Главная » Статьи » Исторические процессы глазами инженера

Часть третья

         Наличие собственной воли у человека делает его  поведение  в большой мере непредсказуемым,   тем не менее,  во многом он управляем.  Существуют разные возможности управления.   Их можно разделить на две группы:

 -  способы внешнего управления «методом кнута и пряника»,   награждая удовольствиями за правильные действия, и наказывая болью за  нежелательные;

 -   способы  внутреннего  управления,  которые можно разделить на два рода:

           1.  изменение психики и  физиологии

           2.  изменение  внутренней мотивации действий

        Самыми  эффективными  валяются всегда способы  внутреннего управления. 

       Первый способ изменения психики человека  достигается  созданием  определенных условий,  при которых у человека искажается восприятие реальности,  он не воспринимает ее адекватно,  и  действует  не исходя из объективно своих (пусть даже очевидных физиологических потребностей ),   а исходя из  «сдвинутой» логики поведения.  Такому можно  поставить задачи, которые он воспримет как должную, и он будет ее выполнять.  Это психическое зомбирование.

       Второй способ  сводится к изменению физического состояния человека.  Это может быть лоботомия – удаление определенных участков головного мозга,  что приводит к изменению логики его поведения, т.е. психологии.  Но может быть удаление некоторых органов,  например – оскопление,  что приводит к исчезновению половой функции,  и  половых желаний.   Психика становится более спокойной,  меняются устремления, уменьшается уровень агрессии,  преобладающей становится  трудовая мотивация. Таким способом люди добивались требуемых качеств животных,   делая из жеребцов спокойных меринов, а из ослов –  мулов.  Но и по отношению к людям применялись эти способы.  Мальчиков оскопляли для  получения из них  евнухов,  религиозных служителей,   певчих церковного хоря.  Они переставали быть полноценными, но  были  хорошо приспособлены для выполнения требуемых функций.

 

        Более щадящим способом достижения требуемого  (обществом или хозяином) поведения человека является воспитание.  В определенном смысле воспитание тоже является насилием на личностью,  однако, это не только оправданное действие со стороны общества (родителей, хозяина),  но  обязательное условия формирования  психологии социального человека.   Именно воспитание делает его как такового,  отсутствие же его  приводит  к тому, что из ребенка вырастает дикарь.  Воспитанный человек – значит культурный, который может взамодействать с окружающими,  понимать и считаться с их интересами,   т.е. быть полноценным участником социальных процессов.  Воспитание – это привитие  определенных свойств,  будь то человеку,  собаке или даже растению.  Помещенный в определенные условия человек (как  любое живое существо)  вырабатывает определенные навыки поведения (условные рефлексы),  которые позволяют ему действовать эффективно.  Эти навыки,  закрепляясь,  становятся привычками – заготовленными стереотипами действий  (которые  доказали временем свою эффективность).     И человек их использует, не задумываясь,  инстинктивно.  Т.о. он становится «рабом своих привычек».

       Привычка – это настрой человека ( и его организма на бессознательном уровне) на определенные действия.  Сформировавшись,  привычки определяют образ поведения человека,  он становится для него естественным,  и действуя в соответствуя им человек получает  физическое удовлетворение, и даже более того.  Так регулярные физические упражнения, войдя в привычку, доставляют удовольствие,  мышцы сами эпизодически  требуют работу, и когда получают ее, дают в мозг  сигналы  радости.  Есть понятие «мышечная радость»,  это состояние которое испытывает здоровый человек совершая то или иное действие, и чувствуя, что организм работает как слаженный механизм. 

