Первое рабочее заглавие «ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ?»
Свободные размышления (не за деньги и награды) обычного «нормального» человека, инженера, самостоятельно «физически» (то есть естественно, здраво) мыслящего и не скованного в рассуждениях правилами и догмами официальной науки биологии и других наук и областей, в том числе и официальной, так называемой «культуры». В порядке обсуждения.
Cтоль интригующе-завораживающее и туманно-неопределенное, малопонятное большинству, но очень распространенное в употреблении понятие «культура» - имеет очень много смыслов и слишком затасканное слово, в основном присвоенное «гуманитариями» для собственного применения. Обычно принято его использовать для описания «культурной» жизни общества, (есть даже соответствующий канал «Культура» на телевидении и даже министерство, вроде министерства Правды в романе Оруэлла «1984-й», занимающееся специально и отдельно этой самой «культурой», в «очищенном» виде). В которую включается создание (в активной форме, избранными авторами, «допущенными к телу государства» или признанными в обществе) и просмотр, прослушивание, прочтение, обсуждение и т. д. (в пассивной форме, для «потребителей», остальной, большей части общества, «паствы») произведений искусства, (музыки, кино, художественные полотна и пр.), литературы, и т. п.
Нам навязывают думать, что культура – это посещение культурных центров и объектов – театров, (на худой конец – кинотеатров, стадионов), консерваторий, художественных галерей, исторических мест, (а теперь и церквей, мечетей, костелов, – на первом месте), чтение книг и т. п. И что самый культурный – тот, кто чаще ходит в театр (некоторые «культуристки» по десятки раз поглазеть на любимого актера, их пустое время ничего не стоит), у кого больше «отвисают уши» в консерватории, кто важно расхаживает с красивыми дамами по картинным галереям и кинофестивалям, чтобы себя показать, и, при том, ведя «умные» беседы у картин поп модернистов, недоступных пониманию «бескультурной черни», типа позорного «черного квадрата» Малевича или абстрактной мазни Сталлоне, которую он привез недавно в Питер. Кто смотрит всякую «подкультурную» чушь, убивая драгоценные минуты и часы жизни, в «закрытых показах» А. Гордона, изучая «творчество» галериста Марата Гельмана и т. д. и т. п.
ххх
Не могу удержаться от небольшого отступления на эту тему. На днях показывали передачу Сергея Минаева, политический диспут, вокруг «культурной революции» в масштабах края и областного центра – Перми, где известный поп-модернистский «галерист» Марат Гельман устроил, иначе не назовешь – культурный разврат за деньги бедствующего народа. Потрачено полтора миллиарда рублей из бедных средств края, на возведение глупых сооружений в стиле модернистского «поп-арта» из горы бревен в виде буквы «П», какие-то красные человечки по всему городу и пр. В то время как местные художники-реалисты не получают даже минимальной поддержки от власти, закрываются десятки культурных центров по всему краю, зарплаты работников объектов культуры просто смешные, мизерные и т. д. Александр Проханов и Николай Бурляев, от оппозиции, критиковали эту деятельность. К сожалению, А. Проханов, глубоко мною уважаемый, за время нахождения в гуманитарной среде тоже несколько утратил физическую реальность и жесткость технического мышления, которое он получил когда-то в МАИ, что отразилось в том, что он назвал эту «художественную» чушь безобидной, хотя и вредной экономически. (Даже «гуманитарий» Н. Бурляев высказался гораздо жестче, в том духе, что они такой культурой подавляют национальное самосознание, молодец). В действительности же дело много хуже – такое ложное искусство исключительно опасно, как ложная уводящая цель для выпущенной ракеты, лишая нацию реальных целей и точек приложения сил для настоящего духовного развития. Зачем мучиться учиться рисовать, например, море, как Айвазовский, горы - как Рерих или лес, как мой любимый Шишкин или современный замечательный художник пейзажист Игорь Прищепа, картинами которого, в эстампах, мы увешали наш деревенский дом и наши городские квартиры. Или даже как моя племянница Ксения Абакумова, рисующая прекрасные картины Черногории, чудные тамошние виды моря, гор и прочей природы, старинные замки и дома. Я видел все ее картины, помещённые на сайте из ее картинной галереи, они мне очень нравятся, я будто переношусь в тот дивный край, «где ни разу я не был», и очень горжусь ею.)
Другой пример, уже из своей «доперерестроечной» жизни самого конца «советского периода». Мой «шеф», начальник космического отдела в оборонном предприятии, талантливый от природы, хоть и не слишком «культурно отесанный технарь», «выходец из народа», как почти все мы там, молодой тогда человек, лет 35-ти, попал однажды на вечеринку московских современных художников-авангардистов – куда его привела «гуманитарная» жена, преподавательница иностранных языков института. Уж на что он был «тертый» жизнью и привыкший к покладистости молодой карьерист, но на следующий день даже он пришел ошарашенный и даже подавленный, (по-видимому, усомнившиеся в своей нормальности), и долго рассказывал, какие «чудики» эти «культурные» люди. Трезвости его природного ума хватило, чтобы перебороть гипноз воинствующих, сплотившихся в кучку, дураков, решивших оболванивать людей, как свита того «голого короля», что воспевала его красивые одежды. Подробностей перечислять не буду, их «умных бесед» и пр. внутренней кухни, но одну вещь расскажу. Среди картин, представленных на этой встрече, одна была с обнаженной женщиной странного вида, у которой из детородного органа росли три белых лилии. Автор объяснял это «чудо природы» обозначением символа начала жизни на земле! Воистину «великая творческая» находка, достойная патентования, прямо как идиотский «черный квадрат» Малевича. Но это же верх проявления дебилизации убогого буржуазного сознания! Полная его капитуляция перед реальным миром, признание своей интеллектуальной импотенции и страха перед его непонятым совершенством сложности!
