Главная » Статьи » Теоретический метод оценки плодового дерева сорта

Часть пятая (начало)
  1. ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОСТИ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ

 

Культурность (параметр Ук) – это качественный показатель, а значит – всегда относительный, «нормированный». В общем случае это отношение полезной части процесса или объекта, организованной или организующей (что и есть Жизнь), которая идет во вне, на поддержание всей системы Жизнь, – к бесполезной, то есть той, которая остается от общей энергии процесса, внутри объема объекта, для его самообеспечения. Наиболее понятно это отражено отношением: Ук=кпд/(1-кпд).

(см. подробнее далее в примерах)

1) В приемной радиотехнике параметр культурность Ук  есть аналог соотношению сигнал/шум, по мощности:  Ук =Рс/Рш.                              (1)

2) В фильтрационной технике Ук есть произведение коэффициента усиления фильтра (относительно средней составляющей) Кус для полезной части частотной характеристики на его коэффициент режекции (относительно тоже средней составляющей) К реж, для вредной части, предполагаемых помех, минус 1: т. е. Ук = (Кус)(Креж)-1                             (2) То есть Ук отражает общий динамический диапазон Д от максимального до минимального усилений, (за вычетом единички).

3) В антенной технике Ук есть произведение коэффициента усиления Ку фазированной антенной решетки, ФАР, (относительно средней составляющей изотропного излучателя) для полезной части пространственной характеристики ДН (диаграммы направленности) на его коэффициент режекции (относительно тоже средней составляющей) К реж, для вредной части, направлений предполагаемых помех: т. е. Ук = (Кус)(Креж)-1                   (3)          Здесь Ук тоже отражает весь динамический диапазон возможных усилений на фоне максимального ослабления (минус единица).

«Культурность» ФАР можно также отразить параметром ее сложности, то есть количеством её элементов Н. Здесь Ук фар=Н-1.

4) В акустике.  Ук  акустической системы есть динамический диапазон Д между максимальной воспроизводимой мощностью и мощностью шумового фона Рш (в аналоговой технике) или шума квантования (в цифровой): Ук=Рвых макс/Рш -1

5) В видеотехнике, в черно-белых дисплеях. Ук д чб = К (контрастность) х N (количество элементов разрешения на площади экрана). Где контрастность - отношение максимальной воспроизводимой яркости к «шумовой» яркости «черного»: К=Рмакс/Рш, а Ук=К-1.

В цветных дисплеях для определения его «культурности» (параметра Ук д цв) эту величину Ук чб надо домножить на количество цветов, способных передаваться экраном N цв (и в каждом элементе):                Ук д цв = У к д чб х N цв.

6) В фотографии. Сколько бит информации содержится в одном кадре.

7) В связи, радиолокации. Сколько бит информации содержится в одной импульсной посылке сложного сигнала.

8) В передающей технике. Стабильность частоты (СКО f)  соответствует генератору с «культурностью» Ук=[f/ СКО f](во второй степени)

9) В колориметрии, цветном телевидении. Насыщенность одного цвета находится как доля (количество) данного цвета (например, красного R) в смеси с белым, (т. н. яркостной составляющей Y),  который состоит из равных количеств всех цветов: красного R, зеленого  G и синего B: У= R +G+ B.

Например, если доля красного цвета составляет 60%, а зеленого и синего – по 20%, то насыщенность Н определится по формуле:  Н= R/Y =R /(R +G+ B) = (60)/(60+20+20))=60/100=60%

Или Н=( R доп+ R ост)/ (R +G+ B)= ( R доп+ R ост)/ [R ост +( R доп +G+ B)]=

= (R доп+ R ост)/ (R ост + Y доп)

Где R ост= (R-R доп) =60 – (20х0,5 – 20х0,5) = 40 (%) -  оставшаяся часть чистой красной составляющей, не скомпенсированная до белого цвета двумя другими, зелёной и синей. Коэффициент 0,5 перед синей и зеленой составляющей поставлен потому, на векторной картинке составляющие R,G и B находятся под 120 градусов между собой, а учитываются только проекции зеленого и синего векторов на прямую красного, где образуется дополнительный красному цвет – голубой.

