Главная » Статьи » ФИЗИКА КУЛЬТУРЫ И ЖИЗНИ

Часть четвертая I. КУЛЬТУРА – ГАРМОНИЯ И ПОРЯДОК

Примечание 1. Если данное ранее, в п.1, определение «культуры», как характеристики «полезности» объекта/процесса для Жизни, отражало как бы его «содержание», суть проявления и предназначение – то данное определение «культуры», как «гармонии и порядка» – отражает ее «форму», которая обеспечивает вышеуказанное «содержание».

***

   Это, данное в заглавии, «формальное» определение культуры, возможно, самое лучшее ее определение. Поскольку включает два основных проявления культуры.
    Первая часть определения - гармония – это проявление волнообразных процессов (или, попросту, волн) в Жизни, отражающих ее содержание, в действии, по временной оси. Одновременно это и – порядок движения, то есть чистота формы функции колебания, в самом простом варианте – чистой синусоиды, выраженный в спектральной области одной линией; а, в реальной жизни, очень узкого, по полосе занимаемых частот, спектрального «всплеска», на резонансной частоте колебательной системы, в данном случае контура, с большой добротностью Q. При этом относительная ширина такой линии спектра, то есть отношение ее частотной полосы, по уровню спада энергии в два раза, до 0,5 от максимального значения, к центральной, резонансной частоте контура, будет равно величине, обратной Q. Порядок процесса определяется (проявляется), более выражено, в частотно – спектральной области, где все гармоники сигнала (функции) расположены на определенных расстояниях друг от друга, подчиненных какому-то закону. Например, музыкальному нотному ряду, где аккорды состоят из частот, расположенных на кратных расстояниях, что придает звуку интересную приятную «окраску» (это есть отражение биений частот, проявляющееся в модуляции огибающей несущих частот). В музыкальной октаве, от верхнего до нижнего «До», отношение крайних частот составляет 2, а разбита она еще на 8 нот (не считая «диезов» и «бемолей»), по закону кратных чисел. (Музыканты это знают лучше, наверняка об этом есть много литературы, в «теории музыки»). Из этих нот люди ухитряются извлекать все «чистые краски» для описания мира звуков, удивительно!

    Вторая часть определения - порядок – отражает также строгость, регулярность, соразмерность, и т. д. – формы, конструкции (объекта) и разных их составляющих, в статике, в потенциальной форме энергии (как вид материи), «застывшем» порядке. Это тоже «гармония», но только не динамики, (как в волновых процессах), а статики, формы. Например – кристаллы (снежинки, алмазов, металлов). «Черная дыра», «антизвезда» – сверхплотный шар, это тоже сверх порядок, плотно уложенные ядра, в большой «кристалл». (При такой плотности солнце заняло бы размер футбольного мяча).

Отступление.

   Сейчас обнаружена одна «черная дыра», №….., (две буквы, четыре цифры), которая стремительно движется в направлении Земли, со скоростью 20 тыс. км в час. При этом по пути «пожирает» все звезды и планеты, что попадаются в поле притяжения, и от этого приобретает дополнительное ускорение. Если скорость ее не изменится, то она может приблизиться к Земле уже через 6 тысяч лет. (Подробности можете узнать на радиоканале «Звезда»).

***

ГАРМОНИЯ И ПОРЯДОК – ЭТО ЕДИНСТВО ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. (Прим. А значит, и КУЛЬТУРА – это тоже ЕДИНСТВО, СООТВЕТСТВИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТА. Назовем его 17-м определением «культуры»).
Гармония во временной области (упорядоченная соразмерность волн) отражается порядком в спектральной (частотной) области, (и наоборот). Порядок – в спектральной области, в виде упорядоченного расположения линий по частоте, по определенному закону (в простейшем случае пропорционально кратным натуральным числам – простым, их долям, четным или нечетным), отражается (проявляется) в гармонии волновой функции. Например, такое их расположение дает мелодичные «аккорды» звуковых гармоник, в результате их биений, по научному «интерференции» (музыкантам хорошо известны). И наоборот, неупорядоченное, не регулярное или плохо упорядоченное (где закон их соответствия плохо прослеживается) расположение гармоник, в сочетании, дает звуковую «кашу», «какофонию» (в лучшем случае «шум», где гармоники все равномерны по всей частотной оси).

