нападающих врагов.                   

***

Биография Магницкого мало известна. Но вот что сообщил один из биографов Магницкого Н. А. Кривицкий. «Священник города Осташкова Ф. Ф. Прусаветский (18 век) составил «Описание города Осташкова», в которой в главе «Краткое описание жизни мужей, родившихся в Осташкове, но сделавшихся известными», указывает и Л. Ф. Магницкого, сына крестьянина Осташковской патриаршей слободы, по прозванию Телятина, говоря о нём: «В младых летах неславный и недостаточный человек, он прославился здесь только тем, что сам научившись чтению и письму, был страстный охотник читать в церкви и разбирать мудрёное и трудное. Крестьяне слободы послали его некогда с рыбой в монастырь, которому принадлежала слобода. Там, узнав способности мальчика, оставили его для чтения… Каким образом он перешел в Симонов московский монастырь, я не знаю».

Однако, по некоторым документам, Н. А. Кривицкий делает правдоподобное предположение, что мальчик мог быть перевезен в Москву знатными богомольцами, посещавшими известный в то время Волоколамский монастырь. Автор указывает, что Леонтий «из уст царя Петра проименован из Телятина Магницким, в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя

В имеющихся биографиях Магницкого указывается, что он учился в Славяно-греко-латинской академии, открытой в 1685 году.  Это является сомнительным, поскольку он не успел бы этого сделать по возрасту…. В истории этой академии упоминается только сын Магницкого, Иван Леонтьевич.

В математике Магницкий был самоучкой, (! А.А), даже если допустить маловероятное его учение в академии: в ней математика не преподавалась. (А только зря мозги сушились бесполезными церковными древними языками, на математику сил бы не оставалось. А. А.)  Этим, вероятно, объясняется, что книга Магницкого оказалась «вратами мудрости» для многих самоучек, к чему сознательно стремился автор её. Он, действуя в своей книге «не рассказом, а показом», и заявляя, что «всяк усердствуя может … недоумение, каким числительным путем заплетенное, расплести», подчеркивает «что сам себя всяк может учить».

Прим. 1. Я тоже любил арифметические задачки решать, и в 5-м классе даже стал победителем двух уровней школьных олимпиад,  районной и городской, единственный из школы. Правда, учительница по математике, наша пожилая соседка по квартире, Вера Васильевна, немного поднатаскала нас с братом в решении типовых задач. А потом, также, всю жизнь само развивался в физике, на работе в разных НИИ, потом в садоводстве и в политике. И даже создал свою «Физическую колебательную модель Жизни», а также «Модель культуры», о чем ещё хочу успеть сообщить людям, в кратком и понятном виде.

Прим. 2. Но до чего же молодец Л. Ф. Магницкий! Он создал первый учебник Арифметики в отсталой, дикой стране, которая в 1700 году еще не имела своей математической школы! В то время как на «культурном западе», в Англии, Ньютон уже открывал свои знаменитые законы механики!

***

Дальнейшая судьба Магницкого полностью связана с московской школой для подготовки кадров только что зародившегося русского флота – важного звена петровских реформ. Учить будущих моряков был приглашён не видевший моря самоучка Магницкий. Это было столь же смело, как мысль о подготовке моряков в Москве, где еще не существовало «московского моря». В своих воспоминаниях в доброжелательной форме адмирал П. В. Чичагов (1767-1849 гг.), бывший морской министр, представитель фамилии, давшей несколько поколений адмиралов, пишет: «воспитание отец мой получил в морском училище («школе навигационных наук»), учрежденном  Петром 1 в Москве, в старой Сухаревской башне, немного высоко и далеко от моря».

История вполне оправдала этот на первый  взгляд странный выбор Петра. Задумав реформу военно-морского дела в России, Петр в 1698 г. в Лондоне, где встречался с другом Ньютона астрономом и математиком Галлеем, просил указать ему способного и знающего преподавателя математических и навигационных наук. Такой человек нашелся в лице профессора математики Андрея Фархварсона, слывшего на родине хорошим математиком, астрономом и знатоком морских наук. Выбор этот был очень удачным, чего нельзя сказать о приглашении для преподавания практических частей навигации Стефана Гвина и Ричарда Грейса.

24 января 1701 г.  появился указ о создании «школы навигационных наук», где назначили преподавать указанных англичан. А ведать тем училищем поручили боярину Федору Алексеевичу Головину «с товарищи». Жалованье преподавателям было такое же, как в Славяно-греко-латинской академии (150 руб.), Фархварсон получал 250 руб., (ректор академии – 300 руб.). Ученики школы получали содержание в 3-4 раза больше, чем студенты академии (!).