     Организму свойственно привыкать.  Он привыкает к физическим нагрузкам,  психическим,   интеллектуальным.   Совершая те или иные действия, он совершенствуется,  и делает их все более эффективно.   Это совершенство он ощущает, и это приносит удовольствие  (так танцор у доставляют удовольствие отработанные и  красивые изящные, а значит эффективные движения,  и потому его так тянет танцевать.  Так же  и спортсмену  теннисисту хочется играть в теннис, а горнолыжнику  делать бесконечные  чисто  резаные повороты).     Возможность совершать действия, которые он привык совершать, и благодаря которым научился быть  эффективным,   человек воспринимает как  внутреннюю свободу,  и испытывает нормальное ощущение бытия, которое и есть счастье.  «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»,  сказал  замечательно точно поэт.  А еще он же:  «»на свете счастья нет, а есть покой и воля».  (так говорил Пушкин,  которому судьба дала способность любить и быть любимым,   поэтический талант,  способность творить и выражать свои чувства,  внутренне свободный  и не испытывающий страданий материальной нужды,  так он сформулировал  главные внутренние потребности человека -   иметь покой,  т.е. быть свободным от страсти,  и волю -  т.е. иметь желание действовать  )

 

       Говорят,   «человек привыкает ко всему».  Это не совсем так,  но, безусловно, ко многому.  Именно на этом построено воспитание.  Мальчишек в суворовском училище заставляют прибирать с утра постель, делать зарядку,  приучают к  дисциплине,  ответственности,   самоконтролю и многому другому.  И они становятся  гвардией – людьми способными эффективно решать боевые (и не только) задачи,  стержнем здорового  общества.   Капитализм,  как социальная система,  создавал   своих апологетов,  свою гвардию,  определявшую  нравственные  устои общества и  принципы его существования.  Ее пополняли дети из добропорядочных буржуазных семей,  воспитанные в духе буржуазной трудовой этики.   Получившие изначально  заряд культуры  и знаний,  они становились главной движущей силой общества,  его трудовым и интеллектуальным ядром,  задающим его идеологию, цели и смыслы существования..

 

 

Что есть воспитание  с точки зрения физики и кибернетики?

(управление  энергетическим элементом

через  изменение   параметров цепи обратной связи)

 

         Рассмотрим принципы  построения технических энергетических систем (электронных устройств)  вырабатывающих импульсы разной (заданной ) формы.  По своей физической сути процессы в них,  при том, что они гораздо проще,  аналогичны энергетическим процессам, происходящим в обществе.  Но  эта простота,  сохраняющая при том  главные свойства процессов,  позволяет их   моделировать и исследовать,  во многих случаях это можно сделать,  отвечая на некоторые вопросы, даже умозрительно.  

       Деятельность людей заключается с одной стороны в формировании непосредственно энергетических потоков,  которые приводят к созданию предметов культуры,  будь то предметы  утилитарного пользования или средства производства. Эти  вещественные предметы являются в конечном итоге  совокупностью фрагментов материи в разных фазовых состояниях,  определенным образом размещенных в пространстве. (Если это машины и механизмы, то они сами способны  вырабатывать определенные энергетические процессы).  Но с другой стороны в процессе деятельности формируется сам человек,  его психика,    физиология,  стереотипы поведения,  трудовая этика  (.т.е. отношение к труду и  к участникам совместного труда).

 

***

        Любе устройство – энергетическую систему можно представать себе как черный ящик, на вход которого поступает материя – энергия  с определенными фазовыми состояниями фрагментов,  и определенным  расположением их во времени – пространстве,  а на выходе которого эта материя-энергия преобразуется в  некий  вещественный  сгусток – (или) энергетический импульс.  Преобразование фазовых состояний фрагментов сгустка материи требует затрат внешней энергии,  его результат -  новое фазовое состояние  является полезной работой.  Преобразование идет с некоторым КПД  (коэффициентом полезного действия).

       Рассмотрим электрическую физико-математическую модель общества – социальной энергетикой системы.

       Энергетическая система - ЭС состоит из энергетических элементов, взаимодействующих друг с другом.   Смыслом ее функционирование является выработка  сложных энергетических импульсов,  состоящих из совокупности простых импульсов, определенным образом размещенных во времени , т.е. имеющих разные фазовые состояния.  Совокупный импульс со своим рисунком фазовых состояний, входящих в него элементарных импульсов, и есть искомый результат  произведенного действия - работы ЭС,  выполненной на данном этапе времени.  В следующем этапе процесс,  произведенный в первом этапе,  может повториться, но может и измениться.  Последовательность сложных импульсов во времени и есть совокупная работа, произведенная всеми ЭЭ системы на  отведенное время.  