***

   Другим хорошим примером гармоничности и порядка является оптимальный подбор расстановок антенных элементов в ФАР, о котором мы неоднократно писали. В тех наших давних работах, которыми мне лично пришлось плотно и долго заниматься, были исследованы разные законы таких расстановок, обеспечивающие антенне наибольшую точность пеленгации объекта при наибольшей надежности его обнаружения, и наименьшей вероятности ошибки ложного обнаружения. В результате были найдены такие «оптимальные» («гармоничные») расстановки элементов, и «порядок» их расположения, которые обеспечивали наилучшие результаты функционирования, в равных габаритах антенного полотна и общем количестве антенных элементов.

***

   Примером гармонии и порядка в биологии, в садоводстве – является плодовое дерево, идеально сформированное по кроне (и, естественно, корневой системе, о ней говорят меньше, поскольку мене доступна для формировки – но она не менее важна, просто это делать приходится один раз – при посадке, методом расправления корней): с правильной ярусной кроной, оптимально прореженное и обрезанное; с симметрично расположенными ветвями, равномерно по окружности или в плоскости (в плодовых стенках), и т. п. 
В моей прошлогодней работе делается попытка доказать, что «культура» формы, (структуры, конструкции) кроны плодового дерева непосредственно влияет на многие параметры дерева, такие как: удельную продуктивность, урожайность и скороплодность, выносливость: зимостойкость – по всем 5 видам, засухоустойчивость; долговечность; одномерность плодов, одновременность созревания плодов; способности к гибкой адаптации при смене условий произрастания и другие. И что «культура» формы объекта неразрывно внутренне связана с «культурой» процесса его функционирования, энергетического обмена. (Для чего использовались методы спектрального анализа, в области временных и пространственных частот.) Даны рекомендации по расчету ключевого параметра «культурность» - отражающего уровень интегрального качества плодового дерева, и других параметров дерева, на базе предложенных физических моделей, а также использования методов спектрального анализа, (в области временных и пространственных частот).
   Заметим, что параметр «культурность» здесь отражает не только сортовые «биологические, физиологические» характеристики, внутренне, генетически, присущие дереву, «естественные»; но и приобретенные искусственно, с помощью внешних «упорядочивающих», «организующих» воздействий, на форму и конструкцию дерева – например, с помощью регулирующей обрезки, разных видов, что улучшает удельную энерго обеспеченность тканей дерева; или с помощью внесения дополнительных удобрений, повышающей удельную обеспеченность массой корней (см. прим. 2). Важен только фактор влияния всех входящих в процесс параметров на итоговый результат его функционирования, с точки зрения повышения его эффективности по выполнению «полезной» - для Жизни задачи, то есть увеличивающей уровень организации материи, в данном случае по преобразованию «простой» минеральной материи в более сложную органическую, в процессе биосинтеза.
Прим. 2. Здесь необходимо отметить тонкий момент. Само по себе внесение удобрений, повышающее удельную плодородность почвы (содержание гумуса и минералов в единице объема почвы, что отражается параметром «культурность» почвы), еще не повышает «культурность» дерева, в строгом точном смысле – так как не улучшает его внутреннюю структуру, ее качество, отражаемое параметром «культурность». Однако повышение плотности содержания питательных веществ в почве создает более высокие («культурные») окружающие условия для обеспечения жизнедеятельности разветвленной корневой системы, насыщенной всасывающими окончаниями. И тем самым, по закону «согласования культур объекта и окружающей среды» (4-й закон Абакумова, о культуре), такая более богатая, «насыщенная», высоко «культурная» почва соответствует более высокой «культурности» деревьев, поэтому допускает возможность (рекомендует в качестве оптимального) использования деревьев с более высокой собственной культурностью (то есть насыщенностью элементами, «сложностью», в данном случае по корневой области).
   Таким образом, по влиянию этой агромеры на конечный результат (повышение удельной продуктивности, являющейся показателем для определения «культурности» дерева по нашей методике, да и в обычной практике, где такие указанные «мелочи» не разделяют, при рассмотрении) - это мера будет эквивалентной (хотя и не равной по точному смыслу) такой «чистой, по содержанию, меры повышения «культурности», как оптимальное формирование структуры кроны, в заданных ее габаритах.
Прим. 3. Важно отметить также, что в данной работе нас более интересуют внешние «конструктивные» факторы влияния на «культурность» плодового дерева (типа всех видов искусственного формирования оптимальных структур крон, и прочих «внешних воздействий, вроде агромер по улучшению содержания почвы), чем сортовые, (что более важно для селекционеров – создателей новых сортов, занимающихся улучшением их качественных биологических показателей). Поскольку лишь они (первые) находятся в распоряжении садовода-практика, причем как методы «чистого» влияния на «культурность» дерева (через улучшение организации его внутренней структуры, и тем ее оптимизации, под окружающие условия); так и методы косвенного, «опосредованного» влияния на конечную повышаемую «культурность» дерева, возможную (и допустимую) благодаря улучшению условий окружающей среды (внесения дополнительных удобрений, искусственного полива, а в скором будущем и применения больших теплиц для садов «закрытого грунта»).