R доп = R – Rост=60-40=20% – «дополнительная» доля красной составляющей, которая ушла на компенсацию двух других составляющих до белого цвета Y доп (который «разбавляет насыщенный красный цвет). Где:

Yдоп=Rдоп+G+B = (60-40) + 20 +20 =60%  – яркостная составляющая в суммарном (общем) сигнале.

Насыщенность, в данном колориметрическом примере, есть аналог параметра кпд, в механике, (как доля полезной составляющей работы двигателя в общей мощности, включающей затраты на внутренние потери.)

А параметр «культурность» для красного цвета, в такой смеси, определится как соотношение избыточной (остаточной от белого) доли красного R доп ко всей остальной доле сигнала, белого, яркостного Yдоп:

 Ук R = Rдоп/Yдоп =40/60 =0,67. (Это плохой, малонасыщенный цвет, очень «жидкий», бледный, почти розовый.)

Заметим, что насыщенность цвета Н есть параметр, который в принципе не может превышать 100%, (также как КПД). Тогда как параметр «культурность» цвета может быть бесконечно большим: для когерентного цвета лазера, например, на уровне его стабильности частоты. (Не помню, сколько это в физике, но многие тысячи, как минимум).

10) Радуга на небе – прекрасный пример культурного явления. Где мешанина цветов, образующая в результате белый  чисто яркостный (бесцветный) свет, (не «цвет», замена букв не случайная), разделяется на отдельные самостоятельные (независимые, «ортогональные») компоненты, в восприятии человека, (что связано с построением глаза в виде трех видов цветных «колбочек» и черно-белых «палочек»). Это увеличивает сложность, «богатство» мира в восприятии человека, (что и есть «культурность» изображения, в моем определении). Это дает ключ к пониманию многих областей Жизни, расширяет возможности человека в воздействии на природу и т. п. Ведь зрительная информация по своему объему и значимости для человека составляет более 90% от общей, поступающей от всех органов чувств.   

Показательный пример из послевоенного детства. Мы с братом тогда любили лепить из пластилина, и прежде всего военную технику – танки, самолеты, корабли. А цвета в коробке были разные, примерно по цветам радуги, как цветные карандаши в наборе. Многие яркие цвета нам были просто не нужны, для «технических» целей, (не картины рисовать или садики с домиками лепить): красный, желтый и пр., зато темные нейтральные цвета (типа коричневого, синего, черного) быстро заканчивались. Тогда мы мешали все цвета (пластилиновых кусков), объединяя в общий комок, и после долгого разминания цвет становился грязно-зеленовато-коричневым, что очень подходило для танков и прочей боевой техники. (Сейчас этот цвет называют «защитным»).

Так, смешивая разные «высококультурные» компоненты, принципиально («ортогонально», независимо – по научному) отличные от друг друга, мы обедняли мир, его богатство красок и сложность. И, таким образом, разрушали Жизнь, которая есть развитие материи от простого к сложному, а мы действовали в обратном, анти созидательном направлении, упрощая, или разрушая, сложность мира, его культуру. Грязная серо-коричневая каша из пластилина – это символ «антикультуры», (вроде «глобального рынка» или объединенной Европы). Примерно тоже делают «глобалисты» капиталисты, когда перемешивают насильно культуры разных народов в одном плавильном котле денационализированного «мирового рынка», (не путать с интернационализмом, коммунистическим, который построен совсем на других принципах синергетического объединения, при сохранении национальных культур). Фактически они разрушают Жизнь, планеты.

11) В машиностроении. Деталь величиной размером М (матожидание) и точностью изготовления СКО имеет параметр «культурность» изготовления (М/СКО)(во второй степени)=М(в квадрате)/Д(дисперися).

12) Условная рыбка, которая может раздуваться в 10 раз, и сжиматься в 10 раз, имеет коэффициент культурность Ук=(10)(10)-1=99.              Это ее общий динамический диапазон биологической адаптации.

13) В вычислительной технике. Производительность компьютера на единицу потребляемых массо-габаритных и энергетических ресурсов. Или количество потребной энергии и времени на одну операцию, (для заданных габаритов одного устройства).