       Т.о.  в принципе,  функционирует любая энергетическая система.  Задачей  управляющего этой системой заключается в том, чтобы  по требованию заказчика ( кто он пока не рассматриваем)  формировать выходной энергетический  импульс   с заданной  фазовой структурой ( т.о. можно представить любой изготовленный  предмет и любую выполненную работу).  О величине предмета и объеме работы, как и о затраченной энергии пока не говорим,  они не существенны,  и  тут мы подразумеваем нормировку.  Нас интересует именно содержание работы управленца системой, а масштаб определяется всего лишь множительным коэффициентом – его опускаем.   

        В чем же состоит смысл управления энергетической системой?    Очевидно в том, чтобы каждому элементу задать свое направление действие в пространстве и времени т.о., чтобы в целом их совокупность сформировала итоговый импульс с требуемой сложной фазовой структурой (заметим, что эта структура  однозначно определяет  и временную форму импульса,  т.е.  распределение во времени  или пространстве мощности  генерируемой системой энергии,  которое требуется).  

       При этом перед управленцем стоит и вторая задача,  количественная – обеспечить такое взаимодействие ЭЭ,  при котором они вырабатывают максимальную полезную мощность.  Для этого  управленец - «эффективный менеджер» должен сгруппировать все элементы в группы  согласованно направленных элементов, дать им возможность действовать независимо (разнести их в пространстве или времени), и затем сложить результаты работы.

       Т.о. действует «управленец» технической системой -  инженер разработчик, закладывающий жесткие  алгоритмы ее работы,  либо   критерии эффективности действия  искусственного интеллекта,  управляющего системой,  в том случае, когда система работает автономно.  Так же поступает  полководец, управляющий военными действиями армии ,  так же действует  и любой управленец, руководящий работой производственного коллектива.

 

***

        Однако возможности управленца  общества ограничиваются «человеческим материалом».

       Ведь он не является неким абстрактным ЭЭ,  которым можно управлять как  фазовым состоянием  элемента антенной решетки с помощью вставленной последовательно в цепь фазосдвигающей цепочки.  Но,  как было указано выше, и человеком можно управлять различными способами.

       Принципиальным отличием социальной системы является то, что у человека есть воля и разум.  В чем-то это хорошо, а в чем- то плохо,  в зависимости от того, совпадают целевые установки  работника – воина – исполнителя  с волей  управленца,  или нет. Если не совпадают,  то перед  управленцем встает дилемма:   или  нейтрализовать  негативные действия противостоящего субъекта,   или найти способы воздействия на него т.о.,  чтобы изменить его целеустановку (мотивацию действий).   Очевидно, что нейтрализация связана с энергетическими потерями, но  если этого не произвести,  то  потери будут еще больше.  Идеальный вариант – перепрограммирование исполнителя - ЭЭ.  Именно это и является самой сложной и актуальной задачей любого руководителя.  (это то, что делает Д. Сорос в России  через  сеть своих организаций  и представителей «пятой колонну»,  ведущих  активную  пропаганду толерантности среди  детей,   терпимости к инакомыслию, а в сущности уничтожению русского национального самосознания ).

       Как это делается?   Выше об этом было сказано, но рассмотрим этот момент подробнее,  иллюстрируя  примерами из технических систем.         

 

       Пусть результатом действия  технической системы является генерация импульса с определенной фазой и амплитудой.  Если требуется ускорить или замедлить процесс, т.е. повернуть вектор сигнала  против или по  часовой стрелке, то надо  ввести  обратную связь через  блок,  обладающий   соответствующим комплексным коэффициентом передачи.  Т.о. мы используем энергетику ЭЭ,  но поворачиваем его фазу  (затрачивая на это  весьма малую  энергию).  При этом в общем случае могут быть получены разные результаты в зависимости от параметра цепи обратной связи.- фактора обратной связи -  b. 