4.1. ОТСТУПЛЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ФОРМЫ ОБЪЕКТА, ВО ВРЕМЕННОЙ И СПЕКТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТЯХ

   Уровень культуры любого сложного объекта (или процесса) хорошо, практически полностью, отражается в одном периоде колебаний функции его работы, (см. прим. 4) через форму этой кривой, во временной области: отношение максимальной и минимальной величин энергий функционирования, на интервале одного периода; относительную ширину основного «импульса» (можно отразить через параметр «скважность») или линии («лепестка») спектральной функции; относительной высоты подъема (в положительной полуволне, над средней линией по мощности) или глубины провала (в отрицательной полуволне, под средней линией); крутизне фронтов импульсов или подъемов-спадов на функции, напряжения или энергии, в спектральной или временной области. Для простой – одноконтурной колебательной модели, чисто синусоидальной, достаточно знания просто отношения максимальной и минимальной значений мощности, на интервале периода. Для более сложных процессов, (т. е в общем случае), может понадобиться спектральный анализ функции - т. е. исследование с помощью преобразования Фурье, в частотно-спектральной области, где порой легче выделить организованную «сосредоточенную» «полезную» составляющую сигнала, отражающего функцию работы исследуемого объекта, в сравнении ее с уровнем шума, чем анализируя сигнал (моделирующий процесс) во временной области.
Прим. 4. Аналогично тому, как в молекуле содержится вся информация о химических свойствах данного вещества. Или как в одной почке дерева содержится информация о генной структуре всего дерева, данного сорта, со всеми его параметрами.
(Конец отступления).

***

   Аналогично можно найти и уровень культуры (параметр Ук, «культурность») формы объекта, либо с помощью анализа в области пространства (периодических проявлений в конструкции, структуре объекта, через размеры элементов и расстояний между ними); либо с помощью анализа в области пространственных частот, где упорядоченность структуры проявляется в степени «узости», (сгруппированности) спектральных составляющих конструкции объекта и организованности (упорядоченности) их взаимного расположения, по определенному закону. (Например, в простейшем случае, с кратной расстановкой гармоник пространственного спектра, по закону нормальных чисел, или их дробей).

   Отметим связь некоторых параметров объекта с его параметром «культурность», а также формой функции на интервале одного ее периода. То есть приведем пример «временного» и «спектрального анализа» объекта, (с целью выявления его «рабочих» характеристик, основных параметров) с помощью объяснения формы функции его «работы» (мгновенной мощности процесса) во временной или в частотно-спектральной области. 
  [Заметим, что аналогично можно исследовать и форму объекта, на его интегральное качество, определив параметр «культурность», по пространственным (конструктивным) характеристикам объекта (т. е. его форме), или, если это удобнее и нагляднее – то исследуя его в области пространственно-временных частот (то есть в пространственно-спектральной области). Такой анализ проводился в моей прошлогодней работе, помещенной на сайте в апреле 2012 г, «О физике культуры плодового дерева», ч. 4. Здесь подобных примеров – анализа культуры объекта в области пространственных частот - приводить не будем.]