Резюме: многие «умники» используют понятие «культура» в своих узко корыстных целях оболванивания людей, сбивая их с толку и лишая веры с собственное сознание и способности мыслить самостоятельно, навязывая свое «буржуазное» понимание жизни, где все ценности поставлены «вверх дном». (Например, что трудящийся должен благодарить за работу «благодетеля работодателя», Или что экономика тогда хорошо «крутится» и активна, когда национальная валюта падает и рабочим становится жить хуже, что вынуждает их «быстрее крутиться» - при этом не важно, для каких целей, полезных обществу или нет, и способствует ли это развитию Человека – как конечной ценности всего «экономического» прогресса. Это вообще всегда остается «за кадром» в рыночном обществе – но лишь бы давать больше прибыли хозяину. И прочие выверты наизнанку капиталистического – рыночного сознания).
Не зря великий жулик современности, американский банкир и политик Джорж Сорос, (венгерский еврей, обокравший спекулятивными операциями и ввергший в кризис пол мира, ставший персоной «нон грата» в Китае и Южной Корее), ориентируется в своей деятельности и пропаганде на гуманитариев, поскольку понимает, что ученых естественников и «технарей» (инженерный корпус и техников, современных квалифицированных рабочих), ему не оболванить. Об этом сказал еще и Спартак Никаноров, наш ученый ракетчик и «социальный инженер», который умер недавно, в январе этого, 2015 года.
2. КУЛЬТУРА – ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ, научное, а не «поле дураков»
Отступление.
Почему мне пришло на ум такое название – «поле дураков», для определения культуры? Потому что на этой ниве, «культуры», топчется сонм дураков разных мастей, вроде Марата Гельмана и тех, кто ходит на его выставки и почитает «творчество», им представляемое и пропагандируемое. И других примеров дураков, считающих себя «культурными» людьми, мог бы привести множество, как «активных» (субъектов, сеющих и навязывающих глупости), так и «пассивных», (объектов, из «толпообразных», то есть легко управляемой толпы - слабоумных и слабовольных недочеловеков, воспринимающих этот гипноз субъектов-«поводырей»). (В частности, красивых тщеславных дурочек пустышек из «Пусси райт», сбитых с толку плохим воспитанием в современном обществе).
И потому, что мне вспомнился один показательный случай из моей жизни. Когда я пришел работать на свою третью «службу», в третий из оборонных НИИ, головной в МРП (министерство радиопромышленности, где проработал 18 лет), мой тогдашний «шеф», Владлен Викторович Лебедев, сразу отправил меня, вечерника, подучиться в аспирантуру, для начала на курсы английского языка, (чтобы сдать кандидатский минимум, который я потом, единственный из группы, сдал на отлично, между прочим.) И вот однажды, когда пришел один наш сотрудник, из соседнего отдела, тоже занимающийся на курсах, и похвастал, что он получил хорошую оценку, шеф его поддел: «А зачем Вам это надо? Вы что, собираетесь вступать в клуб дураков «Хочу все знать»?
И всем стало смешно и ясно: что надо уметь и учиться думать, рожать свои мысли и идеи, а не толмачить с чужого языка на свой чужие мысли, это лишь обезьянья функция (в самом деле, сейчас есть автоматические переводчики). Да и не тем умен человек, что много знает разной ненужной для большой Жизни всячины, (вроде «умника» Барщевского, одного из известных «знатоков», даже в правительство выбился в безвременье), а тем, что умеет самостоятельно мыслить и действовать, творить Жизнь и Историю. Действительно, мы тогда работали инженерами, создавали образцы новой, перспективной техники, которая должна была на паритетных началах, противостоять американской. (Понятие «потенциальный враг» это однозначно предполагало, ибо в области космических вооружений, которыми занималось наше отделение, других врагов достойных у нас не было. И мы тогда не стеснялись откровенно ненавидеть американцев, как главных международных террористов и эксплуататоров народов мира разными методами неоколониализма, в том числе финансовых махинаций.). В частности, под его руководством наша лаборатория, несколькими годами раньше, сделала электронное оборудование для той баллистической ракеты, что была установлена потом на подлодках, вроде той, которой стрелял недавно В. В. П. по Камчатскому полигону. Тогда мы не пресмыкались перед Западом, и, хотя все были «невыездные», о том совсем не переживали, нам хватало для счастья, труда и отдыха просторов и красот нашей страны.