Если  сигнал с выхода усилителя подается на его вход в той же фазе,  что и  поступающий  от внешнего источника сигнала,  то  он с ним складывается,   т.о. осуществляете  положительная обратная связь,  при этом коэффициент усиления увеличивается,  напротив,  если подается в протвофазе, то  осуществляется отрицательная обратная связь и  коэффициент усиления падает.  Если же в цепь обратной связи последовательно включается  дополнительно  реактивный элемент, то выходной сигнал изменяется  по фазе.  А если  цепь обратной связи характеризуется комплексным коэффицентом передачи, (т.е.  четырехполюсник в цепи обратной связи характеризуется как активной, так и реактивной проводимостью),   то в этом общем случае выходной сигнал изменяется и по амплитуде и по фазе.  

      Т.о. управленец, используя усилитель, как  источник энергии (мощности),  может

    -  либо осуществлять принудительное управление,  задавая  самостоятельно управляющие сигналы (затрачивая на это некоторую энергию),  и получая от усилителя их усилительную копию  (простой исполнитель указаний).

    -  либо осуществлять опосредованное управление, изменяя параметры обратной связи,  при которых усилитель (ЭЭ)   становится генератором импульсов (сигналов разнообразной формы,  т.е. фазовой структуры).,  и т.о.» самостоятельно»    (действуя автономно, но по заданной программе) вырабатывает сигналы требуемой формы  (т.е. выполняет требуемую  работу).  

     

      Эти два способа получения мощного энергетического потока требуемой фазовой структуры можно трактовать как прямой, непосредственный, и опосредованный, через использование запрограммировано действующих ЭЭ.  Программирование,  простейшее, заключается в установлении в цепь обратной связи в общем случае цепочки с комплексным коэффициентом передачи,  паромеры которой определяют амплитуду и фазу выходного сигнала  (энергетического процесса.).  В самом общем случае в цепь ОС может быть поставлен сколь угодно сложный фильтр,  обладающий сложной фазовой характеристикой,  именно эта характеристика задаст структуру выходного сигнала единичного ЭЭ.

      Действуя подобным образом с каждым ЭЭ, входящим в систему,  объединяя их в структуру с помощью внутри системных связей  управленец может получать сколь угодно сложную и разнообразную структуру выходного энергетического потока  ( т.е. производить любую работу,  используя  энергию  исполнителей,  с требуемым результатом).

      В этом и состоит работа управленца – в установлении параметров связей как внутри каждого ЭЭ,  входящего в систему,  так и  параметров внешних связей,  объединяющих  ЭЭ  в систему ( между индивидуумами – субъектами – исполнителями – работниками - воинами).   Энергию выделяют они,  а управляет ей он, получая желаемый фазовый  рисунок энергетических фрагментов сигнала  (или пространственную структуру вещественных фрагментов материи – предметов материального производства).

 

***

         Но перейдем к конкретному работнику.  Как управлять им исходя из приведенных примеров управления техническими системами?

       Аналогия прямая.  Генератором энергии является человек – ЭЭ.  Он может быть слепым исполнителем,  для этого надо лишить его воли, и заставить слепо подчиняться. В этом случае  он становится сугубо энергетическим элементом (ЭЭ),  совокупность таких ЭЭ – воинов представляет  дисциплинированную, но безынициативную армию.

      Во втором варианте исполнителю – воину – работнику задается общее направление - цель.  Он движется к ней, исходя из окружающих условий,  в режиме самоуправления. А вся группа ЭЭ входящая в систему т.о. действует согласовано и максимально эффективно.  Преимуществом такой системы является то, что не надо постоянно управлять каждым индивидуумом – ЭЭ,   а достаточно поставить изначально общую задачу. В  этом случае используется интеллект каждого исполнителя, а также  текущая информация, которую он получает на месте своими средствами разведки и наблюдения – органами чувств и приборами.