14) В оружейном деле. «Убойная сила» пули на единицу массы ружья (пистолета и пр.) Ружье (например) тоже является объектом «культуры», поскольку способно концентрировать силу удара,  (посредством пули, разгоняемой в узком дуле ружья) как в пространстве, (по линии выстрела), так  и во времени (мгновенного импульсного удара пули, при столкновении с целью).   В результате такой сверхконценрации энергии «маленькая пуля убивает слона».

15) В производстве. Количество произведенной продукции из единицы сырья на количество отходов при этом. Это точное физическое определение. Но, обычно, культурность производства меряется количеством общих затрат при этом, куда включаются и отходы плохо используемого сырья производства, затраты энергии и даже сама зарплата работников. То есть происходит сползание к формальным «экономическим» показателям, что неверно.

16) В реальной экономике. Количество произведенной продукции (в денежном выражении) на единицу общих затрат, (тоже в денежном выражении). (В единицу времени, отрезок, обычно в годах).

17) В виртуальной «цифровой» спекулятивной экономике, заточенной только на прибыль любой ценой, (хоть преступной, типа игровых казино, торговли оружием или наркотиками, человеческими органами и просто людьми, нечестной игре на бирже, управляемой финансовыми магнатами и теневым правительством мира, нео колониальными методами, выпуском необеспеченных денег и ложных векселей и мн. др.  видами обмана, /если деньги «отмыты» и «не пахнут»/),

«культурность» определяется только отношением полученной прибыли к вложенным затратам, (обычно максимально минимизированным: всего лишь на аферу, рекламу или пиар кампании для манипулирования общественным мнением, подкуп депутатов или создание своего лобби, оплату журналистам и телевизионщикам, а также потраченные деньги на военную помощь или операции по смене неугодных неуправляемых политиков, вплоть до локальных военных конфликтов). Повышение эффективности этих доходов может вести только к увеличению их «виртуальности» (типа создания электронных валют, ложных кампаний и векселей, надувания спекулятивного рынка), как удобного средства для паразитизма, и более прямой преступности, (поскольку именно незаконные методы обогащения являются самыми быстрыми и эффективными).

18) В «горном» деле (горно-добывающей промышленности). «Культурность» руды есть отношение полезного компонента (металла, допустим) к объему оставшейся пустой руды, в единице добываемой массы руды. Например, при содержании в руде 5% металла «культурность» руды будет равна Ук=5/(100-5)=1/19.

19) В ювелирном деле. «Культурность» металла (пусть золота) есть содержание чистого металла к доле примесей в нем. Например, при степени очистки золота до 95 % (95 пробы) коэффициент «культурность» будет равен Ук=95/(100%-95%)=95/5=19.

 В медицине. 20) Культурность здорового сердца (вернее – всей сердечно-сосудистой системы, которую надо  рассматривать в  целом, как единую) есть отношение разницы максимального давления (аналог напряжению в электротехнике U), на выходке сердца, Дмакс, и минимального давления, с которым кровь приходит на вход сердца, Дмин, к минимальному давлению. (Кажется, такие виды давлений, верхнего и нижнего, называют систолическим и диастолическим.) То есть

 Ук сердца = [(Дмакс-Дмин)/Дмин](в квадрате)-1. (Возведение полученного отношения по напряжению во вторую степень нужно постольку, поскольку параметр «культурность» определяется по мощности, а мощность зависит в квадратной степени от напряжения.)

21) Культурность больного сердца (самого) отражает глубину, «чистоту»  и «регулярность» сердцебиения.  Глубина сердцебиения – это его амплитуда, «Чистота» (спектральная) сердцебиения – это гладкость синусоиды, которая может искажаться «зазубринами» (аналог импульсным помехам в радиотехнике) и «шумами» (тот же термин, что и радиотехнике для фоновых равномерных помех в виде «шумовой дорожки»). В спектральной области чистота сигнала выражается одной сосредоточенной высокой палкой спектра, а при ее нарушении помехами эта палка размывается в широкий холмик, на фоне  шумовой дорожки, а по бокам возникают другие палки паразитного спектра, от сосредоточенных помех и широкополосных помех, «зазубрин». Нерегулярность сердцебиения отражает, прежде всего, его неритмичность и переменчивость в амплитуде колебаний. (В р/т это модуляция по частоте и фазе полезного сигнала разнообразными мешающими помехами, которые отражаются в общей мощности шума.).

