Заметим, что это и есть главное достоинство и свойство культурных объектов (как сложных систем) – способность максимально гибко использовать все наличные ресурсы для развития (которое, как известно, тогда только и начинается, когда кончаются ресурсы для простого, расширительного, «экстенсивного» развития, именуемого «ростом», для определенности), при необходимости перераспределяя их, за счет использования оставшихся, для своего выживания. А динамический диапазон изменения отдельных независимых параметров системы (здесь биообъекта «дерево») и есть количественная мера «культуры» (у нас это параметр «культурность»).
Когда на голодных массо-энергетическими ресурсами «северах» образуется их острая нехватка, для нормального (в меру интенсивного) развития плодовых деревьев, культурные деревья начинают адаптироваться к условиям внешней среды следующим образом. Во-первых, замедляют свое развитие (резко уменьшая потребности в поступлении энергии). Во-вторых, увеличивают свою продолжительность жизни, благодаря более замедленным процессам жизни и их повышенной экономичности, а также, частично, и благодаря большей прочности древесины, медленно растущей, и самих деревьев. В-третьих, увеличивают свои размеры, до предельных величин (пока не ограничат внутренние потери в дереве «на перемещение сырых масс», которые тоже задают определенный «порог» возможного роста), с тем, чтобы максимально отобрать ресурсы у окружающих растений-конкурентов, более простых и малорослых, «малолетних» - по продолжительности жизни. В-четвертых, дерево максимально, естественным образом, пытается повысить свою культурность, формируя максимально равномерную «естественную» крону, правильно разреженно-ярусную, вынося листву на периферию, делая разреженность листвы соответствующей тепловому - световому обеспечению кроны и массой питательных веществ – корневой системы. Ветви такого «умного» дерева чувствуют, где верх, где низ, где света больше –где меньше, листья тоже поворачиваются к свету и т. п., то есть оно на физиологическом уровне понимает – где лучше, (и туда растет, пока там лучше), а где хуже (и туда расти не хочет, своими элементами, а те, что уже выросли и оказались без ресурсов развития – отсыхают). (Короче, ведет себя как любой «нормальный» человек «толпы», живущий на физиологическом уровне – это тоже определенный, «зоологический», уровень культуры, халявщиков Мавроди). Кроме того, «умное» дерево ведет себя так, что сами приросты ветвей, по высоте и ширине (в боковом, горизонтальном направлении) дерева происходят оптимально, таким образом, чтобы соответствовать «волне роста» (имеющей свой градиент в каждой точке кроны для каждого направления), которая переходит от роста в высоту постепенно к развитию в ширину, отзываясь и реагируя на изменяющиеся сопротивления для роста по вертикали и по горизонтали (как показывают и расчеты, по модели).
5. Качественное развитие (или увеличение культуры, что одно и то же) любого биообъекта (например, того же дерева) невозможно без его (предварительного) количественного развития, (роста), которое создает «материальную базу» для последующего качественного. В ежегодном жизненном цикле биообъектов (например, многолетнего дерева) они чередуются, сначала идет первая положительная (приливная, восходящая) полуволна количественного развития (прирост массы и размеров дерева), а потом, во второй половине сезона – происходит отрицательная (отливная, нисходящая) полуволна (сокодвижения, «массоперемещения»), уже качественного развития растения, использующая массу и энергию, накопленные в течение первой полуволны. Соотношение между количественной и качественной (культурной) составляющей объекта можно проиллюстрировать сравнением грубого алмаза и прекрасного отшлифованного многогранного бриллианта. Без первого, используемого как промежуточный полуфабрикат, создавший «сырье» для «жизненного» строительства - организованной материи, определенного сложного объекта – невозможно создание самого такого объекта Жизни. У дерева такое «сырье» - это первичная «листовая» вегетативная биомасса дерева, без него невозможно создание конечной «полезной» продукции, «сухого остатка» и цели процесса жизни, (на данном ее цикле) – плодов и плодовой древесины (зачатков будущего урожая), так называемой «генеративной» массы (помимо прироста древесины самого дерева, на что, при оптимальном соотношении роста и развития дерева – должно уходить половина общего сезонного прироста биомассы). «Культурность» объекта (величина его качественного развития) позволяет ему, в рамках тех же средних используемых массо-энергетических ресурсов, достичь больней вырабатываемой импульсной мощности (которая пропорциональна квадрату силы), за счет способности к концентрации (а именно, например, способности функционировать неравномерно, накапливая энергию в длительных «паузах» и выплескивая ее в коротком импульсе, либо использовать резонансные системы для длительного накопления воздействий на данной частоте). Но, чтобы получить эту «среднюю» мощность, из которой «культура» извлекает потом пиковую «полезную» мощность – (био)объекту необходимо (дать осуществить) предварительное количественное развитие. (Короче, индийской девочке надо сначала дать вырасти – а не отдавать ее замуж в 12 лет, и уж потом отдавать замуж, рожать здоровых детей. Без количественного развития не может быть качественного, «культурного», кстати, высшее проявление которого – духовное, если говорить о человеке.)