Поступившие в школу ученики начинали учение с «русской» школы, т. е. школы грамоты. В следующем классе – «цыфирной школе» - проходили арифметику. Ученики низших сословий с окончания этого класса поступали на службу писарями, помощниками архитекторов, аптекарей т. д.  Ученики из дворянского сословия переходили в высшие классы, где изучали геометрию, тригонометрию и их приложения к геодезии и мореплаванию, навигацию, основы астрономии.

Математико-навигационная школа находилась в ведении боярина Головина «с товарищи». Из этих «товарищей» главным был Алексей Александрович Курбатов, выдвинувшийся из крепостных Шереметева при Петре своим проектом введения гербовой бумаги. Курбатов настоял на том, чтобы право на издание арифметики было отнято у некоего иностранца. В доме Курбатова Магницкий и писал свою арифметику, которая, по словам Курбатова, «вышла гораздо лучше иноземной». Магницкий был назначен преподавателем школы с жалованьем 90 рублей в год.

Курбатову удалось ослабить в школе роль иностранцев, на которых в Москве смотрели косо в русских кругах. Отсюда возникли недоразумения между англичанами и Магницким. О них говорит письмо Курбатова Головину от 1703 г.

«По 16 июля прибрано и учатся 200 человек. Англичане учат их той науке чиновно, а когда временем и загуляются, или, по своему обыкновению, почасту и долго проспят. Имеем, по приказу милости твоей, определенного им помоществователем Леонтия Магницкого, который непрестанно при той школе бывает и всегда имеет тщание не токмо к единому ученикам к науке радению, но и ко иным к добру поведениям, в чем те англичане, видя в школе его управление не последнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавидением, так что уже просил он, Леонтий, от частого их на него гневоимания от школы себе свободности; однако же я, ведая, что  их ради гневоимания от школы свободному быти не доведется, приказал ему о всяких поведениях сказывать до приезда вашей милости мне, и я, приусматривая, что он приносит о порядке совершенном, призывал из в палату и сам, к ним ездя по часту, говорю; а дело из них признал я в одном Андрее Фурхварсоне, а те два, хотя и навигаторы написаны, только и до Леонтия наукою не дошли».

Эту картину дополняет выдержка из другого письма Курбатова Головину, в том же 1703 г.:

«Точно довожу о сем, что учители учат нерадетельно, а ежели не опасались бы Магницкого, многое бы у них было продолжение, для того, что которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших».

Из всего этого видно, что роль Магницкого в новооткрытой школе была значительно больше, чем это можно было думать по занимаемой им скромной должности учителя «русской школы». По-видимому, школа фактически держалась на Магницком.

В 1706 году В. Киприановым была открыта типография, «тщанием и трудами его отца», в которой под надзором «арифметической, геометрической и тригонометрической наук профессора Леонтия Магницкого печатались: арифметика, логарифмы, многие картины и глобусы, ландкарты, календари и другие разные листы и книги». Из этого видно, что Магницкий был не только учителем начального класса школы. Найденные в архивах тетради учеников навигационной школы по сферической тригонометрии говорят о том, что, скорее всего, были записями и оформлением уроков Магницкого.

В 1715 году Фархварсон и Гвин были переведены в Петербург, в Академию морской гвардии, Магницкий же остался в Москве.

Для учеников математико-навигационной школы и писал свою «Арифметику» Магницкий. Дальнейшая его учебно-литературная деятельность нашла место в коллективных изданиях преподавателей  математико-навигационной школы. Так, в том же 1703 году были изданы анонимные «Таблицы логарифмов, и синусов, тангенсов и секансов к научению мудролюбивых тщателей», напечатанные славянским шрифтом, но с исключительным употреблением арабских цифр. В 1716 г. вышло второе, сильно доработанное издание трех авторов, учителей навигационной школы, включая Магницкого. В 1722 году Фархварсоном и Магницким были выпущены «Таблицы горизонтальные, северные и южные широты» - пособие для моряков.

Арифметика Магницкого была написана прежде всего для моряков. Она содержит основы мореходной астрономии и навигации с необходимыми таблицами и задачами. Вся книга Магницкого, представляющая энциклопедию основных знаний по математике его времени, напоминающая во многих отношениях книгу итальянского самоучки Тартальи, содержит арифметику, основы алгебры, сведения по геометрии, тригонометрии и мореходной астрономии.

Характерно для Магницкого стремление научить читателя практическому пользованию полученными знаниями, в различных областях жизни. Приводятся многие примеры и реальные задачи. В том числе для ведения хозяйственной, купеческой деятельности, торговли. Рядом с этим через всю книгу проходит идея пропаганды науки, которая в то время имела большое значение. О том, что знания математики нужны везде, от морехода и воина до купца, и что каждый может всему научиться сам, по книгам, если захочет и будет много трудиться.  Причем он излагал это в стихотворной форме, вроде Ломоносова.

