Главная » Статьи » Теоретический метод оценки плодового дерева сорта

Часть четвертая (начало)
  1. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ «КУЛЬТУРНОСТЬ» ПД ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

КАК ЕГО ОЦЕНИТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПУТЕМ И ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ПАРАМЕТР?

Объект жизни ПД в модели можно представить четырёхполюсником с неизвестными параметрами, отраженными главным параметром «общего качества» Ук пд. Однако функция Р(t), которая исследуется в данной работе (названная условно «моделью»)– не есть еще параметр «культурность» (упаси боже так считать), а только выходная реализация сигнала в смеси с шумом на выходе такого четырёхполюсника,  как отражение обменного процесса в ПД. По которой можно найти внутренние параметры самого объекта (аналога контуру - или их набору, в составе фильтра, в ПД). В реальности этот выходной сигнал (функция Р(т)) есть произведение сигнала Рс (t), (в роли аналога природного энергетического летне-сезонного воздействия), с определенным спектром его частотных составляющих, и приемника, в виде ПД (условно «контура», в модели, с добротностью Q), с его частотной характеристикой (определенной «полосы пропускания»), т. н. фазо-частотная х-ка (или переходная, в импульсной технике, если идти к моделированию оттуда).

Короче, по простому, реализация Р(t) есть отражение произведение «культурностей» природной среды (в смысле сезонного сигнала, ей вырабатываемой) Ук среды, и самого объекта, ПД, Ук пд:

Ук (реализации Р(t))=Ук(среды)(Ук пд)                  (13)

Таким образом, зная входной «сигнал» (характеристики природного сезонного импульсного  воздействия), отраженные параметром Ук среды, и характеристику выходного сигнала объекта                                Ук (реализации Р(t), можно вычислить искомый параметр культурности сорта Ук пд:

Ук пд= Ук (реализации Р(t))/ Ук(среды)                 (14)

  Наша задача в данной работе – выделить «культурную» составляющую собственно объекта ПД,  (Ук пд), чтобы оценить его (с  целью правильно использовать впоследствии). Поэтому, чтобы выделить частотою характеристику ПД (неизвестного сорта) отраженную параметром Ук пд, (а в его модели, фильтре приемника, параметром «добротность» контура Q/в квадрате/=Укпд), надо провести несколько (желательно много) испытаний, как по погодным условиям (разным по годам в данной местности, зоне), так и по зонам (с разным климатом и микроклиматом), чтобы найти параметр Ук среды (отражающий её качество). А уж затем можно будет корректно оценить качество самого ПД дерева сорта. (Прим. Естественно, и дерево должно быть идеально ухожено (и по качеству агрофона – содержание почвы и пр., и по формировке кроны. Конец прим.)

То есть как раз то, что в практике садоводства называют «районированием» сорта, то есть определение его характеристик эффективности функционирования в разных зонах. Желательно в как можно большем диапазоне условий  применения. И то, что призывал и учил делать великий В. И. Мичурин, когда предлагал создать широкую сеть испытательных садоводческих станций (научных центров) по всей огромной стране, в зонах с резко отличными климатическими условиями. По этим многолетним испытаниям можно будет давать оценку сортам, и судить о том, в какой зоне и климате (и погоде), максимально проявится эффективная работа дерева, в сравнении с другими сортами, и оно сможет максимально раскрыть свой «природный потенциал».

Таким образом, параметр Ук пд отражает его две основных характеристики:

  1. Максимальное качество функционирования в идеальных условиях для него (энергетическую эффективность, через экономичность обменных процессов по преобразованию «руды» в чистый «металл», то есть общей поступающей энергии на ПД к выработанной энергии биомассы, в энергетическом эквиваленте). То есть его «биологический потенциал».
  2. Ширину диапазона адаптации (величину адаптивных способностей) по применению в разных условиях (по климатическим зонам и погодным в данной зоне).