   Рассмотрим пример анализа «временной» характеристики жизнедеятельности (одного периода сезонного функционирования, массо-энергетического обмена) плодового дерева. 
По относительной ширине импульса (колокольной формы) мощности процессов сезонного обмена, в моментах (узких временных «зонах», интервалах периода) около 1/4Т и 1/3Т, можно судить о «культурности» дерева данного сорта (параметр Ук, равный «добротности» колебательной системы - главной интегральной качественной характеристики плодового дерева, с учетом совместного влияния сортового и агротехнического факторов). [Это первый способ определения Ук – годный только для сложных, «многочастотных» по спектру, систем, которые имеют явно выраженный импульсный характер, со скважностью импульсов много больше единицы. Я даже не уверен – что такие есть в природе – разве что на севере, где экстремальные условия и резко заторможен рост. Для «простых», одночастотных в спектре – систем он использоваться не может, для этого есть два других способа определения Ук, см. ниже]. А также, в частности, о концентрации (во времени) ростовых, вегетативных процессов (вначале лета) и генеративных, созревания (плодов и тканей древесины) во второй половине летнего сезона (одномерности плодоношения). И, кроме того, получить относительную оценку удельной продуктивности (попросту, в обиходе – урожайности), вследствие увеличения общей эффективности обменного процесса, и уменьшения непроизводительных потерь (в соответствии с определением «культурности», как функции КПД «работы» дерева.
   Более применимы, по-видимому, окажутся два следующих способа определения Ук. Первый способ - по отношению максимальной и минимальной величин мощности обменных процессов на интервале одного периода (сдвинутых на четверть периода). (Это уже второй способ его графического определения, единственно пригодный для «простых», «одноконтурных» в модели и «одночастотных» - в спектральном представлении - систем). 
   А уже по этому параметру, Ук, можно определить также:
- скороплодность и долговечность дерева;
- его экономичность (по преобразованию минеральных веществ в органические с помощью процесса биосинтеза, связанную с общим КПД «работы» дерева), а также по передаче энергии по тканям дерева (по высоте дерева, в частности);
- выносливость дерева данного сорта, а именно:
а) морозостойкость (максимальные выдерживаемые морозы в середине зимы) и зимостойкость (по четырем ее компонентам, то есть устойчивость к перепадам температур в разное время зимы и весны) в зимний период;
б) засухоустойчивость разных видов, по времени и продолжительности – в летний период;
в) устойчивость к летним прохладам, избыточным дождям и прочим «выбросам» погоды, разным по времени, фазе вегетации, продолжительности (косвенно, на качественном уровне);
г) устойчивости к быстрым (импульсным) и медленным (плавным) переменам погоды в году, и к переменам климатических условий за время жизни дерева, (к многолетним изменениям);
д) устойчивости характеристик (сорта дерева, с учетом влияния искусственного формирования) к изменению условий произрастания, относительно условий места выведения сорта. [Например, понятно, что менее культурные деревья более устойчивы к смене условий и могут жить в более широком их диапазоне. Хотя и толку от них меньше. Более культурные деревья дадут более высокие продуктивность, в хороших условиях – но гораздо критичнее к их отклонениям от «нормальных» - как по «частоте» воздействий (обратной длительности сезона), так и по уровню «культурности» окружающей среды (по интегральному теплу за год и к уровню обогащения почв).
   Используя графики функций, и данные по природному (плюс искусственное) насыщению среды теплом и питанием (отражаемым параметром «культурность» среды, в данной зоне) – можно оценить даже количественно (хотя, наверно, с невысокой точностью) такой параметр дерева, как «устойчивость к смене условий», для разных исходных данных - по дереву и для условий в обоих случаях – «до» и «после» переноса из одной зоны в другую.]

   Можно определить количественно параметр «культурность», для «простых» (одночастотных, одно «гармонических», «моноколебательных») систем, и третьим способом - в спектральной области. В этой области параметр «культурность» (уровень культуры Ук, аналогичный по физическому смыслу параметру «добротность» колебательной системы Q - в случае «простой», одноконтурной колебательной системы), находится как величина, обратная относительной ширине полосы частот «лепестка» (так выглядит реальная «размытая» линия спектра), по уровню половинной мощности, в диапазоне («окне») частот от 0 до fo, (то есть, фактически – к fo).
   То есть Ук есть величина, равная (примерно) отношению несущей частоты сигнала к ширине полосы «лепестка», которая равна, заметим, полосе пропускания контура с добротностью Q, имеющего такую же резонансную частоту, как данная частота спектра, (минус 1, для точности). То есть точная формула для определения параметра «культурность» запишется в следующем виде:
Ук=(fo / дельта f) – 1 = Q (4.1.)