Он был кандидат технических наук, что в отраслевых НИИ была немалая редкость, большой умница и острослов, притом был высоко культурный человек, писал стихи, увлекался историей (французской революции, в частности), социологией, учил работников лаборатории «коммунистическому труду», планировать научные разработки (по сетевым графикам, на месяцы и годы вперед). Тогда японцы учились у нас соцсоревнованию. Вступил в партию в хрущёвскую «оттепель», верил в возможность построения коммунизма. Я считаю его своим главным учителем в профессии и в Жизни, работал с ним около 10 лет, много общались лично.
Благодарен судьбе, что пришлось жить в такое время, когда были такие замечательные люди, но не было имущественного разделения, неравенства, культа денег, силы/насилия/агрессии, секса; духовной распущенности, падения нравственности и морали, беспорядочных и легких половых отношений, нашествия наркотиков и прочих пороков современного «рыночного» (завуалированно «капиталистического») общества, которое превратило нас в помойку Запада и навоз для его развития, его отстой и жировой запас на «потом». Спасибо нынешним либеральным властям страны, под руководством «крышующего» их В.В.П.. «героя нашего времени».
Конец отступления.
ххх
На самом же деле у понятия культура – есть вполне определенный материальный, естественно-научный, физический смысл, разный в различных областях и применениях, и, соответственно, величину степени, (уровня, коэффициента) культуры можно рассчитать и оценить количественно. (А наука, как известно, начинается там, где начинаются измерения).
Например, можно определить уровень культуры у любого объекта/субъекта Жизни. В частности, уровень культуры, (интегральный параметр качества «культурность») грузового или легкового автомобиля, радиолокатора, компьютера, дисплея, акустической или усилительной электронной системы; дойной коровы, плодоносящего дерева, земледелия или производства в целом, по району, стране; физической (и/или общей) культуры человека, общества и пр. пр. Об этом я много написал в других статьях, не буду повторяться. Но я постоянно думаю об этом, о проявлениях культуры в разных областях Жизни, ее физическом, естественном, материалистическом, то есть научном содержании и количественных оценках. (А сейчас заканчиваю разработку более сложной, «двумерной» модели объекта жизни, которую опишу в работе под заголовком «Моделирование объектов жизни в садоводстве», или просто «Моделирование в садоводстве».)
ххх
Но не буду мучить читателя долгими рассуждениями, а, забегая вперед, скажу сразу – что в обобщенном физическом смысле понятие «культура» отражает уровень качественного развития определенного объекта (процесса, явления и пр.) Жизни, измеряемый параметром, равным отношению полезной производимой функции к величине потребляемых при этом материальных ресурсов (массы, энергии, пространства и времени). Например, отношение вырабатываемой объектом мощности на внешнюю «нагрузку», (то есть «полезной»), к потребляемой («бесполезной»).
В частности, для ЧЕЛОВЕКА его культурность (количество «культуры» в нем) - это отношение его «полезности» обществу (заметим, не себе или кучке близких – семье, а именно обществу в целом, и, причем, не в сиюминутном понимании, навязанном эксплуататорской правящей верхушкой, называющей себя «элитой», а в самом высоком смысле: его стратегического развития в длительном историческом процессе, к конечной его цели), то есть отдаваемого обществу количества реального полезного труда, (в определенных условных единицах) - к количеству потребляемых от общества ресурсов, в тех же единицах, (на простом языке – материальных «благ», не будем перечислять известное, а, для примера, назовем большие размеры занимаемого, присвоенного пространства, используемые не только при жизни – замки, виллы, большие дома и квартиры, но и после смерти, такие как огромные пирамиды, пантеоны, или надгробия из ценных камней, которые куда как полезнее было бы применить в местах массового пользования людей, типа метро, клубов, стадионов, театров, и т. п.).
А если более конкретно и математически точно, «культурность» Человека - то это отношение произведенного им «полезного» продукта, для внешнего потребления, (то есть общего, за вычетом оставленного себе, который, вообще-то, считается в физике «бесполезным», так как не выходит наружу), к величине этого оставленного себе продукта («бесполезного»). [Это для нормального Человека, который полезен для общества, ибо (и в смысле) производит больше, чем потребляет; то есть у которого коэффициент «уровень культуры» (параметр «культурность» Ук) выше единицы]. Или, другими словами, еще короче: это отношение доли от общего произведенного Человеком труда, отданной обществу, (и потому являющейся «полезной», по строго физическому определению), к доле от этого своего труда, использованной для себя (или равного труда, полученного по справедливому товарообмену, в «правильном» обществе).
Например, если сапожник производит, (в единицу времени), десять пар обуви, из которых 9 делает для людей, а одну оставляет себе, то его коэффициент «полезности», он же параметр «культурность» (Ук – «уровень культурности»), равен Ук=(10-1)/1=9.
А самое короткое, простое и ясное определение «культурности» человека - это отношение того, что он отдает обществу, к тому, что от него потребляет.