Прим. «На опережение» заметим, что, как показало моделирование на базе данной «культурной» модели, эти два параметра взаимоисключающи, по физическому проявлению в биообъекте ПД, что отражается в параметре «культурность» и в поведении его физической модели-аналога (при р/т моделировании, разработанному в теоретических дисциплинах, вроде «Теории приема, обнаружения и оценки сигналов»). Что есть один из главных ценных выводов по результатам данной работы. Конец прим.

 

Первый параметр определяет предельное качество объекта, его собственную культурность, в «чистом» понимании этого параметра, когда он может полностью проявить свои «способности», (а не в «условном», когда его результат оценивается с учетом среды применения), или его природный (биологический) потенциал.

А второй отражает его выносливость, к «перемене мест и условий», то есть «жизнеспособность» в плане «приспособленчества».

Первый параметр отражает лучшее качество ПД - как труженика, который эффективнее в труде, в хороших условиях, экономичнее в личном потреблении, он выкладывается полностью, на внешний мир (=Жизнь), не оставляя себе избытка сил для приспособленчества. А второй параметр отражает качество ПД как приспособленца, который работает постольку-поскольку, не забывая о себе, лишь бы начальники не выгнали и чтобы успеть размножиться, по минимуму, как все; так, чтобы всегда оставался резерв сил при первой возможности махнуть туда, где лучше.

 

Культурность первого – в труде, культурность второго – в выносливости (к разнообразию условий). Меня это долго путало, и я не понимал, как правильнее оценивать «культурность» - как эффективность (именно через экономичность) в работе, или как адаптационную способность ПД? И даже в своих прежних работах давал разные определения «культурности». Однако сейчас понял, что при всей важности второго толкования «культурности» Ук общ, важнее все же первое («чистая» культурность собственно ПД в идеальных условиях» Ук ид, а не «условная культурность» Ук усл, обнаруживаемая деревом в каких-то более плохих условиях среды. Поскольку условия можно изменить (поднять их «культурность» Ук среды), а культурность самого ПД (Ук ид) не изменишь, («от себя не убежишь», куда бы ты ни переехал, как некоторые любители порхать по заграницам).

Прим. Эти противоречия параметра Ук пд зарыты в физике параметра «добротность» контура Q, аналогом которого он является [в степени ½, то есть Ук пд=Q(в  квадрате)]. Поскольку усиление и экономичность работы контура пропорциональны его абсолютной величине Q, а его полоса пропускания частот спектра сигнала f (в модели аналог величине параметра «адаптационная способность» ПД к изменению условий) - наоборот, обратно пропорциональна величине параметра   Q= fо/∆f, т. е.f= fо/Q.     Конец прим.

***

Поэтому все же главная цель данного моделирования, (чем фактически является применение данной «культурной модели»), как и практических испытаний сорта, при его районировании – найти его собственные предельные параметры, проявляемые в идеальных условиях, т. е. его природный биологический потенциал. Чтобы потом, оценив его подлинную (часто скрытую ценность, редко проявляемую в данной зоне и при плохом непрофессиональном уходе), попытаться искусственно создать ему наиболее выгодные, (или хотя бы приемлемые для него) условия, в своем саду, чтобы «выжать» из него весь его природный потенциал.

 

Прим. Кстати, как я сейчас еще лучше понял, именно этим я интуитивно и занимался в своем саду все эти долгие годы жизни в деревне, и по сей день занимаюсь, когда беру на испытания прекрасные, но мало выносливые в нашей зоне сорта, но с выдающимися паспортными характеристиками в зоне их выведения, пытаясь дождаться года для их наибольшего раскрытия «талантов». И потом, оценив его по достоинству, старательно пытаться создать ему условия наибольшего благоприятствования в своем саду. (Начиная от простейших методов агро ухода, типа нормального удобрения и полива, и кончая сложными: прививками сорта высоко в крону, подбора лучшего места по микроклимату на участке, использование защитных построек и светоотражающих стен; подбор другого подвоя или скелето образователя и пр.) Конец прим.