6. Культурное развитие объекта (дерева), однако, имеет разумные пределы и ограничения, в которых оно обеспечивает ему преимущество перед более простыми «собратьями» - определяемые соотношением наличного уровня культуры Ук (добротности Q) колебательной системы и диапазона колебаний по частоте (и ее изменениям) у внешних воздействий, (откуда берется энергия для развития). Например, многолетнее «высококультурное» «высокодобротное» дерево, использующее максимально временной ресурс для своего развития - очень избирательно настроенное в резонанс на частоту годового цикла - становится очень чувствительным к изменению/отклонению периода годового цикла. Поскольку, если частота внешних воздействий выходит за пределы «полосы частот» колебательной системы «дерево» - то последнее перестает на нее реагировать (принимать и усиливать сигналы энергетического воздействия природы). Поэтому, в частности, дерево с высокой добротностью имеет малый запас устойчивости, к погодно-климатическим переменам («выбросам»), определяемый введенным параметром «уровень устойчивости» Ууст = Рмин, который обратно пропорционален параметрам «экономичность» Э, «выносливость» В, где Э=В=1/Рмин – в нашей модели плодового дерева.
Именно поэтому высокодобротные, высококультурные деревья, обладая высокой экономичностью в расходах массо-энергетических ресурсов, в нормальных по частоте функционирования частотах годового цикла, обладают повышенной засухоустойчивостью летом (в середине) и морозостойкостью зимой (в ее середине), но имеют пониженную устойчивость к импульсным погодным «выбросам»/отклонениям («невпопад» с природным циклом самого дерева, из-за меньшего запаса энергии, оставляемой деревом для обеспечения своего существования на одном цикле деятельности, причем «запланированного» на отдачу в строго определенной фазе цикла, в пике минимума активности обменного процесса), что выражается в пониженной общей зимостойкости (устойчивости к чередованию морозов и оттепелей). Зато деревья с более низким уровнем культуры, при своей меньшей общей экономичности в «нормальных» условиях (ритме сезонной погоды и регулярных равномерных поступлений массо-энергетических ресурсов) – оказываются более неприхотливы и выносливы в переменных условиях жизни (таких, которые более свойственны западным регионам страны), и быстрее перестраиваются, в случае необходимости, из-за своей меньшей жизненной инерционности. Высокодобротные деревья, наоборот, более соответствуют, по своей физиологии, природно-климатическим условиям северных и восточно-континентальных территорий России.
7. Поясним подробнее и конкретнее сказанное в предыдущем пункте 6, c помощью электрической модели, используемой в данной работе. У сложной колебательной системы «плодовое дерево» есть своя определенная частотная и импульсная характеристики, которые, в идеале, должны соответствовать, соответственно, частотно-спектральной характеристике и форме - во времени - изменений (массо-энергетического) воздействия природы в течение года (сезона) – тогда колебательная система на них максимально (в резонанс) реагируют и их усиливает (с помощью накопленных в прежние годы, «сложенных» про запас, массо-энергетических ресурсов – «энергетической массы» самого дерева, которая выступает /в модели/ в роли «источника питания» в электрическом усилителе, нагруженном контуром). У «простых», одноконтурных, колебательных систем (каждый контур - аналог одному ядру, как сложному элементу, у процессора компьютера, который может быть и многоядерным) спектр представлен одной частотой fо, «размытой» в окне «полосы пропускания» контура (дельта f), которая по величине обратно-пропорциональна величине добротности Q (аналог «культурности» дерева Ук): дельта f = fо/ Q. Импульсная характеристика (отклик на воздействие «дельта функции» - мощного импульса «мгновенной длительности», по определению) такой простой колебательной системы «контур» есть простая синусоида, которая, если ее аппроксимировать прямоугольными импульсами (усилить и ограничить) – имеет скважность q равной двум (всего). Однако, возможности предельного увеличения добротности (культурности, организованности) такой одноконтурной системы (с плавным синусоидальным изменением интенсивности функционирования в течение сезона) весьма ограничены, а ведь именно она (культурность) определяет соотношение между максимальным и минимальным значениями мощности биопроцессов – в пиках активности и минимумах пауз, покоя. И, соответственно – качественные характеристики объекта.
Значительно большие, (дополнительные) возможности повышения культурности появляются с введением многоконтурных систем, отражаемых несколькими (N) гармониками частот в спектральной области (т. е. более сложным спектром, отражающим возросший уровень культуры биообъека, условно в N раз, - если бы они были равны по энергии, на самом деле меньше, поскольку энергия не основных, боковых частот спектральных составляющих много меньше первой, основной гармоники полезного сигнала). Проявляется эта большая культурность объекта в увеличении скважности импульсов («холмов» активной фазы процесса), то есть уменьшению относительной ширины этих сглаженных импульсов; при одновременном увеличении их амплитуд, (отражаемых в модели параметром Рмакс – максимальная мощность процесса) по отношению к длительности периода повторения этих импульсов, пиков интенсивности (равного половине длительности сезона Т/2), при относительном увеличении длительности интервалов «покоя» и уменьшении (мощности) потребления массо-энергетических ресурсов в этом интервале (обозначаемом в модели параметром Рмин – минимальная мощность процесса). Визуально это можно представить синусоидой, у которой положительные (верхние) полупериоды сжались и увеличились в амплитуде, а отрицательные (нижние) – растянулись и уменьшились в амплитуде (глубина провала функции стала меньше, но сам провал шире, а его фронты круче.) Таким образом, благодаря удлинению интервала накопления энергии, на фазах «покоя», и сокращения интервала выделения пиковой мощности (уменьшения длительности «импульсов» роста и развития, в моменты 1/4Т и 3/4Т), дополнительно увеличивается степень концентрации энергии в пиках по отношению к минимальному ее уровню, что и есть, по определению – параметр «уровень культуры» (культурность) Ук.