ххх
А в морально-этическом, общечеловеческом смысле – культура человека проявляется, прежде всего, в его способности самостоятельно думать и принимать решения, иметь собственную волю, быть реалистом-материалистом и иметь смелость и способность реально смотреть на вещи, не поддаваясь гипнозу более сильных личностей, религий или власти обстоятельств. В том, чтобы много знать физических (естественно-природных) законов, явлений и истин, наук; или, обобщенно-сокращенно говоря, знать «физику» жизни, чтобы лучше понимать Жизнь и принимать участие в управлении ею. При чем, управлять в направлении ее качественного, то есть системного, развития, усложнения, или повышения культуры общества – что одно и то же. На пути созидания Жизни, а это есть процесс-антипод ее разрушению, или энтропии, чем является, в частности, паразитическое стремление к индивидуальному, личному сверх потреблению.
«Учите физику – и Вы станете коммунистом (и атеистом, разумеется)» - мое любимое выражение. А второе – о современной российской политике: «Есть только коммунисты – и все остальные. (Это когда современная властвующая буржуазия пытается изобразить «многоцветную палитру» общественно-политических мнений и течений, совершенно умалчивая о коммунистах, и не приглашая их на свои телевизионные посиделки, хотя все они, «остальные» – всего лишь разноцветные отблески одного и того же человеческого качественного несовершенства, или бескультурья, в соответствии с данным выше определением понятием «культура» - и совсем не интересны, разве что для изучения противника). Сознательные, грамотные, широко образованные люди, (они же честные и совестливые), светлые - не могут иметь иных убеждений, кроме коммунистических. В этом, в степени «коммунистичности» сознания – и есть главное проявление уровня культуры, или культурности Человека. Здесь есть все – в частности, и понимание самоограничения, как одно из главных пониманий Человека – развитого, культурного, (это и есть элемент «экологического» мышления), скромности, и наличие альтруизма, и отрицание, отторжение чувства и сознания «элитарности», эгоизма, индивидуализма, «богоизбранности», (и псевдо патриотизма, порождающих фашизм), уродливого «господства» (проявляемого в нынешнем стремлении многих называть себя «господами»). И прочих достоинств, описанных, в том числе, в христианской религии (с некоторой коррекцией в сторону большего человеческого достоинства и гордости – но не гордыни и другими оговорками).
ххх
Более «качественный» человек, физически наиболее «культурный», («физкультурный») – тот, кто способен при равных природных генетических данных (наличных природных ресурсов) «выжать» из себя «все», максимальную пиковую энергию (в кинетической, динамической форме) в нужный момент максимальной активности, в наибольшей степени, за счет выработки тренировкой способности к максимальной мобилизации на фоне (довольно сильного) расслабления в остальное время, в паузах, (первое без второго невозможно, к сожалению – по себе знаю, спортом занимался, ему и спасибо, и нарекания тоже). В обычной жизни хороший спортсмен, актер и пр. выдающиеся деятели – могут быть невзрачными, «дохлыми» и казаться такими всегда для других, часто вялыми и анемичными, но на лыжне, спортплощадке, сцене, трибуне и т. п., в любом полезном труде - они способны необыкновенно взрываться и, в «пиковом» состоянии, утереть нос многим «равномерно розовощеким» и «жизнерадостным рахитам» (психологическим, недоЧеловекам). Этот первый параметр физической «культуры» человека, который отражает его максимальную пиковую продуктивность (мощность, интенсивность)..
Но проявление максимальной пиковой мощности, (при равной средней, естественно-природной), в активной жизненной фазе - это лишь одна сторона физической «культуры» человека. А вторая, не менее важная – это проявление минимальной пиковой отрицательной (относительно средней) мощности потребления организмом внешних ресурсов жизнеобеспечения в пассивной, «статической» фазе жизненного цикла, которому соответствует минимальная жизненная активность. (При упрощенной «одномерной» синусоидальной колебательной моей модели плодового дерева в виде контура, принятой в моей работе / /. Где это моменты в фазах годового цикла Т/2 и 0Т - 1Т – середина и начало/конец сезона).
В биологии примером такой максимальной «отрицательной» концентрации сил организма - по параметру минимальной потребляемой «энергии» от внешней среды («энергии» – условно, а реально через массу кислорода, являющейся ее «проявителем», в результате окислительной реакции жиров организма), является пример погружения дайвера на глубину. Когда его организм находится в стрессе (напряжении), на внутреннем само обеспечении, и минимально потребляет энергию извне при стрессовом напряжении. (Физически это объясняется такой аналогией, например, что при передаче мощности по высоковольтной электро линии потери энергии при ее распространении уменьшаются пропорционально квадрату напряжения).
Таким образом, возможность организма к максимальному напряжению, положительной и отрицательной полярностей, и «амплитудности» колебательных (жизненных) процессов - есть проявление (и физический аналог, в нашей модели) его максимальной «добротности», то есть «культурности». Фактически, способность к максимальному напряжению есть и отражение параметра «экономичность» любой «жизненной» системы, (объекта/субъекта). А параметр «культурность» есть отношение «полезной» части производимой мощности, отдаваемой во внешнюю «нагрузку», «на выход»; к «бесполезной», которая расходуется на «внутреннем эквивалентном сопротивлении», отражающей все внутренние физические потери в объекте, (для полезного процесса), проявляющие себя тепловыми.