Часто такие испытания сортов, купленных наугад, без предварительной информации об их характеристиках, длятся долгие годы, порой десятилетия, (есть у меня такие негативные примеры в практике). Приходится годами ждать благоприятных внешних условий, идеальных погодных сочетаний, (дожди в начале и конце лета, жара летом, продолжительный равномерный тепловой сезон, ранняя весна и поздняя зима, с периодическим дождями – иначе не на поливаешься, и т. п.), чтобы выявить весь природный потенциал по каждому из испытываемых сортов, а иногда неожиданно обнаружить скрытые «жемчужины природы» в твоем саду.

Либо, если «уперся в тупик», после многих лет испытаний, и твердо убедился, что просто его (сорта) уровень «культурности» (общего качества) не соответствует данной зоне - искать (или рекомендовать) для данного сорта другую, более походящую зону. Либо, если для тебя это цель жизни – узнать как можно больше отличных сортов, как для нашего великого соотечественника садовода И. В. Мичурина, то желательно самому переехать в более благоприятную для садоводства зону. Как это он сделал вместе со своим садом Мичурин, переехав с юга Рязанской области на север Тамбовской (совсем недалеко, но климат и почвы там совсем другие, так что даже груши успешно можно выращивать.) Хорошо еще, что не в Америку, куда его усиленно приглашали приехать, вместе со своим садом, деньги большие обещали, и даже пароход хотели прислать и оплатить. Нынешние бы «сколковята», чубайсовской школы - не отказались.

 

  1. ПОЯСНЕНИЕ К Р/Т МОДЕЛИ, АНАЛОГЕ ПД, НА ПРИМЕРАХ ИЗ ТЕХНИКИ

(отступление)

Для лучшего понимания физики поведения ПД, в зависимости от его уровня культуры (величина параметра «культурность» Ук пд), наглядно будет рассмотреть привычные и хорошо известные технические аналоги: картинку видеоизображения (электронную фотографию), в видео технике; или спектр звуковых частот, видный на экране эквалайзера в аудиотехнике, и посмотреть, как влияют на качество восприятия человеком устройств с разным параметром «культурность», (в нашей трактовке ее в модели), когда он высокий и низкий.

Высокие составляющие спектра звуковых частот, в аудиотехнике, за счет которых идет улучшение качества звучания АС (акустической системы), (за которое люди фанаты - меломаны платят огромные деньги), не дают большой прибавки к энергетике сигнала (всего в пределах максимум 20%). Поскольку за энергетику отвечают в основном низкочастотные составляющие, (первая гармоника любого звукового импульса). Однако эти высокие составляющие дают огромное приращение в окраске звука, (определяющего его качество): сейчас доказано, что слух воспринимает обертона во много раз превышающие официальный частотный порог восприятия звука, порядка 20 кГц у здорового человека с отличным слухом. Поэтому качество звукового воспроизведения высококультурным аппаратом много кратно превышает качество низко культурного. (Сравните звук отличной звуковой системы и жестяное звучание вокзального репродуктора). Здесь фактически большая часть качества звука содержится в количестве информации о передаваемом звуке, которое определяется мелкими деталями спектра высокочастотных составляющих.

Аналогично и с электронной фотографией. Её качество напрямик зависит от объема информации, который вы задаете на компьютере, при его сжатии, и определяется оно разрешением, выражаемым числом элементов экрана, и количеством градаций яркости по каждому из цветов на одном элементе. Очевидно, что и здесь за качество изображения отвечают высокочастотные, наиболее информативные компоненты пространственного спектра сигнала. Хотя их вес в общей энергетике сигнала тоже не велик, обычно не более 10 -20%.  В этом примере параметр «культурность» изображения Уки как раз и равен информационной емкости картинки (изображения, кадра).

 

По сути, эта добавочная информация (аналог «культурности» объекта), содержащаяся в спектральной области высоких частот, отражает «гибкость» Жизни, (как сложности объекта), которую он проявляет при малой энергетике процесса. То есть высокая культура объекта (большая величина его параметра «культурность») позволяет при очень малой энергии получать очень высокое приращение в качестве объекта и в производимой им продукции (в его качественных характеристиках), то есть в «сложности» (материи, материального мира) – что и есть Жизнь. (Жизнь – это организованная, «сложная» материя, и ее количество в объекте определяется количеством разрешаемых элементов, по сути – заложенной в ней информации(!).