Из этого рассмотрения модели можно сделать следующие практические выводы. Дерево с высокой (повышенной) культурностью можно имитировать многоконтурной колебательной системой, с временным откликом в виде относительно коротких импульсов-холмиков, соответствующих сравнительно «мощным» максимумам интенсивности роста и созревания дерева (в моменты t=1/4т и t=3/4Т), чередующихся с довольно большими по продолжительности «провалами», соответствующими интервалам «покоя», (в середине лета, около момента t=Т/2 и всей зимы, около момента t=Т), которые имеют несколько меньшую максимальную глубину в центре (чем у «простых» одноконтурных), но более выровнены по всему интервалу «покоя» (т. е. имеют более прямоугольный «импульсный» характер). Пример такого дерева – сорта деревьев с дружным одновременным плодоношением и относительно кратковременным интервалом «пика» роста - малой длительности «импульса» («холма») роста. Такое дерево будет очень критично к требованию максимального обеспечения массо-энергетическим ресурсами (влагой, пропорциональной количеству поступающих веществ в растворах воды, и тепловой/световой энергией) в краткие интервалы (колоколообразные импульсы) высокоинтенсивного роста и созревания. Если природа естественным путем не даст этих ресурсов вовремя (по принципу «ложка к обеду хороша»), то дерево может пропустить год роста и ослабнуть, ибо ему придется воспользоваться запасами накопленной энергии в прежние времена. Если же пики хороших погодных условий сместятся (относительно нормальных средне сезонных) в раннюю или позднюю стороны, то для дерева это тоже будет очень негативно, поскольку оно вынуждено будет изменить свой жизненный цикл, который перестанет совпадать с естественным природным, и тогда дерево может, например – прийти неподготовленным к зиме к концу года (периоду самых тяжелых испытаний), и не выдержать морозов. Именно это подразумевалось, когда ранее говорилось о необходимости совпадения (достаточно точного) частот и временных (импульсных) характеристик воздействия природных циклов и резонансных характеристик (отражаемых в частотной и импульсной его характеристиках, являющихся функцией его конструкции – помимо сортовых, биологических параметров) самого биообъекта (колебательной биосистемы) дерево. Но зато, с другой стороны, такое высококультурное дерево может обходиться минимумом массо-энергетических поступлений в периоды пауз, «покоя», когда в дереве происходит внутренний - «автономный» в значительной мере, процесс перехода накопленной энергии и зеленой сырой массы в плоды и зрелую древесину. То есть оно более выносливо к летним засухам (в его середине, в достаточно большом «окне» времени) и прохладам/избыточной жаре (тоже вредной, приводящей к стрессам дерева и его истощению), поскольку более экономично и способно функционировать (выживать) при меньшем потреблении массо-энергетических ресурсов. Правда, это не означает, что такое положение «полуголодного» существования/выживания нормально для дерева – в это время ему тоже необходимы нормальные поступления массы и энергии от окружающей среды, чтобы накопить их для последующей отдачи в пиках роста и плодоношения, просто это накопление (неравномерных поступлений массо-энергетических ресурсов) может быть более длительным и потому более эффективным.
Менее культурные деревья, не имея преимуществ высококультурных (главным образом в экономичности потребления массо-энергетических ресурсов, затрачиваемых на собственные нужды дерева, и в продолжительности жизни), имеют главное преимущество – меньшую зависимость (чувствительность) от природных изменений, погодных отклонений от средних, «нормальных» условий, обеспечивая работоспособность дерева при гораздо больших величинах их отклонений, т. е. они более «широкополосны» к внешним сигналам природы. Они сохраняют нетронутым относительно больший запас «жира» (массо-энергетических ресурсов «про запас», не участвующих непосредственно в циркуляции веществ в обменных процессах биосинтеза дерева). К тому же они менее инерционны к перестройке, на новую частоту функционирования. Все эти факторы приводят к повышению их погодно-климатической и общеприродной устойчивости (измеряемой введенным параметром «уровень устойчивости» Ууст), понимаемой как устойчивость функционирования в переменных условиях. (В отличие от параметра экономичность Э=Рмин, понимаемого как способность к жизни при минимальном потреблении массо-энергетических ресурсов, которая выше у высококультурных деревьях, но в более стабильных внешних условиях). Поэтому менее культурные деревья могут оказаться даже более эффективными по производительности и выносливыми в сильно изменчивых («рваных») погодно-климатических и природных условиях, со сменой годовых ритмов. Эти факторы и обстоятельства – зависимости от нестабильности внешних условий - накладывают ограничения на предельную оптимальную величину «культурности» дерева - выше которой ее нецелесообразно увеличивать: ни самому дереву, методом биологической приспособляемости, ни искусственным образом – при помощи человеческого вмешательства (в формирование кроны, например, избыточно тщательное).