Все нарушения регулярности, (отраженной формой полезного сигнала Рс(т) в виде чистой синусоиды), есть показатели неисправности организма, и будут проявляться в снижении параметра интегрального качества функционирования объекта «культурность» Ук сердца. Который находится как отношение полезной энергии в сигнальной функции («организованной» детерминированной составляющей, равной интегралу мощности сигнала Рс на интервале периода колебаний Ес=Рс ср х Т), по отношению к суммарной энергии всех «вредных» (шумовых) спектральных составляющих, вызванных помехами Еш=Рш ср х Т, на том же отрезке времени Т. То есть: Ук сердца = Рс ср/Рш ср.

Этот параметр можно вычислить по кардиограмме работы сердца, нарисованной на миллиметровке, простым подсчетом миллиметровых клеточек под функциями для Рс (полезной, организованной составляющей процесса) и Рш (шумовой составляющей процесса, неорганизованной).

22) Культурность легких (или дыхания человека в целом) Ук легк. Равна максимальному объему легких при вдохе V вдоха=Vмакс за  вычетом объема легких при выдохе V выдоха = Vмин, поделенному на  объем легких при выдохе:

Ук легк =[(V вдоха - V выдоха)/ V выдоха] (в квадрате) = (V макс - V мин)/ V мин) (в квадрате)

23) В быту. Ук = аккуратность, чистота. (Например, в большом барском доме число чистых комнат в доме по отношению к числу неубранных). Стремление к порядку. Нетерпимость к разгильдяйству.

24) В садоводстве (плодоводстве). Ук=продуктивность сада или отдельного ПД на единицу его площади.

25) В животноводстве. Ук = количество произведённой мясомолочной продукции на одну корову (на единицу затрат по ее содержанию, которые почти одинаковы для высокопроизводительной и мало продуктивной коровы).

26) Аналогично в рыбной, лесной и прочих отраслях.

27) Для автомобиля Ук  есть произведение двух его основных показателей: приемистости (определяемой максимальной (полезной) мощностью двигателя /Рмакс/(за вычетом мощности потерь всех видов при работе а/м по отношению к массе а/м). И экономичности Э, в двух вариантах. Экономичность в движении (Э дв), определяемая по расходу бензина на 100 км пути, что отражает все динамические характеристики а/м, (проще – качество собственно автомобиля) включая аэродинамику, шины, качество ходовой части и пр. И экономичность холостого хода (х. х.), Э хх, – которая отражает качество двигателя.  Экономичность определяется минимальной мощностью а/м (Рмин), необходимой для поддержания в первом случае равномерного движения по дороге, (Рмин. движ), а во втором – для поддержания работы двигателя в режиме х. х. (Рмин хх). Причем в обратной зависимости от мощности: Э = 1/Рмин, как величина, отражающая потребление автомобилем горючего, в условных единицах, при этой минимальной мощности. Здесь Э дв=1/Рмин.дв, а Э хх=1/Рмин.хх.

Тогда «культурность» автомобиля в активном режиме движения, Ук ам дв:

 Ук ам (в движении) = Ук ам движ =(Рмакс-Рмин дв)/Рмин дв=(Рмакс/Рмин движ) -1       ( )

«Культурность» автомобиля  в пассивном режиме, когда он находится в покое, без движения, но в боеготовности, при этом двигатель работает на минимальных оборотах, в режиме х.х., и соответственно, в режиме максимальной экономичности, Ук ам (в покое) =Ук ам хх

У к ам хх=(Рмакс-Рмин хх)/Рмин хх=(Рмакс/Рмин хх) -1       ( )

Прим. А.А. Эти наглядные аналогии использованы мною в работе по составлению «культурной модели» плодового дерева (ПД), для пояснения работы деревьев в активный летний период, когда соки в дереве находятся в движении, то есть идет активный процесс обмена веществ в нем (с максимальной мощностью Рмакс в моменты сезона 1/4Т и ¾Т); и в зимний период покоя,  «спячки» дерева, когда соки прекращают свое движение (в идеальной модели), между надземной и подземной частями, и ткани дерева поддерживают своё существование с минимальной затратой энергии, (аналогично двигателю автомобиля в режиме х. х., с мощностью Рмин хх) только ради выживания. Конец прим.