 

) Еще один пример важнейшей роли «культурности» (аналог общего качества) объекта Жизни,  из техники. Например, если поднять КПД двигателя (виртуального) с величины 0,9 до величины 0, 99, то его мощность увеличится всего на (0.99-0,9)/0,9=0,1=10%. А зато его экономичность (качественный показатель, аналог Ук) увеличится практически в 10 раз:

 Ук1=0,9/(1-0,9)=10        Ук2=0,99/(1-0,99)=99    Ук2/Ук1=99/10=9,9

 

Где КПД=Рпол/(Рпол+Рбпол)=Ук/(1+Ук)                           Ук=Рпол/Рбпол=кпд/(1-кпд)

Рпол и Рбпол  – полезная вырабатываемая энергия  двигателя и бесполезная (внутренних тепловых потерь).

) Заметим, что именно такая способность концентрации энергии, используемая в переходных процессах в устройствах цифровой техники, позволяет успешно бороться с шумом, и тем повышает параметр «культурность» (=полезность) таких устройств, их «чувствительность» в приемной технике и пропускную способность в технике связи.

) Эти два примера из жизни ярко демонстрируют преимущества «качества» над «количеством», в объектах Жизни. По принципу: «мал золотник, да дорог», (здесь качество – это содержание ценного вещества в руде). В конечном итоге качество всегда бьет количество, (если Жизнь развивается в правильном направлении, от простого к сложному). Как в народной сказке, где всегда в конце добро побеждает зло. Это и есть победа Культуры (символ Жизни, созидания, ее концентрат) над хаосом (аналог смерти, разрушения).

А перед этой окончательной победой, Жизни над Хаосом,  общественная Жизнь «сложная», более высокоорганизованная, «системная», интенсивного качественного типа, плановая, чем является коммунизм, должна победить Жизнь предыдущего, «простого», количественного, экстенсивного, пирамидального, «рыночного» типа развития, под названием «капитализм».

  1. ВАЖНЫЙ ВЫВОД О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И «КУЛЬТУРЫ»

(который я для себя сделал при подведении итогов этой работы)

Ведь к чему стремится Жизнь, в сухом остатке (своего развития), в лице отдельных биообъектов? Передать своему потомству (поскольку жизнь каждого субъекта жизни не вечна) максимальное количество информации для дальнейшего существования (выживания в окружающей среде и развития). Причем сделать это максимально эффективно, с позиций минимальный затрат физических (массо-энергетических и пространственно-временных) ресурсов. Например, в одном семечке, малой массы и размеров, потребляющем минимальное количество энергии для самосохранения (выживания) – сохранить максимальную генетическую информацию. (Содержащуюся, в пределе – в одной молекуле ДНК).

С этой точки зрения главной характеристикой качества любого объекта жизни должен быть  параметр, отражающий количество его «сложности» (или информации, на техническом языке), на единицу потребления пространства и энергии (подобно тому, как оценивается переносной компьютер).

 Для био объекта ПД параметр «культурность» отражается прежде всего знаменателем отношения Рмакс/Рмин зим, то есть величиной Рмин (в центре провала характеристики Р(t) в середине зимы). Которая отражает величину минимальной мощности, потребляемой объектом в пассивном режиме «выживания» («летаргического» сна). Поскольку это предельный случай проявления экономичности дерева, отражаемой параметром «культурность зимняя» Ук зим макс. (Её можно измерить также как морозостойкость тканей дерева при проверке их в холодильной камере, методом искусственного промерзания.) Она показывает предельный диапазон изменений состояния тканей дерева, то есть способность его к адаптации, в диапазоне температур среды от высоких летних до низких зимних.