8. Еще одним важным фактором, ограничивающим предельный оптимальный уровень культуры дерева, является фактор соответствия (согласования) с окружающей средой по уровню их культурности. [Напомним, что уровнем культурности обоих объектов – дерева и окружающей среды – является их степень «удельной сложности», или «насыщенности элементами» единицы пространства. Для дерева – это элементы конструкции кроны – листья и корневой системы – всасывающие волоски на окончаниях.] Дело в том, что количество элементов дерева – в надземной части – кроне, и в подземной – корневой системе – не должно превышать количества условных независимых «элементов» контактирующей среды: в идеале каждому такому элементику (листику или всасывающему волоску) должен принадлежать свой элементик питания («массо-энергетических ресурсов») – т. е. кусочек «массы» вещества и тепла/света (условно собственный солнечный «зайчик», если оно в полутени). Если такого соответствия нет, то: либо дерево, как биообъект, начинает работать с «перегрузкой» (если внешняя среда более культурна, насыщена массо-энергетическими «элементами», и имеет меньшее «нагрузочное сопротивление» относительно внутреннего сопротивления объекта), и тогда большая часть энергии процесса уходит на внутренние потери в дереве (оно слишком громоздко для окружающих условий, среды – т. е. его ветви слишком длины и мало имеют внутренних ветвей, в габаритах кроны, и листвы); либо дерево работает с «недогрузкой», (слишком – относительно - большое «сопротивление» внешней среды, в нем слишком разрежены питающие, массо-энергетические – элементы, которых меньше, чем листьев или мелких корневых всасывающих волосков) и неспособно, по этой причине, взять/использовать все ее ресурсы для процесса биосинтеза и в результате выдать максимально возможную для себя мощность в «нагрузку» (во внешнюю среду, виде результатов «полезной» деятельности – плодов, в идеале половину, и во «внутреннюю» среду – на конструкцию самого дерева и образование запасов питательных веществ – вторую половину).
Первому случаю соответствует большое сильнорослое дерево, с громоздкой по габаритам, но прореженной кроной, которое оказалось в избыточно хороших по условиях по обеспечению массо-энергетическими ресурсами (теплом, солнцем, влагой и питанием почвы), и не способно максимально эффективно «переварить» их, ввиду повышенных внутренних потерь. В результате снижается общий КПД (биосинтеза) дерева, что равносильно (эквивалентно по результату) снижению его «добротности» и «культурности» (это связанные параметры, почти синонимы). Второму случаю соответствуют карликовые деревья, с повышенной плотностью листвы мелких корневых всасывающих волосков – элементов конструкции дерева, как системы – в случае их помещения в бедные условия окружающей среды. Здесь они «задыхаются» от полуголодного существования и угасают в росте, (поскольку питания в малых объемах почвы, им доступной, и отчасти световой/тепловой в воздушном малом пространстве кроны им недостаточно, а добраться до новых массо-энергетических ресурсов им не позволяют ограниченные размеры и малая сила роста). Тут уж не до культуры, если ее не к чему приложить, нельзя использовать и проявить.
9. Как видим, у культурности дерева есть две компоненты (произведения) – количественная и качественная. Количественная ограничивается общим количеством элементов кроны, и ее габаритами, которые в свою очередь ограничиваются резко возрастающими внутренними физическими потерями дерева – по мере приближения к пороговой величине – названной в модели «критической высотой». Это сортовой параметр «биологической силы» сорта дерева. (Прим. Рассмотрение идет в предположении, что размер минимального элемента – листа – одинаков для всех деревьев, рослых и карликовых, является константой, биологическим параметром сорта). Качественная составляющая «оптимальной» культурности дерева – ограничена культурностью (качеством) окружающей среды, т. е. плотность кроны и корневой системы (по мелким независимым концевым элементам – листьям и корневым всасывающим окончаниям) не должна превышать плотность размещаемых элементов массо-энергетического питания среды (в почве для корневой системы и воздушно-световом пространстве для кроны).
10. Важное уточнение по количественному определению на практике параметра «культурность» плодового дерева. Он будет определяться по разному, в зависимости от типа дерева и его величины культурности, проявляющейся в реальности - в форме функции, во времени, его сезонной активности (интенсивности процессов роста и созревания, которые можно измерить экспериментально).