    Четвертый способ нахождения Ук - отношение пиковой амплитуды функции (напряжения сигнала, в радиотехнической модели) в максимуме спектрального «лепестка», к среднеквадратичному значению боковых (шумовых «фоновых») спектральных составляющих сигнала. Ук = Uмакс/ Uскв бок. 
   По сути – для «простого» сигнала – это отношение сигнала к «белому» шуму (сигнал/шум по мощности, Рс/Рш, обеспечиваемый при пропускании смеси одночастотного «гармонического» сигнала с шумом через полосу контура - в роли фильтра): 
Ук=Рс/Рш = Q (4.2.)
   Это отношение, Рс/Рш, мы назвали «коэффициент различимости».
   Для «сложного» («многоспектрального», «многопозиционного» сигнала - типа фазо-кодо-манипулированного, в радиотехнике), имеющего сложный линейчатый спектр, с большим количеством достаточно одномерных гармоник, Ук определится как отношение одной такой гармоники, к мощности шума, собираемой в интервале между гармониками. Или как число таких гармоник в полосе сигнала (или элементов сигнала во времени), равных его базе N (за вычетом 1, для точности):
Ук = N-1 (4.3.)
   (Обычно, при N гораздо больше 1, единицей пренебрегают, полагая упрощенно, что Ук= N, т. е. базе сложного сигнала, как аналога любой «системы»).

Прим.5. Каким бы образом, из названных, мы ни определяли параметр «культурность» дерева, интерпретация связи характеристик исследуемого объекта – плодового дерева, здесь – не изменится и будет та же, вне зависимости от того, как и каким способом находился параметр «культурность» дерева).

18. КУЛЬТУРА – ЭТО ВЫРАВНЕННОСТЬ ПАРАМЕТРОВ. Это одно из главных проявлений культуры, ее «формы», обеспечивающей ее «содержание» - высокую эффективность (качество, кпд и т. д.) функционирования объекта Жизни, то есть получение максимальной продуктивности - при фиксированных затратах ресурсов (массо-энергетических и пространственно-временных).
   Например, в плодовом дереве, как показано в моей работе «Коммунистические принципы интенсивного садоводства», все законы оптимальной формировки крон дерева «вьются» вокруг максимального выравнивания параметров конструкции дерева (равной высоты скелетных ветвей, по концам; равномерно размещения листьев – и веток в кроне; равной величины листьев, плодов на дереве; одновременного и максимально выровненного их роста и созревания; ….. и т. д., и т. п.).
   Другой пример, тоже из садоводства. У «культурных» современных сортов (плодовых деревьев) селекционеры всегда добиваются максимально выровненных главных параметров сорта:
урожайности (правильно говорить о продуктивности, удельной, нормированной на единицу занимаемой деревом площади или объема пространства), включающей скороплодность, (и, связанно – «правильную» естественную крону – компактную, низкую, умеренно облиственную);
качеств плодов - вкусовых, витаминных, внешнего вида (размеров, окраски), их лежкости;
выносливости – прежде всего зимостойкости (по 5 ее видам), засухоустойчивости;
устойчивости к парше (выделяем отдельно из-за особой важности).
   Если оценивать каждый такой параметр в бальной системе (например, по 5-ти бальной), то наиболее высокий коэффициент культуры Ук будет у тех деревьев, у которых не просто все параметры на высоте, (хорошие, с оценкой не хуже 4 баллов), но, прежде всего, нет слабых мест. (Как известно, по русской пословице: «Где слабо – там и рвется»). 
   Наиболее правильно оценивать общий «культурный» уровень сорта не как сумму главных параметров (по методу В. И. Сусова), а как их произведение (здесь влияние слабых параметров на общую оценку сорта будет намного весомее). 
   Вопрос, как лучше отобрать количество основных параметров, для интегральной оценки качества сорта – в данном случае не важен. Здесь важно только то, что они должны быть независимы (не коррелированны), (чтобы не учитывать, частично, дважды одно и то же), и максимально выровнены межу собой, как по величине, так и по важности (как весовому коэффициенту, для учета).   