Прим. Другой важной величиной для оценки качества функционирования, но уже в активном режиме жизнедеятельности, в летний теплый период, есть величина минимальной мощности Рмин лет в момент т=Т/2 середины лета. Здесь эта величина (в относительном виде от Рмакс  лепестков роста и созревания функции Р(т) в моменты т=1/4Т или 3/4Т) характеризует экономичность Э функционирования дерева в летний период, (где Э=Ук лет). Что есть тоже в определенной степени отражение способности к выживанию дерева, в случае длительных засух (особенно повторяющихся в нескольких сезонах подряд). Здесь параметр «культурность летняя» Ук лет=(2Рамкс/Рмин лет) – 1.  Но эта величина будет много меньше величины параметра «культурность зимняя Ук зим, и не отражает предельную величину способности выживания. Поэтому не так интересна, в рамках обсуждаемой темы о «главном смысле Жизни». Конец прим.

***

Отступление. Когда я только начал задумываться над темой смысла понятия культура, более 10 лет назад, я задался вопросом, что это? То ли это предельная (максимальная) мощность процессов жизнедеятельности, (их интенсивности), то есть та сила (наступления), в результате использования которой объект побеждает в жизненном соревновании, вытесняя противников (например, победив в урожайности соперников, другие сорта деревьев, для объекта жизни ПД). Условно эту силу назвал «мечом» жизни.

Или это предельная выносливость объекта, позволяющая перенести экстремально тяжелые условия окружающей среды ради выживания и последующего размножения при наступлении более благоприятных условий? Например, для семечка плодового дерева, которое может (допустим) преодолеть холод вселенной и быть перенесено метеоритом на другую планету, где есть Жизнь и условия для размножения. Или, если попроще – высоко выносливые ПД просто сумеют перенести суровую зиму на  Земле, тогда как менее выносливые (менее культурные, в определениях модели) деревья, другого типа или сорта, их конкуренты, не выдержат и замерзнут, погибнут? (Или их семена, на поверхности земли, под снегом или без него.) Этот параметр, выносливость объекта жизни, в борьбе с окружающей средой и пассивной борьбой с соперниками по экологической нише – я назвал «щитом», как проявление оборонительной способности биообъекта.

Я долго не мог решить для себя эту дилемму. Пока однажды не сделал для себя важное открытие, что это понятие, культура,  включает в себя и то, и другое. В тот день, жаркого 2010 года, в Подмосковье стояла жуткая жара и засуха, более двух месяцев. У нас в Шатурском районе горели болота, дым застилал солнце, и мы поехали купаться на наше замечательное  Белое озеро, жемчужину здешних мест. Эта мысль, как заноза, всегда была со мной, и мне все никак не удавалось освободиться от нее, я постоянно её жевал, как корова жвачку при всякой возможности. А тут я на надувном матрасе заплыл на середину озера и стал размышлять «о смысле жизни». Берегов не было видно, солнца – тоже, и вдруг меня осенило – что культура состоит из двух этих параметров, как крайностей диапазона жизненного существования. Я с облегчением воспрял, а потом, уже многие годы, стал долго и упорно развивать эту идею, применительно к Жизни вообще и плодовому дереву в частности. Конец отступления.

Но довольно скоро понял, что экономичность (выносливость) все же много важнее, чем максимальная интенсивность процессов жизнедеятельности, поскольку если ее (выносливости) не будет, то сила уже не понадобится, объект погибнет сам по себе, при недостатке ресурсов, от собственной неэффективности (массо-энергетической неэкономичности).

Сила важнее и нужнее, когда есть конкурент, который слабее, и когда его можно победить, чтобы воспользоваться его ресурсами для выживания. Но когда объекты Жизни оказываются в одиночестве, на ограниченном ресурсном пайке, (с малым запасом пищи или горючего), и не могут подавить другого, чтобы отобрать у него пайку - то выживет тот, кто выносливее и доживет «до весны, до корабля». (Как пел один бард времен моей юности, о зимовке на Чукотке: «Я до весны, до корабля, не доживу когда-нибудь, не пухом будет мне земля, а камнем ляжет мне на грудь».)