Для простой модели, одноконтурной, у которой кривая временной активности – мощности процессов в дереве – будет иметь вид плавной синусоиды (примерно, поскольку в реальности всегда несколько искаженной), параметр «культурность» Ук определится по формуле:
Ук=(Рмакс-Рмин)/2Рмин = примерно = Рмакс/2Рмин - (101 )
Для более сложной модели, «многоконтурной», у которой функция временного отклика имеет более выраженный «импульсный» характер (когда относительная ширина «колоколообразных импульсов /«пиков»/ максимальной активности – по уровню половинной мощности - будет гораздо менее 1/2, например, 1/4 и менее, или, что одно и тоже, величина скважности последовательности таких импульсов – обратная величина относительной ширине импульсов в «окне неопределенности» - будет в разы больше 2, например 4 и более), формула для определения Ук запишется в виде:
Ук= Рмакс/Рмин - ( 102 )
Разница в нахождении Ук определяется разным характером исследуемой функции и образования этой величины (Ук), в системах разной сложности, разными факторами. Внешне, визуально, импульсная характеристика «многоконтурной» модели дерева будет представлять собой не простую синусоиду, как у одноконтурной модели, а пульсирующую последовательность (полупериодов синусоиды) с разной амплитудой: максимальные пики этой последовательности будут соответствовать пикам интенсивности (мощности) роста и созревания дерева, а между ними будет несколько малых пучностей, количество которых будет равно количеству контуров в модели колебательной системы, (или гармоник в спектре), причем уровень их амплитуды (по мощности) будет в Q раз (величина добротности, она же культурность Ук) меньше главного лепестка (по напряжению отношение амплитуд основного и боковых лепестков будет отличаться в корень квадратный из Q раз). Таким образом «картинка» исследуемой функции – (активной) мощности процессов от времени сезона, если ее аппроксимировать – имеет вид довольно выраженных «колокольных» импульсов и относительно более длинных «провалов», (с крутыми фронтами) в мощности функционирования, до величины Рмин. Разница в двойке, между выражениями для Ук, в формулах (101) и (102), будет определяться тем, что по уровню организации прямоугольные функции более высоки, чем сглаженные, например, синусоидальные (это следует из спектрального анализа). В частности, это отражает тот факт, что минимальная мощность Рмин в синусоидальной кривой достигается только в одной точке (в центре провала), тогда как Рмин (усредненная величина глубины отрицательного провала) достигается в широком окне, практически всего промежутка времени между импульсами, так что ценность обоих отношений, характеризующих уровень организации Ук для разных объектов – примерно одинакова.
11. Одна из основных задач «культурности» дерева заключается в обеспечении ему максимальной приспособляемости к окружающей природе – в том смысле, чтобы максимально использовать ее массо-энергетические ресурсы. А для этого надо максимально увеличить равномерность их поступления и уровень согласования с природными энергетическими (прежде всего, а также поступления массы) воздействиями, чтобы поднять эффективность их использования и усвоения. Например, для дерева (яблони) эти идеальные условия для роста и развития – это 24-28 градусов С, ниже – холодно, выше – избыточно жарко, что вызывает у растения стресс и лишние потери энергии для борьбы с ним. Поэтому задача культурного дерева – максимально использовать периоды такой средней «погоды» и соответствующих «умеренных» фаз годового цикла – раннелетний (когда, к тому же – много запасенной/накопленной за зиму влаги, от растаявшего снега, которая также крайне нужна в интервалах максимальной интенсивности /»пиках»/ роста и/или созревания) и позднелетний / раннеосенний; и в то же время снизить свою жизненную активность в середине «жаркого» лета, соответствующего – по времени – пику волны поступающего солнечного тепла и света. Таким образом, дерево должно стремиться к увеличению «прямоугольности» (и равномерности в течение всего сезона) своей жизненной активности, при одновременном увеличении длительности (растяжении) теплового вегетативного сезона (ведь для деревьев важна, напомним, длина теплового сезона, измеряемая в суммарном количестве дней со среднесуточными температурами выше 10 градусов по Цельсию). А для этого оно должно быть настроено, в значительной степени (хотя бы одним своим «контуром», усиливающим свою гармонику спектра) на третью гармонику годового цикла колебаний природных условий (а желательно, также, еще и на пятую, для выравнивания формы импульсной характеристики биообъекта, как колебательной системы, с помощью еще одного вспомогательного внутреннего «контура») – а не только на основную первую гармонику, приходящего энергетического воздействия. Биообъект дерево – сложная (адаптивная) колебательная система, которая, по-видимому, имеет в своей физиологической структуре подобные необходимые «контуры» (которыми мы имитируем в модели его поведение и процессы в нем). Так что, возможно, одноконтурная «простейшая» модель-аналог дерева (в основном используемая в данной работе) – не лучшая и недостаточная для его описания, а более подойдет «многоконтурная» - более сложная модель. Более ясен ответ на этот вопрос (какая расчетная модель подходит лучше для описания данного дерева) будет после того, когда будут получены экспериментальные данные об изменении интенсивности функционирования деревьев разных сортов (и видов плодовых культур) в течение сезона.