       Но для того, чтобы  второй вариант управления был возможен, надо чтобы каждый исполнитель был способен к самостоятельным действиям,  а также готов к сотрудничеству с другими ЭЭ.   Первое  достигается  образованием,  второе - воспитанием.

 

Как  осуществляется воспитание?

  

       Целью воспитания является  привитие живому существу,  обладающему волей и способностью совершать  требуемые от него физические действия,  свойства  адекватно -  однозначно определенно реагировать  на внешние воздействия  (которые являются  командными управляющими энергетическими импульсами).   Например, . на  первое  воздействие  некоторого вида  у него будет  первый вид ответной реакции,  на второй вид входного воздействия  - второй вид реакции,  и т.д.   Т.о. целью воспитания является  (в пределе)  формирование  из субъекта действия, обладающего свободой воли и непредсказуемого в своем поведении  послушного биоробота,   Так  объезжают дикого скакуна,  добиваясь от него выполнения определенных действий  по приказам хозяина  (понукание, шпоры, плетка).   Однако за животным (субъектом)  оставляется право действовать по своем усмотрению, когда нет приказов  (гулять и щипать траву и пр. сугубо физиологические действия).

        Если  речь идет о воспитании человека, то очевидно,  степень изменения глубины его обработки воспитанием  может быть разная.   При воспитании воина солдата  осуществляется муштра,  т.е. из человека делают практически послушного раба.   Разумеется,  воспитание  будущего командира  осуществляется по другому,  оно сводится не просто к слепому выполнению команд, но  к  привитию определенной мотивации поведения  (это осуществляют  политруки, священники и капелланы).  При этом  ему  дается право принятия тех или иных решений в определенном диапазоне,  т.е. определенная свобода выбора и действий.  Важно  при этом, чтобы он следовал  заданной общей мотивации. 

      Но каким бы не было воспитание,   какой бы глубины не достигало,   по сути, оно  является насилием,  принуждением.

 

       Примечание.   Интересно, как к вопросу воспитания относятся либералы..  Некоторые из них считают, что  ребенка нельзя заставлять против его воли делать те, или иные вещи. Что ребенок имеет право пожаловаться на родителей  что те его наказывают, и применяют к нему методы физического воздействия,   и родителей могут за это лишить родительских прав..  Это конечно абсурд.  На то они и родители и учителя чтобы учить и воспитывать. (Другое дело избивать и калечить, издеваться нар ребенком. Но об этом разговор особый).   

        Данный пример  хорошо отражает абсурд либерализма.  Однако тут есть и разумное зерно.  В самом раннем детстве надо сформировать у ребенка  личностное начало,  а это и есть  эгоистическое проявление воли,  когда делаешь то, что хочешь. Поэтому в Японии существует система воспитания,  при которой до  шести лет ребенку позволяется все,    и он начинает осознавать себя, свои потребности, чувство самоуважения, и свое  эго, но после достижения этого возраста от него требуют выполнения определенных правил общественного поведения. Такая форма воспитания практикуется с вариациями и у других народов -  забитые с детства люди  не могут быть свободными.  

 

       Но в этом насилии нет трагедии.  Если на начальном этапе процесса воспитания оно воспринимается как насилие,  то черед определенное время выполнение привычных действий начинает приносить удовлетворение и радость. Так объезженный жеребец с нетерпением ждет той минуты, когда хозяин сядет на него, и он помчится по полю по беговой дорожке.  Так  ждет пес, когда ему бросят палку, чтобы устремиться за ней и принести ее обратно хозяину.  Так руки мастера  ждут топора. Так упорный школьник, став хорошим специалистом,  получает удовольствие, решая сложные задачи проектирования различных устройств.   Так пианист скучает по клавишам рояля.   Так ученый   не может жить без листа бумаги, на котором он  рисует формулы и схемы,  без  привычного напряжения ума ... (как профессор Плешнер  в «17 мгновений весны»).    