Математическое отступление-пояснение


   Пусть общий параметр культурности Ук (дерева или любого другого объекта, не важно) является произведением нескольких параметров, каждый из которых имеет эН разных значений. Если общее количество таких значений, всех параметров, одинаково, (их арифметическая сумма), то максимальная величина их произведения будет при максимально выровненных отдельных параметрах, по количеству содержащихся в них различимых положений («ступенек»). То есть, при равной сумме всех возможных значений, всех участвующих параметров, (как членов произведения, в общем параметре «уровень культуры» Ук) – максимальная величина их произведения будет при их максимальной выровненности, по величине.
   Пример. Пусть в параметре Ук участвуют всего два входящих «подпараметра», с общей суммой положений, равной 12. Представим, что в первом случае они не равны: один имеет два независимых состояния, а другой – оставшихся 10. Тогда их произведение, определившее «площадь» возможных значений, (параметр Ук), будет равно 2 х 10 = 20.
Во втором случае положения в обоих параметрах распределены поровну, по 6. Тогда общая их «площадь» зоны параметров составит 6 х 6 = 36. Что почти в 2 раза (точнее – в 1,8) больше, чем в первом случае.
   Этот «коэффициент потерь» в оптимальности (уровне культуры Ук, в нашем понимании здесь), как раз отражает потери от «неравномерности» параметров. Назовем его «коэффициентом потерь от неравномерности» параметров, сокращенно Кпнр). Этот простой пример наглядно показывает математический «механизм» влияния неодномерности (элементов системы) на общую эффективность системы. 
   Особенно удобно было бы показать такой эффект на примере информационных систем, или просто сигналов, имеющих несколько независимых параметров, распределенных по нескольким ортогональным осям. Например, если таких параметров три, а всего число возможных их состояний равно 12, то наибольший, максимальный «объем» информации, содержащейся в такой системе (сигнале), будет при равном числе состояний по каждому, из входящих в систему, параметров, равному 4: то есть 4 х 4 х 4 = 64. Любое другое, отличное от равномерного, распределение этих состояний между тремя параметрами будет ухудшать параметр «культурность» объекта. Так, например, при распределении количества состояний по трем параметрам, как 2:3:7 (в сумме тоже 12), их «культурность» - параметр Ук – составит всего 2х3х7=42, то есть уменьшится, по сравнению с максимально возможной величиной «культурности, (равной 64 при равномерном распределении между всеми параметрами), примерно в полтора раза (точнее, в 64/42=1,52 раза=Кпнр). 
Прим.5. Количество возможных, «различимых» состояний, по каждому параметру N, можно считать, в первом приближении, при больших N, параметром «культурность» Ук для данного параметра. Если точнее, то они отличаются на единичку, и связаны соотношением: Ук= N-1.

   Можно и по другому интерпретировать преимущества от выравнивания внутренних параметров (элементов) системы: что при равном их количестве, по каждой оси (измерению), у системы будет наименьший объем. (На практике это пример шара, который имеет наибольший объем при наименьшей поверхности и наименьшем радиусе, который равен одинаковому размеру, по каждой из трех осей ординат.)
Прим.6. Это определение культуры, данное в данном пункте, есть проявление культуры, отраженное «6-м законом Абакумова, о культуре», «законом оптимального выравнивания «культурностей» внутренних параметров сложного объекта». (см. «отступление», в конце предыдущей части 3 данной работы «Физика культуры»).

19. «КВАДРАТ МАЛЕВИЧА» - СИМВОЛ «БЕСКУЛЬТУРЬЯ», «АНТИКУЛЬТУРЫ», ВЫРОЖДЕНИЯ (буржуазного искусства)