А в целом проявление физической культуры человека, (через параметр «культурность», отражающий ее количественную величину), определяется произведением способностей организма к максимальной интенсивности, (вырабатываемой мощности, «удельной продуктивности», в нашей «садоводческой» модели параметр Рмакс), на максимальную «сдержанность», ограниченность, «пороговую» экономичность (Эпор) в потреблении ресурсов (энергии, массы) жизнеобеспечения, на грани выживания, названной параметром выносливость в потреблении ресурсов (в модели параметр Впотр, или просто В).
Прим. Помимо этого первого типа выносливости, где предполагается регулярность и равномерность их поступления, при нормальных условиях для жизнедеятельности, есть и второй – выносливость к изменяющимся условиям, (в садоводческой модели – к изменению климатических и погодных факторов, названная Вкл), когда могут быть негативные выбросы условий или даже разрывы в поступлении массо-энергетических ресурсов, (в садоводстве – тепла или влаги). Она имеет совершенно другую природу и «физику», и потому совсем по другому воздействует на оптимизацию объекта жизни – его структуру и т. п., (по сути, противоположно влиянию первого типа выносливости, Впотр). Об этом много написано в специальной статье «Моделирование в садоводстве и объектов жизни» /1/, которая готовится к выпуску и скоро появится на моем сайте meshera.my1.ru.
В условиях неограниченных источников внешних ресурсов потребления (и обеспечения организма), важнее оказывается первый компонент физической культуры – «сила», (точнее – мощность организма, объекта). А при условии ограниченного потребления, (обеспечения) или минимального, на грани необходимого для выживания – важнее (для победы, здесь - выживания) - становится максимальная экономичность Эмакс (т. е. выносливость В=Эмакс) организма при минимуме его жизненной активности (производимой мощности), достаточной для выживания организма.
Прим. Такую «экономичность» в потреблении, проявляемую в предельном случае, при минимальной мощности жизнедеятельности объекта, правильнее будет назвать его «выносливостью» в потреблении. Разница в физических смыслах терминов «экономичность» Э и «выносливость» В - как предельная, максимальная, (в смысле максимально возможная, предельно достижимая для данного объекта, в состоянии покоя) экономичность, подробно объяснена в специальной статье / 1/.
Примеры биообъектов из жизни. Сравните мощных спринтеров, организм которых рассчитан на достижение максимальной скорости передвижения в кратком пике, (на малом отрезке времени), что отражается параметром максимальной пиковой мощности Рмакс; (а в нашей модели для садоводства - это примерно аналог интенсивности плодового дерева); и «тонких» стайеров из Эфиопии/Кении, организм которых рассчитан на минимальное потребление ресурсов в единицу времени, при малой мощности по перемещению легкого тела в пространстве, но проявляемой в максимально большие отрезки времени, (что отражается параметром выносливость Впотр, организма объекта, или просто объекта). И третий случай, когда условия внешней среды более суровые, то есть температурные режимы ниже нормальных (вплоть до сильных длительных морозов) и возможны длительные перерывы в поступлении пищи; и всё это при том, что не требуется большой подвижности для выживания. Тогда выживают такие массивные и жирные биообъекты, как моржи.
ххх
Более подробно и полно данный вопрос, моделирования объектов Жизни, будет рассмотрен в моей будущей большой работе «Моделирование в садоводстве и объектов жизни» /1/, которую я в настоящее время заканчиваю. В этой работе я вышел на создание более сложного варианта модели объекта жизни, уже «двумерной», который позволяет разделить его рассмотрение с трех сторон. Во-первых, с одной стороны, качественных параметров объекта жизни, отражающих его эффективность в активной фазе (процесса) существования, условно названной режимом «движения», (это параметры «коэффициент полезного действия» Кпд и «культурность движения» Ук.дв). С другой стороны – параметров, отражающих эффективность объекта в пассивном режиме покоя («культурность покоя» Ук.пок и «относительная пороговая экономичность» Эотн.пор., она же «выносливость» объекта Впотр). А, с третьей стороны – уже параметр общего качества объекта, «культурность общая» Ук.общ, определяемый двумя способами. В первом варианте, как произведение параметров «культурность движения» Ук.дв и «культурность покоя» Ук.пок. А во втором варианте как произведение параметров «Кпд» («движения», разумеется) и «относительная пороговая экономичность» (покоя) Эотн.пор. = «выносливость» В: Ук.общ=(Ук.дв) х (Ук.пок) (2)
Это и есть «формулы жизни», только окончательные и в сокращенном виде. Пока они почти ни о чем не говорят, если не показать их вывод и не объяснить модель, обозначения и содержание входящих параметров. Я просто взял их, в готовом виде, из другой основательной работы /1/, пока не законченной, посвященной моделированию биообъектов, в основном в садоводстве.
3. КАК КУЛЬТУРА СВЯЗАНА С ЖИЗНЬЮ
3.1) Однажды я задумался, что такое Жизнь, с физической точки зрения, и как ее измерить количественно, (в частности, ее количество в определенном объекте)?