) Всегда привожу пример большей важности параметра «выносливость», чем мощность, с двумя автомобилями. Один мощный, но не экономичный. А другой в два раза менее мощный, но в 2 раза более экономичней. Обоим дали по равному количеству горючего, пусть бак, и отправили в путь. Первый сразу обогнал второго, но, проехав полпути, остановился. А второй хотя ехал значительно медленнее, (не в два раза, а от силы в полтора, ибо потери мощности нарастают гораздо быстрее, чем полезная мощность двигателя), но при этом проехал в 2 раза дальше, и доехал до цели, обойдя остановившегося соперника.  А если бы дело было на морозе и сибирском тракте, где никто не спасет, а в салоне были люди? Так что важнее, мощность или экономичность объекта?

  1. РАЗНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «КУЛЬТУРЫ» И «КУЛЬТУРНОСТИ» ДЛЯ БИООБЪЕКТА ПЛОДОВОЕ ДЕРЕВО С ФИЗИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

Даю сразу несколько определений для понятия «культура», применительно к нашему объекту исследования, плодоводу дереву (ПД); и для параметра «культурность»  (сокращенно от «уровень культуры» Ук), как количественной оценке «величины» «культуры» в объекте. Я их написал в разное время, каждое из них по-своему верно, и мне трудно решить, какое выбрать как лучшее.

 

ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «КУЛЬТУРЫ» И «КУЛЬТУРНОСТИ»

 

Культура объекта (жизни) – есть качественная характеристика его способности участия в приращении Жизни (как сложной системы организованной материи, например, «экосистемы»), с одной стороны, и способности к самосохранению – с другой. В качестве наглядного примера, для плодового дерева, его способность к приращению жизни, в благоприятных летних условиях, меряется урожайностью (плодовой массы, в первую очередь, для зрелого дерева, помимо необходимой для жизнедеятельности вегетативной массы, или чисто приростом вегетативной биомассы, в молодом возрасте неплодоносящего дерева). А способность к самосохранению, в неблагоприятных природных условиях, меряется зимостойкостью зимой или засухоустойчивостью летом, плюс устойчивость к болезням и вредителям (или одним общим параметром «экоустойчивость», или просто «выносливость»).

В этом примере количественно оценить уровень культуры (параметр «культурность» Ук, см. следующий по тексту п.2) плодового дерева можно через произведение параметров «урожайность» и «выносливость», взятых по 5-ти бальной системе. С некоторыми манипуляциями, как то предложено в моей последней работе на эту тему «Практический метод оценки сортов»/5/. Правда, там используется большее число учитываемых параметров, целых 9, а не только эти два минимально достаточных, важнейших параметра.

 А «культурность» - это количественный параметр,  отражающий оценку степени, или величины, или уровня культуры (сокращенно Ук) данного объекта. Параметр «культурность» измеряется как отношение организованной части объекта Жизни (или процесса жизнетворчества в нем) к неорганизованной части («шумовой» для процесса или «простой», «элементарной» - в виде отдельного неделимого элемента конструкции объекта).

Например, для плодового дерева (ПД) это может быть отношение максимальной мощности полезной циркулирующей биоэнергии в дереве Рмакс (в моменты 1/Т и 3/4Т)  к минимальной мощности вертикальных соков в дереве, в корневой шейке, между кроной и корнями, Рмин лет=Рмин л, (в момент середины лета т=Т/2, 20 июля в модели, для зимнего сорта), где эта мощность является проявлением неорганизованности в циркуляции, или «шумом», поскольку в идеальной колебательной системе биообъекта ПД её там вообще не должно было бы быть, или быть очень маленькой, в реальной очень высококультурной колебательной системе (с параметром Ук=Q/во второй степени/, составляющим величину много больше 10). (Прим. Именно такой метод определения /и количественной оценки/ параметра «культурность» Ук представлен в данной работе, в созданной мною т. н. «культурной модели». А.А.)

 

Читать продолжение...

 

Категория: Теоретический метод оценки плодового дерева сорта | Добавил: adrymne (20/Апр/22)
Просмотров: 268


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024