   Чтобы понять, что такое «культура», надо понять, от противного, что такое полное «бескультурье»? Как нулевую точку отсчета для дальнейшего определения уровня культуры, «культурности». Так вот такой символ полного «бескультурья» есть, создан «гениальным» художником, (от слова «худо» - как говорили в нашем детстве учителя о нерадивых детях, малюющих на заборах) - Малевичем. Это его печально знаменитый «Черный квадрат» - полотно в рамке, замазанное густой черной краской («цветом» ее назвать нельзя, потому что не то, что цветовой составляющей, но даже просто никакой «яркостной», «белой» разного уровня, по шкале «серого» - не обладает). Заметим, что «белый» цвет – это аналог т. н. «белого шума» - представляющего собой равномерный спектр гармоник по всей частотной оси. (Т е. они там есть, но они так равномерно тонко «размазаны» и расположены так близко по оси частот, что мешают проявить себя друг другу, смешиваясь в однородную одномерную энергетическую «кашу», и, в результате, не могут сорганизоваться, чтобы сконцентрировать усилия в «определенном направлении» - моменте времени, проявить суммарную пиковую мощность и произвести «полезную» работу – например, по перемещению объекта.)
   «Буржуазные» реформисты, пытающиеся оболванить людей, (чтобы легче было ими управлять, в своих корыстных целях, «безнасильственным» путем), пытаются, всеми силами, оторвать их от реальных ценностей и целей по их достижению. В частности, от подлинного, «возвышающего» «классического» искусства, лишив здравого смысла, веры в свои способности самостоятельно оценивать явления Жизни, права на собственные суждения, мнения и даже свободные «крамольные» мысли, не совпадающие с их навязываемыми обществу «духовными ценностями», в том же «современном модернистском» искусстве. «Квадрат Малевича», возведенный в культ «буржуазными» спецами от искусства, выставляется как выдающий образец «чистого» искусства и «великого смысла» (правда, неизвестно чего), доступный для понимания только «избранным», к коим они себя причисляют.
   Так что же на самом деле представляет это «произведение искусства», «Квадрат Малевича», по нашей оценке, с помощью введенного критерия культуры, параметра «культурность», описывающего физическую суть объекта? А ничего не представляет, ровным счетом, ибо несет абсолютный «ноль» информации. Такая информация, а вместе с нею и некий философский смысл, был бы, если бы автор удосужился отразить хотя бы одну яркую белую точку, «звездочку» - на черном фоне полотна картины. (Тогда суммарная информация об объекте «звездочка» на картине равнялась бы произведению информации о ее положении на полотне, в его плоскости, по двум осям ординат, на информацию об относительной яркости «звездочки» - ее «контрасту», равной количеству градаций разрешения по яркости. Одна такая градация – величина ступеньки - равна, в свою очередь, минимальной яркости «фона», то есть «черного» поля, которая отражает его отличие от абсолютно «идеально» черного, реально не достижимого.). Такая точка могла бы означать, например, рождение Жизни в океане мирового Хаоса.
   Конечно, можно додумать за автора все, что угодно – ведь раз информации ноль, то ничего другого не остается. Например, что мы (человечество) стоит еще на самом дне «искусственного» мира, пока в полной «дикости» и даже на ее «энергетическом дне», в энергетическом вакууме… И что «пути господни неисповедимы» - все дороги ему вроде бы открыты, но неясны; и даже их возможность – тоже… Короче – можете умствовать каждый сколько захочет. И всегда будет прав, потому что обратное доказать ему никто не сможет (ну нет информации – и все тут!).
   Но настоящее искусство все же не это – когда человека оставили один на один с дикостью мира, и предложили, думай, что хочешь. Это как если человека бросили человека в воду, как кутенка, и сказали – плыви куда хочешь и как можешь, если хочешь жить. А настоящее искусство то, которое направляет к нужным берегам, в нужном направлении, и учит при этом «плавать», (думать); то, что вызывает лучшие чувства и мысли, «возвышает» человека; то, что работает на ускорение развития Жизни, на прогресс.