Поначалу я подумал, что это просто максимальная интенсивность процессов массо-энергообмена, (в частности, в биологии, в садоводстве, для плодового дерева в частности, процессов биосинтеза). И тогда вроде бы Жизнь количественно определялась однозначно скоростью (и степенью) относительного прироста организованной материи (той же биомассы в биологии). Например, в садоводстве это будет параметр удельная урожайность (по-научному – продуктивность) сорта культурного плодового дерева.
Но потом я подумал, что может быть, это его предельная экономичность (или выносливость) «живой материи», (неприхотливость в потребление массо-энергетических ресурсов для выживания ее определенного вида), которая позволяет ему, (виду Жизни), выживать в предельно суровых условиях, и, таким образом, переносить или сохранять Жизнь вида в пространстве и времени. (Например, как образно говорят писатели фантасты, Жизнь возникла из «инопланетного семени», перенесенного случайно через космические пространства, то есть практически нулевые температуры и энергопотребление.)
И что все же важнее в сути Жизни (вида) – ее интенсивность, сопровождаемая усиленным ростом и одновременно энергопотреблением, или ее выносливость, отражаемая минимальным количеством потребляемых массо-энергетических ресурсов на единицу вида, достаточным для поддержания его Жизни, (то есть жизнедеятельности)?
Некоторое время я находился в таком мучительном логическом тупике противоречий в мыслях, пока неожиданно меня не осенило, что она, Жизнь, существует и в том, и в другом проявлении одновременно! И что Жизнь как раз и заключается в единстве и борьбе этих противоречий, (прямо по аналогичному закону философии «единства и борьбы противоположностей), в их циклической взаимосвязи (по закону спиралеобразного развития, тоже из философии), когда, в разных фазах Жизни, ее проявления меняются. А именно, в первой фазе Жизненного цикла существования, фазе роста – проявляются ее интенсивные свойства, которые выходят на первый план, по важности, а во второй фазе, «созревания», или качественного роста, подлинного развития - на первый план выходит экономичность процессов жизнедеятельности.
Причем конечными, и отчасти потому более важными характеристиками меры (и количества) Жизни (в определенном объекте) являются именно ее качественные характеристики, а не количественные, хотя, конечно, они должны быть сбалансированы, гармоничны, и вторичны, ибо без достаточной представленности количественного начала не может быть и качественного, просто бесполезно о нем говорить. (Например, бесполезно говорить о талантливости слабого человека, если у него нет сил проявить свой талант). Еще гениальный Эйнштейн говорил, что «Жизнь – понятие качественное».
В других своих работах, (из серии «О физике культуры и Жизни»), в разных местах, я много философствовал на эту тему, и доказал, (пусть только сам себе), что качественная составляющая культурности многократно выше по своему значению количественной. Что видно хотя бы на следующем примере. Так, количественный коэффициент культуры, параметр «культурность», для Человека, как члена социума, равен отношению того, что он делает полезного обществу, (за вычетом того, что для себя лично), к тому, что от него потребляет, (в том числе и из того, что сделал сам лично - то есть из копилки его общих ресурсов). Так вот, количество производимого полезного продукта, с вероятностью 95% (по уровню 3 сигма), у людей отличается всего в три раза, а величина потребления (общественных и природных ресурсов) может отличаться в тысячи раз! Поэтому величина этой дроби в большей степени определяется знаменателем, (потреблением и, следовательно, экономичностью биообъекта), чем числителем, (произведенным полезным продуктом, пропорциональным максимальной производительности объекта).
ххх
3.2) Потом, постепенно, я дорос, в своих долгих мучительных размышлениях, (в течение последних 4-х лет), до понимания физического смысла понятия «культура», и понял, что это есть суть, квинтэссенция Жизни, в различных ее проявлениях, интегральная качественная характеристика любого ее объекта/субъекта или процесса, отражающая уровень их развития, степень внутренней организации, сложности. В конце концов, я ввел количественный параметр «культурность», для определения уровня культуры, сокращенно Ук, и дал более 40 определений этого параметра для разных проявлений и объектов Жизни. (О чем написал в нескольких сериях статей со схожими названиями, «О физике культуры и Жизни», «О культуре в физической трактовке», «Физика культуры плодового дерева» и т. п.). Одно из главных физических смыслов параметра культурность есть «динамический диапазон жизненных состояний», который отражает способность ее субъекта к адаптации в разных (изменяющихся) окружающих условиях (обстановке).
Прим. Показательно, что мысль объединить в единое целое («поженить») эти два противоположных свойства (две характеристики) понятия «культура», как меры Жизни - интенсивность и экономичность – пришла ко мне, когда я плавал на надувном матрасе посредине Белого озера, здешней природной жемчужины, одного из самых красивых озер Подмосковья. В тот трагический год, 2010-й, когда стояла большая жара, двухмесячная засуха, горели болота в нашей Мещере, птицы без корма насекомых валялись в лесу, а дым почти заволакивал солнце – мы часто ездили купаться на то наше святое место. А я любил на час заплывать на середину озера, или на дальний его дикий край, так, чтобы людей на берегу почти было не видно, и, пока ветер сносил меня к пляжу, любовался играющими облаками и подолгу загорал и размышлял. (Не только «из полей уносит прочь печаль и тревоги», но и из озер, и любимых мною лесов тоже). Пока подо мною проплывало уже прохладное позднелетнее озеро, когда уже трудно долго было просто плавать, (активный купальный сезон длится в наших краях всего около месяца, потом наше Белое озеро резко пустеет); с чистой водой, под которой на глубине были видны водоросли, а я нежился на теплом матрасе, обдуваемый легким бризом.