12. Природное массо-энергетическое воздействие на дерево – окружающей среды, изменяющееся циклично в течение года, может быть имитировано, в радиотехнической модели – энергетическим сигналом, который надо принять и усилить (усвоить - в реальном дереве-аналоге). На это нормальное природное цикличное (синусоидальное) воздействие накладываются случайные выбросы/отклонения погодных условий. Такие нерегулярные, случайные отклонения внешних условий природного волнового воздействия от средних, «нормальных», обусловленных цикличностью природных процессов (вращения Земли вокруг солнца), при этом обеспечивающих, в идеале, абсолютно равномерное поступление всех, необходимых растению для развития, массо-энергетических ресурсов – могут быть названы «шумами» (или шумовой составляющей) природного воздействия. По аналогии с используемой радиотехнической моделью, где само циклическое энергетическое воздействие (аналог природному в жизни) мы называем сигналом, (он представлен в спектре одной «чистой» линией, гармоникой), а его отклонения – модулирующими «шумами» (в спектре это боковые случайные составляющие основной гармоники, полученные из ее энергии). Такие шумы разрушают сигнал (его внутреннюю организацию), что приводит к потерям части его энергии при приеме в настроенной на него биосистеме, по резонансной частоте, что равносильно снижению КПД работы общей системы «природа-биообъект». В радиотехнической модели это проявляется в том, что часть энергетического спектра такого сигнала (большая часть энергии шумов) не попадет в полосу пропускания (аналог «полосе усвоения», спектральных составляющих воздействия, у биообъекта) приемной колебательной системы (выйдет за пределы ее резонансного взаимодействия). Цель культурного дерева – обеспечить надежный прием «полезного» сигнала (правильной, регулярной его составляющей, на которую настроено дерево, как колебательная система) с максимальным отношением «сигнал/шум», (в радиотехнической терминологии) – выделив его из общего сигнала (смеси сигнала с шумом), при этом «пропустив» шум (подавить его, осуществить «режекцию» помеховой составляющей общего сигнала). Это отношение, сигнал/шум, (в модели Рс/Рш эквивалентно Рмакс/Рмин) – и есть параметр «культурность» дерева Ук, по одному из основных определений: Ук= Рмакс/Рмин = Рс/Рш - (123)
13. Культура – в своих проявления в объектах и процессах – многослойна, многоуровненна, «многоэтажна», (как русская матрешка). На каждом ее «этаже» есть свой «уровень культуры» («культурность»), своя сложность. Например, есть сложность элементов, а есть сложность системы из этих элементов, для которой каждый элемент имеет единичную сложность, «культурность», здесь элемент выступает как объект первого уровня, «нижнего этажа», со своей «культурностью», а сама система – как объект второго уровня, верхнего этажа, уже со своей «культурностью», сложностью, равной количеству входящих в нее элементов - «этажей». Общая же сложность всей системы, ее культурность, определится как произведение «культурностей» всех уровней, «слоев», в данном случае двух слоев – как произведение культурности элемента (одного этажа) на количество этажей. В общем случае, когда слоев сложности (культуры) много (у объекта), то в математическом виде их можно представить как количество ортогональных (независимых) осей координат, по числу независимых параметров объекта, по которым откладываются численные значения параметров (которые равны их «культурности»). При этом сложность (культурность») всего объекта, состоящего из Н независимых параметров, с собственной внутренней сложностью – определится как произведение сложностей всех этих независимых параметров. В качестве примера можно взять систему из N контуров (т. н. «сложный фильтр»), каждый из которых имеет свою «добротность» Q (эквивалент параметру «сложность», культурность для него). В этом случае культурность Укс всей системы (сложного «фильтра» из N контуров) будет равна произведению Q N = Укс (в предположении, что Q у всех контуров – элементов системы – равны). Другой пример. Для всего многоядерного процессора его параметр культурность Укмяп есть произведение культурности одного ядра Укя (эквивалент Q), (равной его производительности, операций в секунду, на его экономичность – потребляемую мощность на одну операцию), на общее число ядер процессора N: Укмяп = N Укя Третий пример. Для сложного сигнала, у которого независимо изменяются N параметров (амплитуда, частота, фаза, вид поляризации и т. д.) его уровень культуры (параметр «культурность») определится как произведение сложностей, «культурностей» (равных числу различимых градаций по каждому параметру Укi) всех независимых параметров N. Это произведение будет равно информационной емкости данного сигнала.
Прим. Написал этот пункт, 13, потому, чтобы помочь избежать типичной ошибки при рассмотрении культуры и расчете культурности объектов, когда непроизвольно «перепрыгиваешь» из одного измерения, одного «этажа» общей культурности объекта (определяемого по одной ортогональной/независимой оси культурности) на другой «этаж» (более высокий, «системный» или низкий – «элементарный»). Очень часто в данной работе это меня путало и сбивало с толку, почти до самого конца. Культурность надо рассчитывать отдельно для каждого этажа (методом анализа, «индукции»), а затем уже объединено для всего объекта, состоящего из всех «этажей» (методом синтеза, «дедукции»).
***
Можно бы еще поразмышлять и порассуждать на эту необъятную тему – о культуре плодовых деревьев и не только, но времени больше нет, в этом сезоне, да и сил тоже не осталось, продолжать мусолить эту тему – поэтому «закругляюсь», и отдаю работу перевести на наши сайты.