***

   В качестве такого примера, в современном изобразительном искусстве, приведу картины художника И. Прищепы. (Две картины которого, в эстампе, мы приобрели этим летом в нашем поселковом магазине). На одной из них представлена моя уютная «малая Родина» - Подмосковье. На ней изображена извилина небольшой реки, милой поему сердцу, каких я повидал немало в наших краях – это Протва – река моего детства, Ока, Дубна, Пра и другие. Стоит прощальная золотая осень, желтые листья берез отражаются с дерева и плавают в реке, рядом пробегает тропинка на этой стороне и видна дорожка на той, подступающая к воде – наверное, водопой для скотины. Песчаный склон, одиночные красные кусты, поздние цветочки; вдали лесистые холмы, уходящие к горизонту. На другой стороне реки, на выступе излучины – суровый смешанный лес, могучие ели устремляются в небо, он отражается в холодной воде и манит неизвестностью. Светлая синь неба, с легкими белыми облаками – поры прощального «бабьего лета». На картине отражены три стихии Природы, в своем великом единении: Земля, Вода и Небо. Столько положительных эмоций, связанных с радостными воспоминаниями о прошедшей жизни, несущих подъем духа, на фоне грусти, желания «творить» - дает каждый взгляд на эту картину, порой вынужденный, (поскольку она висит над моей постелью, прямо против входа в нашу основную, небольшую комнату деревенской избы, единственно обогреваемую). Картина как бы светится жизнерадостным огнем зрелой Жизни, на переходе между летом, временем действий, и долгой зимой, когда начнется подготовка к новому ее циклу, уже в следующем году. Это любимая моя пора года.
   Другая картина, того же художника, отражает мою «большую Родину», (по матери я волжанин, хотя бывал там мало, только в детстве-юности). На ней показан замечательный вид, с высокого холма, на слияние двух больших рек. На вершине холма – большая раскидистая сосна, отражающая золотой свет от коры. Мрачные сине-фиолетовые воды рек сливаются в общий поток, плавно уносясь в необъятные дали страны. На другой стороне реки, за ее рукавом, образующим остров, до горизонта леса, леса и леса, по холмам, в голубой дымке неба, рек и озер. Это может быть слияние рек северной России (Камы и Белой, например), или даже сибирских рек. Эта картина, (которая висит в другой нашей «северной» комнате, холодного прируба избы), более тревожная, отражение далекого «большого мира» - не так «греет» родным уютом, как первая, (в этих полноводных реках можно легко и утонуть), зато больше заставляет мобилизоваться, приготовиться «к труду и обороне», как говорили в «наше» время. (Кстати, вчера В. Путин призвал вновь ввести в стране значка «Готов к труду и обороне», и учитывать его при поступлении в ВУЗы и т. п. Такой «серебряный» значок висит у меня на стене гаража, в деревне, рядом с наградным знаком «Ударник Х11 пятилетки», на полотне, вместе с большой коллекцией значков, собранных за время путешествий по стране. Жена при ремонте выкинула «хлам» из квартиры). И хотя эта картина не так, трудолюбиво и бережно, выписана мелкими деталями, (то есть несет меньшую зрительную информацию, в точном ее математическом значении), но зато полностью несет большую заложенную «смысловую нагрузку». Что и требуется от искусства.
   Конечно, не все так примитивно просто. Талант художника, мастера - в отличие от самых современных фотокамер, отражающих мир со сколько угодно высокой детальностью и информативностью – состоит как раз в том, чтобы сконцентрировать красоту мира, а не передавать все подряд. Ни одна фотокамера не заменит картины мастера, умеющего выделить в картине, порою скупыми мазками, главную суть изображаемого. И тем дать море впечатлений и пищи для плодотворный фантазий и вдохновений человеку – уже на подсознательном уровне. Как хорошие стихи, с туманными образами, но такие притягательные, вызывающие желание думать, додумывать и многократно к ним возвращаться, перечитывать – пытаясь разгадать смысл. Но то совсем другое дело… 
   Пока писал, пришло на ум еще одно хорошее определение «культуры». А поводом этому послужил случай. Вчера мне пришлось побывать в глазной больнице М. Е. Коновалова, известного глазного хирурга. Встречал брата после операции на глаз – он сильно его повредил при падении на склоне, катаясь на горных лыжах, заменяли хрусталик. Пока сидел около операционной, рядом с кабинетом М. Е. Коновалова, более полутора часов с удовольствием изучал картину художника авангардиста. На ней изображен групповой танец, похож на испанский. На первом плане пара, в которой партнерша – красивая тонкая женщина, с длинной «лебединой» шеей, поддерживаемая партнером, грациозно изогнулась, откинувшись, почти касаясь головой пола; он замер, склонясь над ней, в темпераментном порыве. На лицах других танцующих – тоже страсть и напряжение, но даже они отображены только частично (и схематично, «просто», в нескольких мазках), выглядывая их нарядной «кучи», полузакрытые костюмами, находящими один на другой. Все остальное на картине – только красочный «фон», сотканный из отдельных крупных одноцветных кусков, разной формы, подобно мозаике, но они так соединены, что «все понятно», основные формы движения танцующих. Темперамент танца отражен в полной мере, в застывшей динамике. Средства очень скупые – мало линий и самих элементов, они до предела укрупнены, но при этом выделено главное: сила молодой жизни, готовой к продолжению и развитию (на сухом «физическом» языке), концентрированная красота Жизни, в ее отдельном проявлении – «любовном танце», высших созданий Природы на этой Земле – людей. 
   В этом и состоит основная сила, суть и предназначение искусства, чтобы отражать, концентрировать, красоту и суть Жизни, выделять главное и отсеивать не важное, второстепенное. Отсюда следующее определение культуры (20).

Читать дальше ...


Категория: ФИЗИКА КУЛЬТУРЫ И ЖИЗНИ | Добавил: meshera (13/Мар/29) | Автор: Абакумов Александр
Просмотров: 1286


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024