4. «ФОРМУЛА ЖИЗНИ»
Прим. Так «красиво» я хотел назвать свою новую работу, которую задумал, но, боюсь, не успею написать. Поэтому здесь лишь немного коснусь этого серьезного вопроса (и темы), небольшой анонс, и такое громкое название дал незаслуженно всей этой статье, которую поначалу более скромно назвал «Что такое культура в жизни?». (Фактически до формул здесь, в этой «гуманитарной» статье, дело еще не дошло, но я и не хочу ее ими перегружать, пусть это будет в специальной статье /1/). Более основательно «формулы жизни», (их несколько, это физико-математический аппарат для описания объекта жизни, на базе созданной модели), вместе с поясняющими графиками, представлены в работе «Моделирование в садоводстве и объектов жизни» /1/, которую сейчас дописываю. (Однако крепко подзастрял, почти на два месяца, в связи со сложностью темы, поскольку пришлось сильно доработать и усложнить модель объекта жизни, фактически разработать новую, уже «двумерную» его модель, и вывести более сложные «формулы жизни» для расчета параметра «культурность»). Возможно, этот раздел (с описанием модели объекта жизни и смысла «формул жизни») войдет также в другую, более общую работу, которую давно задумал, под названием «Моя теория Жизни», (или «Теория культуры»). Многие из этих мыслей уже написаны в других работах, в основном из серии «Физика культуры и жизни».
ххх
4.1) «Формулой Жизни», конкретно, я заслуженно и обоснованно назвал формулу для расчета величины параметра «культурность» любого объекта Жизни (совершающего полезную работу для ее развития): от технического устройства – автомобиля, компьютера, дисплея и множества других, до биообъектов, например, плодового дерева, коровы или человека, как его физического тела до социального элемента, и кончая общественной формацией данного вида. Поскольку этот параметр (культурность объекта) количественно отражает удельный, (относительно количества используемых средств), вклад данного объекта в организацию материи, то есть в процесс развития Жизни, (или, что одно и то же - уровень жизни в нем). А также отражает общее качество объекта (или процесса жизнедеятельности в нем), уровень его организации, (детерминированности), совершенства, сложности или развития.
ххх
Главным своим интеллектуальным достижением в жизни я считаю то, что постиг (пусть для себя) физический (но не только) смысл Жизни, и сумел физико-математически его сформулировать, найти количественные характеристики для оценки ее уровня. Таким образом, дать научное определение понятий Жизнь и Культура.
А понять, что такое Культура, ее физический смысл – это значит понять смысл и цель Жизни и ее развития.
4.2. Несколько определений культуры, качественной характеристики явления (объекта или процесса), и параметра «культурность», количественной величины (оценки) культуры, ее уровень.
Жизнь – это процесс организации (в том числе самоорганизации) материи.
Культура – это качественная характеристика организации материи, в любом ее виде, объекта/субъекта или процесса, (например, плодовое дерево, человек или его орган (сердце, легкие, мозги и пр.), полезное животное (корова), техническое устройство: автомобиль, радиолокатор, компьютер, дисплей, акустический усилитель, двигатель электрический или бензиновый, и пр;, отрасль экономики (машиностроение, животноводство, садоводство, и пр.), процесс очистки вещества и т. п.
Культурность – степень/уровень культуры, (сокращенно обозначим Ук), ее количественная мера, или оценка. Это относительная, (то есть качественная) величина, отражающая степень организации объекта/субъекта жизни, ее процесса или явления.
Которая (Ук) измеряется величиной, равной отношению организованной (детерминированной) составляющей к неорганизованной ее части в данном объекте/субъекте.
4.3. Вот лишь некоторые типовые примеры и основные методы нахождения параметра «культурность» Ук.