25. ПОСЛЕСЛОВИЕ Кончилась зима – «творческий» период с моей «садоводческой крестьянской» жизни, (ритм которой подлажен под циклы природы), «культурного развития» (прямо по теме статьи, по одному из данных физических определений «культуры»), когда я могу позволить себе писать и много думать – «пришла весна в мои края», и мне пора опять ехать на «каторгу» (или в добровольную «ссылку») в свою деревню, к своему хозяйству, чтобы как-то оправдывать свою жизнь перед семьей и обществом, зарабатывать себе на «достойное» существование. Поэтому кончаю писать эту работу, «О физике культуры плодовых деревьев», на том уровне отработки и «чистоты» материала, (а также понимания темы), которого достиг на данный момент, и выношу его в «свет», в Интернет, на наши сайты. Хорошо понимая, что материал еще сырой, «мутный», длинный, неряшливый, неотточенный, с многочисленными повторами и т. п., при том, что спорный и не до конца ясный, даже мне, автору. Но, да простит меня Читатель, делаю это потому, что знаю, что все равно не успею все понять до конца, что хотелось бы, в небольшую оставшуюся часть моей жизни, а время ныне слишком динамичное, чтобы его терять людям, тем – кому, надеюсь, эти сырые мысли помогут двигаться дальше в понимании жизни, и садоводства в частности.
Гениальному мыслителю Карлу Марксу понадобилось изучить русский язык, чтобы прочитать в подлиннике и лучше понять великого русского мыслителя Льва Толстого. А чтобы понять Жизнь, ее Смысл и Предназначение Человека – необходимо изучить физику (в широком смысле, набор естественных дисциплин, включая такие технические, как «радиотехнику», хотя бы) - тогда Вам откроются многие тайны и «законы» Жизни, ее противоречия и подспудные причины протекающих в ней процессов, включая общественные. Поверьте, «игра стоит свеч» - только изучив и поняв физические дисциплины, Вы станете подлинно культурным Человеком, и это намного полезнее для понимания жизни, и для активного строительства Новой Счастливой жизни, чем изучение Библии или Корана, не говоря уж о таких псевдо науках, как «экономика» и «юриспунденция», «Право» и прочая прикладная беллетристика. Потому что «Культура» – понятие вполне физическое (а не просто из области морали и этики, как ошибочно-стереотипно думают многие), это концентрат и смысл развития Жизни одновременно, характеристика Качества Жизни, это Созидание (особенно в условиях ограниченных ресурсов), которым и является сам процесс Жизни, по определению (понимаемой как процесс организации материи). То есть «Культура» – понятие чисто научное, и оно доступно измерению, количественной оценке, применительно к этому понятию во всех областях Жизни; и ее (Культуры) главные определения – это: мера Качества (объекта или процесса) Жизни; степень/уровень его (объекта, процесса) сложности, организации, развития; параметр, определяющий коэффициент Полезного действия, Созидания (по переработке неорганизованной материи Хаоса в организованную – Жизни) [параметр «уровень культуры» Ук, равный параметру «добротность» Q - для простых колебательных систем, имитируемых одним контуром, является аргументом функции для определения параметра КПД (коэффициента полезного действия) объекта: КПД = Q /(1+ Q) = Ук/(1+Ук) .]
Простите меня, люди верующие или гуманитарных профессий, как и те, кому не удалось получить хорошего образования – великой роскоши для современных людей пока, но только искренне хотел выразить свое понимание действительности: потому что мне становится страшно и не по себе, когда представлю, что я не знаю всего того, что мне посчастливилось узнать, благодаря хорошему (относительно) образованию, что дала мне, выходцу из простой рабоче-крестьянской семьи, великая и обогнанная Советская страна, под управлением коммунистов, ныне затравленных - в период ее максимального расцвета. Когда массы людей учили думать, а не играть в «крестики-нулики» на ЕГЭ. Никого не хотел обидеть, чисто аналитические рассуждения, как говорится: «Ничего личного, но истина дороже». И последнее, не в духе времени, что многим тоже не понравится (ярым сторонникам углубления либеральных реформ, «прохоровцам», в концентрированном конечном виде отраженных воинствующими сторонниками/соучастниками Мавроди, его интернет-гвардией, современными испорченными хищниками рыночного общества). Занимаясь изучением природы в своем саду - на базе, естественно, тех знаний, что были во мне заложены к тому времени (а я по основной профессии и образованию радиоинженер) – я постепенно, неожиданно для себя, вышел на «коммунистические» законы качественного развития жизни (на последних, зрелых ее этапах), а заодно понял и роль и место количественных (первичных) этапов развития разных биообъектов, от сада до общества (физические законы оказались едины). В результате, уже более 10 лет назад, я написал работу под названием «Коммунистические принципы интенсивного садоводства» (первое название: «Некоторые вопросы пространственного моделирования кроны плодового дерева»), где попытался дать физические подходы к моделированию форм крон для определения их относительной эффективности. (См. на наших сайтах meshera.my1.ru (садоводство), www.abak47.narod.ru (садоводство, политика, техника).