Говоря многократно о пользе «арифметики», (математики фактически), Магницкий при этом подчеркивает, что она ценна не только тем, что решает задачи практической жизни, но и тем, что просвещает ум ко приятию множайших наук и высочайших».

 Прим. А. А. От себя поясню: он хотел сказать, что математика нужна и для понимания физики, /«натурфилософии», как тогда ее называли/, и которой тогда, по сути, еще не было, особенно в отсталой России, как и многих других наук, которые возникнут позже, вплоть до социологии и «экономики», а еще более для разных технических дисциплин. Даже К. Маркс в конце жизни понял, что «ничего не понимает» в жизни, одних гуманитарных знаний недостаточно для этого, и начал изучать математику. Дошёл только до дифференциального исчисления. Фактически Магницкий сказал свое веское слово в пользу естественных наук, т. е. физиков, в их известном споре с лириками - («гуманитариями» разных видов). (См. также главу в конце статьи, о моем отношении к математике, ее разделам и разным к ней подходам, у русского ученого Магницкого и еврейского Ландау, и прочем.) Конец прим.

***

Современная русская математика ушла далеко от Арифметики Магницкого. Может показаться, что нет достаточного основания в наши дни говорить о значении Магницкого и его трудов. Склоняющимся к такому взгляду можно напомнить рассказ К. А. Тимирязева о посещении им вместе с известным американским дарвинистом домика Дарвина в Кембридже. Встретили они там бывшего камердинера Дарвина и получили от него комичную характеристику великого ученого: «барин был неплохой, только не деловой: уставится на какую-нибудь букашку и смотрит минут десять – это не дело!». Американец просил разъяснить ему, каким образом удается в Англии получить такой прекрасный густой газон, какой имелся перед домиком Дарвина, в то время как в Америке на газоне растет трава редкая, совсем не похожая на английскую.  Старик разъяснил, что этой беде легко помочь: надо завести машинку и стричь лет 200-300, после чего газон будет прекрасный. К. А. Тимирязев указывает, что старик дал прекрасную сравнительную характеристику английской и американской культур.

Значение Магницкого для современной русской математики  заключается в том, что он 250 лет назад (а теперь уже прошло 310 лет!, к 2020 году. А. А.) начал «стрижку», создавшую тот «газон», на котором стали возможны «собственные невтоны». Из посева Магницкого выросли Ломоносов (только через полвека!, А. А.), русская математическая культура, русская морская наука.

***

Отметим в заключение, что деятельность Магницкого не ограничивалась педагогической и литературной работами. Он активно участвовал в государственном строительстве своего времени (подобно, кстати, Ньютону, в Англии, во второй  половине жизни, после окончания научной деятельности, прославившей его открытыми законами механики. А. А.). В исторических документах читаем:

«Петр 1 имел намерение сию крепость (Тверь) привести в хорошее оборонительное состояние и для того в 1707 г. прислан был в Тверь математических и навигационных наук учитель Леонтий Магницкий с планом, который через напряженных … работников, коих было 4425 человек, в три месяца вся поправил и наделал больверки».

В 1703 г. Петр, желая облегчить доставление войску провианта натурой, тяжелым бременем лежавшее на крестьянах, учредил особых комиссаров, на обязанности которых лежало снабжение войска провиантом. В числе лиц, назначенных для наблюдения за правильностью расходов по покупке провианта, был между другими и Л. Магницкий. Эта должность едва не подвергла его опасности. За поставку провианта для войска взялись многие сильные и знатные люди, скупавшие под чужим именем хлеб по провинциям и поставлявшие его по высокой цене, сговорившись с комиссарами. В связи с этим возникло следствие. В числе арестованных оказался и Магницкий. Его привезли в Петербург, и сам Петр разбирался в его деле, убедился в огромных нанесенных убытках «жуликами» из знати, но Магницкому он полностью доверял и, не найдя его вины, через день отпустил именным указом. (Об этом пишет сам Магницкий в документах.)

В разное время Магницкий исполнял и другие правительственные поручения, которые показывают, что Петр имел высокое мнение не только о его познаниях, но и честности. Так, в 1733 году, Магницкий управлял московской академической конторой, доставляя в коллегию отчеты, получая за это в год 260 рублей жалованья  («Русский вестник», февраль 1971 г, стр. 705).

Эти сведения о деятельности Магницкого, которые отсутствуют в имеющихся биографиях его, характеризуют автора как активного деятеля и вне педагогической сферы.

Читать продолжение...

 

Категория: О Магницком Л. Ф. | Добавил: adrymne (20/Апр/23)
Просмотров: 265


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024