28) Культурность (объекта жизни) – как синоним его полезности для Жизни. «Культурность» (как параметр) можно назвать «коэффициентом полезности», применяемом для тех же целей, что и КПД (коэффициент полезного действия). Но с той лишь большой математической разницей, что Ук = Рпол/Рбпол (отношение полезной к бесполезной части энергии процесса жизнеобразования), а КПД = Рпол/(Рпол+Рбпол) – отношение полезной части процесса жизнедеятельности к сумме полезной и бесполезной частей, то есть к общей величине процесса. То есть они связаны соотношениями:

 Ук=КПД/(1-КПД)     ( 14)                      КПД=Ук/(Ук+1)                               (15 )

При этом важнейшее принципиальное отличие этих параметров, (и в физическом понимании, и в математическом) состоит в том, что параметр «культурность» Ук (аналог параметру добротность Q/в квадрате/ колебательной системы - основы Жизни), может быть очень большим числом, многократно больше единицы. Тогда как параметр КПД есть величина, всегда меньшая единицы (т. к. полезная мощность не может быть больше общей у объекта).

29) Есть и другие проявления культурности. В частности, понимаемая как гармония количественного и качественного начал в каждом биообъекте. Это проявляется в правильной балансировке в плодовом дереве, достигаемой разными агро приемами, процессов роста и плодоношения. При котором достигается в среднем наибольшая продуктивность дерева и его долговечность, ибо, в противном случае отсутствия должной регулировки - обрезкой кроны и нормированием урожая, происходит истощение дерева, вследствие чего наступает нерегулярность плодоношения, падает качество плодовой продукции, ускоряется старение дерева, помимо общей потери в урожайности.

30) Культурность производственного рабочего Ук раб, есть отношение того, сколько он производит полезного для общества, (в стоимостном выражении созданной им продукции), к тому, сколько потребляет от общества, (то есть затраты общества на него).

 Так, рабочий, который производит продукции на 1000 рублей в день, а получает только 100 рублей, имеет коэффициент «культурность» Ук=(1000-100)/100 = 9.

Например, сапожник, который делает 10 пар сапог (по 100 рублей), при том, что сам потребляет только 1 пару, (в денежном эквиваленте, то есть 100 рублей, которые «проедает»), имеет коэффициент «культурности», (или «полезности»), равный Ук=(10-1)/1=9.

31) Культурность человека физическая трудовая, (как у раба или ЗЭКа в лагере). Определяется как его физическая работоспособность на единицу потребления продуктов питания (физиологическая экономичность).

Культурность спортсмена.  В разных видах спорта понимается и определяется по-разному. Не будем рассматривать всякие виды спорта, где проявляется ловкость, типа дзюдо, позволяющий победить более сильного человека. Или технические виды, вроде саночников, прыжков в трамплина в воду. Или вообще интеллектуальные – вроде шахмат. А рассмотрим классический физический вид спорта – лёгкую атлетику, и наиболее важный ее вид – бег.

32) Например, культурность для спринтера (бегуна на короткие дистанции) это мгновенная мощность, нормированная к массе бегуна. Спринтеры – это мощные массивные атлеты, поскольку мощность – пропорциональна силе в квадрате, а сила – примерно пропорциональна массе.

33) Тогда как для стайера, бегуна на марафонские дистанции, культурность – это, прежде всего, экономичность работы организма, на длительном отрезке, причем преодолевая только собственный вес и массу. Работа, совершаемая атлетом при перемещении, пропорциональна его массе, а сила большая не нужна, она тоже пропорциональна массе. Поэтому стайеры, (а это обычно африканцы из Эфиопии и Кении, которые берут почти все медали на высших соревнованиях по легкой атлетике на стаерских дистанциях), как правило, очень «худосочные» на вид ребята, но очень выносливые.

Читать продолжение...

 

Категория: Теоретический метод оценки плодового дерева сорта | Добавил: adrymne (20/Апр/22)
Просмотров: 236


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024