Те идеи, по повышению эффективности функционирования биосистем, (которая повышается, заметим, по мере выравнивания всех ее параметров и увеличения степени использования всех основных ресурсов развития биосистемы), используемые в садоводстве, которые доказывают преимущество и необходимость использования «коммунистических» принципов развития, окончательно сформировали мои коммунистические убеждения, на расчетном физическом доказательном научном уровне. Кроме того, я, еще в самом начале их зарождения (примерно в 2000 году) – подбросил эти идеи брату, тоже радиоинженеру, поставив вопрос таким образом: «Как связать математически уровень эффективности биосистемы с уровнем ее выравнивания («взвешенного») элементов и относительного обеспечения их ресурсами?». В результате он написал, года за два напряженной работы, целый физико-философский трактат, страниц на 300, где провел физическое моделирование всех существовавших обществ, от первобытного и рабовладельческого – до капиталистических (фашистского и демократического типов) и кончая социалистическим и коммунистическим. (См. наш новый философско-политический сайт conception. my1.ru, а также наш старый сайт www.abak47.narod.ru, раздел «Политика», на которых мы иногда отводим душу на политические и прочие темы по жизни, что нас волнуют). Так что, как я часто выражаюсь, в своих политических статьях: «Учите физику – и Вы станете коммунистом». А коммунизм, между прочим – высшая форма культурного развития материи, в строго физическом определении. (И я себе это еще раз доказал, пока писал эту работу).
Жизнь общества, как наиболее сложной биосистемы и высшая форма организации из всех видов материи, несравненно интереснее, чем такой частный вопрос, Жизни в целом – как садоводство, со всеми его проблемами. И даже стремительно развивающаяся техника, особенно родная нам электроника – в настоящее время для нас гораздо интереснее, поскольку дает больше простора для мыслей и материала для загрузки головы, чем достаточно инерционное садоводство, со всеми его практическими испытаниями и прочим, на что требуются интервалы времени, соизмеримые с продолжительностью жизни отдельного человека - многие годы и десятилетия. Поэтому я не замыкаюсь в одном садоводстве, да и слишком это неподъемное дело силами одного, уже пожилого человека – здесь нужны большие коллективы, с преемственностью поколений сотрудников, и нормальное плановое финансирование; а усилия и энтузиазм отдельных садоводов-любителей, вроде меня, на определенном этапе моей жизни – могут быть только вспомогательным фактором в развития отечественного садоводства, переживающего большой кризис.
Так что не будьте ко мне слишком строги, уважаемые Читатели сайта, и не требуйте от меня слишком многого. (Как некоторые, кто почему-то подумал, прочитав мои работы на сайтах – что тут какая-то большая организация, работающая совместно с научными центрами и все такое. В плодовом саду я работаю практически один, на 80%, и если помогает брат, в тяжелых работах и критических периодах – то я ему помогаю еще больше – с его клубникой и кустами, овощами и грядками, теплицей, техникой). И даже то, что делаю – на «творческом» фронте, при написании статей и работ для сайта – приходится делать порой за счет собственного здоровья, интересов семьи и внутренних конфликтов – ведь работаю я бесплатно, а всем хочется, чтобы им помогали.
Некоторые меня упрекают, например, что я не испытал каких-то сортов, или что дал неверные или спорные, по их мнению, данные (хотя живут совсем в других географических условиях, отделенные многими областями), или что не привел фотографии тех или иных сортов и т. п. – будто бы я должен или решил соревноваться с энциклопедиями и справочниками научных центров и институтов, издательствами и прочими организациями. Но все, это я делаю и что говорю – это всего лишь дела и частное мнение отдельного человека, садовода-любителя, и результаты опытов на его небольшом участке - мой маленький посильный личный вклад в большое дело государственной важности – Российское садоводство, высшее назначение которого – обеспечение продовольственной и национальной безопасности страны, ибо еще не известно, как сложится будущее исторического развития страны и человечества.
***
Данная работа – самое большое мое интеллектуальное «достижение» в жизни, моя «лебединая песня», (и посвящена она Лебедеву Владлену Викторовичу, моему первому начальнику лаборатории и Учителю – такие совпадения не бывают случайными). Она потребовала собрать все мои разрозненные знания и понимания в разных областях и обобщить их, чтобы понять глубинный (физический) смысл понятия Культура, а заодно и смысл Жизни вообще и созидательное предназначение Человека, в частности. И потребовала предельного напряжения сил, (надеюсь – не напрасно), и года времени. Я считаю ее своим маленьким «нерукотворным» памятником тому светлому советскому периоду развития страны, в котором мне посчастливилось родиться и жить, тем людям с горящими глазами, кто самоотверженно строил светлое будущее человечества – Коммунизм, и тем, в частности, кто создал оборонный ракетный щит страны, который до сих пор спасает нашу Родину от полного порабощения.
***
С уважением и благодарностью за долготерпение Читателю. Абакумов Александр Петрович Москва 30.03.12 д. т. 8 499 200 58 44 моб. т. 8 499 722 60 97 моб. т. 8 916 018 05 41
См. наши сайты: meshera.my1.ru
| - садоводство
| abak47.narod.ru
| - садоводство, публицистика, техника
| sad47.ucoz.ru
| - -//-
| conception.my1.ru
| - философия, публицистика, размышления
|
адреса электронной почты: abak47@narod.ru
| abak4713@mail.ru
|
скачать статью в оригинале .doc
|