1.Через КПД двигателя это будет: Ук = [1-(Кпд)]/Кпд (1)
2.Через соотношение Сигнал/Шум, с/ш=Рс/Рш: Ук = с/ш=Рс/Рш (2)
3.Через количество элементов в сложной системе, например, количества этажей в доме Н, или числа элементов антенной решетки Н: Ук=Н-1 (3)
4.Через добротность колебательной системы (поскольку Жизнь есть колебательный процесс, или сложная совокупность колебаний): Ук=-1 (4)
5.Через импульсную последовательность со скважностью и одинаковой амплитудой: Ук = -1 (5)
6.Через импульсную последовательность, со скважностью , импульсов, имеющих Н градаций по амплитуде: Ук =(Н-1) (-1) (6)
7.Через КНД (коэффициент направленности действия) антенны - это отношение максимальной мощности в главном лепестке Рмакс, за вычетом уровня (по амплитуде) боковых (вредных, помеховых) лепестков, (по максимальному из них Рбм), к уровню этих самых боковых лепестков, то есть:
Ук = Кнд = (Рмакс – Рбм)/Рбм (7)
8.Через контрастность дисплея К: Ук = К-1 (8)
9.Через динамический диапазон усилителя Д: Ук= Д-1 (9)
10.Через относительную нестабильность генератора «дельта»: Ук =1/дельта -1 (10)
11.Через произведение пиковой мощности (Рмакс) на экономичность Э=1/Рмин двигателя: Ук = РмаксЭ= (Рмакс-Рмин)/Рмин (11)
12.Через произведение приемистости автомобиля Пра к его экономичности Э: Ука=Пра х Э (12)
13.Через точность изготовления детали (относительную величину допуска «дельта»): Ук =(1/дельта) -1 (13)
14 . Через величину пространства (области) свободы (Пс), при пространственной адаптации, по данной оси параметра Х, для возможных перемещений объекта О, размером Хо: Ук= Пс/Хо (14)
а) Пример, для одномерного объекта, (независимого элемента), линейного, измеряемого по одной оси координат Х. Пусть единичный элемент имеет размер Хэ, а все возможные перемещения умещаются в линейной области значений от 1 до 10. Тогда здесь область свободы (Ос) для перемещений этого независимого элемента Хэ, будет равна, в относительных единицах Ос =(10-1)= 9х, а параметр культурность Ук = (10 Хэ– 1Хэ)/Хэ =9Хэ/Хэ=9. (14а)
б) Пример для двумерного, «площадного», объекта, размером Х (в квадрате), или Х (во 2 степени), перемещаемого по площади прямоугольника со сторонами длиной М (Х) и Н(Х). Здесь область свободы (двумерного пространства) Осв будет равна: Осв=(М -1)Х (Н-1)Х=, а параметр «уровень культуры» («культурность») определится как:
Ук=[(М -1)Х (Н-1)Х]/Х (в квадрате)= (М-1)(Н-1) (14б)
в) Пример для трехмерного, объемного, объекта, размером Х(в кубе), перемещаемого в области (пространства) (возможных положений, состояний) Осв =[(М -1) (Н-1)(Р-1)]Х, а параметр
Ук = (М -1) (Н-1)(Р-1) (14в)
г) Заметим, что в роли такого независимого единичного объекта может быть и просто элемент разрешения параметра (объекта), по одной, (линейный), двум (площадной), или трем (объемный) координатам, (или по любому большему количеству параметров объекта /и осей координат/ М).
д) Или, например, перемещаемый шар (или самолет, или человек, не важно), в пространстве, по которому стреляют, способный занимать дополнительно количество положений, равное Ук, и т. о. избежать попаданий (снизить их вероятность в Ук раз).
е) Другой пример, шахматы. Например, для фигуры короля Ук это будет =8 (возможных положений, в один ход), у королевы – Ук=(8-1)+(8-1) +(8-1) +(8-1) = 28 (по вертикали, по горизонтали, по одной и другой диагонали, у пешки – Ук =1, у слона – Ук=7+7=14, (две диагонали), у ладьи Ук = 7 +7 (по горизонтали и вертикали) и т. п.
15) Через уровень порядка. Например, если сложить вещи в беспорядке, скомканные, в чемодан, то уместится, допустим, 1 крупная вещь (костюм). А если сложить их – то 4. Тогда параметр культурность Ук для порядка в чемодане в первом случае составит Ук1=Н-1=1-1=0, а во втором случае Ук2=Н-1=4-1=3.
16) Через разброс параметров неодномерности по величине элементов среды (той же почвы). Например, средняя величина гранулы, ее матожидание М, равна 10, а величина разброса ее по величине, измеряемая средне-квадратичным отклонением, СКО, равна 2. Тогда параметр культурность такой среды Ук=[М-(СКО)]/(СКО) = (10-2)/2 = 5.
17) Через «сконцентрированность» (усилий), целенаправленность действия, или «направленность действия», (подобного КНД антенны), для Человека это аналог продуманности, отражаемому пословицей «семь раз отмерь – один раз отрежь». Для качественной оценки Человека, через его уровень организованности при деятельности, его параметр «культурность» (Укч) будет равен отношению того, сколько раз он подумал, (минус сколько раз сделал), к тому, сколько раз сделал. В случае данной пословицы Укч = (7-1)/1 = 6.
И т. д., и т. п.
Или некоторые примеры попроще, из практической жизни.
18. Для плодового дерева его «культурность» Укпд есть произведение удельной продуктивности Пру (упрощенно урожайности, товарных плодов, на единицу занимаемой площади деревом) Ур, на его выносливость В, в зоне выращивания, (обычно в основном, в нашей России – зимостойкость Зим): Укпд=(Пру)В=(Ур)(Зим).
19. Для дойной коровы её культурность Укдк есть отношение ее продуктивности Пк на единицы занимаемой площади S и количество потребляемого корма m: Укдк=Пк/Sm.
И т. п.
Абакумов Александр Петрович. Москва. 21.01.2016 г
т. 8 919 722 60 97
т. 8 499 200 58 44
Начало статьи. Окончание в части 2
|