 

       Воспитание - не насилие, а нормальный процесс формирования деятельной и  трудоспособной личности.  А после освоения азов начинается творчество,  не нужно смотреть на пальцы, чтобы они попадали на клавиши,  думать об аппликации,  о нотной грамоте,  отрабатывать форшлаги.  А  хочется только чувствовать музыку и доносить эти чувства слушателям.   (Паганини  должен быть благодарен отцу за то, что тот запирал его в чулан, заставляя играть на скрипке).

 

      В жизни воспитание ребенка осуществляется родителями, учителями,  окружающими  старшими товарищами. Общаясь с ним, они создают среду,  в которой устанавливаются определенные правила поведения,  этика.   В этике  можно выделить два аспекта:  внутренний и внешний.   Внутренняя воспитанность  - это отношение человека к самому себе,  к своим обязанностям перед самим собой,  степень внутренней воспитанности человека определяется  внутренней культурой,  мерой соблюдения им правил внутренней жизни, его организованности,  целеустремленности, дисциплинированности.  Внешняя воспитанность определяется культурой поведения,  общения с окружающими,  ответственностью перед людьми и обществом, порядочностью,  принципиальностью.

 

      Пример.    

     Дается ребенку простая задачка. Ему трудно, он мыслит, учится логике и дедукции,  в нем развивается упорство. Решил, пришла радость и  естественное  желание решить другую, более сложную,  доказать себе и другим, что я могу большее. Одолел и ее, а  далее ухватился за еще более сложную.  Его хвалят,  другие мальчишки уважают.  Это  стимулирует,  ребенку хочется быть первым, лучшим, гордиться собой.   Труд  входит в привычку,  формируется высокая самооценка, но и  требовательность к себе.  И само состояние напряженного ума, шаг за шагом распутывающего цепочку причинно-следственных связей….и весь этот  процесс формирования   из  смутного ощущения изучаемого  явления прозрачной ясности,   возникновения перед мысленным  взором

одной  за другой  закономерностей -  гармоник окружающего мира,  все более полно отражающих его суть становится потребностью души.  И без этого мучительного и сладкого состояния  жизнь становится скучной и неинтересной бессмысленной.  

Это и есть духовно-интеллектуальная жизнь нормального человека

 

       Она не для всех,   это удел натур определенного типа.   Но только в таком режиме достигаются озарения –  результат подспудно накопившейся энергии мысли.

(Так Менделеев увидел во сне  таблицу химических элементов после многих лет раздумий).

      .  А физиология?  Удовлетворение первичных потребностей!  Конечно же, оно присутствует у здоровых физически полноценных людей.  Хочется и эмоционально выплеснуться,  послушать хорошую музыку, попеть самому (даже если нет голоса и слуха),  потанцевать, поиграть в спортивные игры,  покататься на  автомобиле, мотоцикле, горных лыжах и скутере,  полетать на дельтаплане.  Но….делу время, потехе час.

       Успешное воспитание происходит тогда, когда усилия ребенка (молодого формирующегося человека)  вознаграждаются, и тогда у него появляется и крепнет уверенность в своих силах,  желание постоянно двигаться вверг, совершенствоваться,  достигать новых высот в  разнообразных умениях,  в выбранной профессии.

      Создание условий для творческого развития личности,  системы  вознаграждений (моральных, но не материальных) за достигнутые результаты,  это и есть  введение обратной связи по интеллектуально-духовной координате деятельности человека.

 

      Поощрение –  это самый эффективный способ закрепления у человека  (как  и у животного)  устойчивого стереотипа поведения.

 

 

   Пример .  

      Покажем, как можно трактовать в физической модели действие положительной обратной связи, которая иллюстрирует формирование  характерного привитого поведения через воспитание.

      Пусть на вход усилителя с некоторого внешнего генератора сигналов поступает сложный сигнал, который представляет собой совокупность гармоник  (разнесенных   по частоте  простых гармонических сигналов).    На выходе усилителя образуется такой же сигнал, только большей амплитуды.  Введем в усилитель обратную связь по одной гармонике  (установив в цепи обратной связи фильтр, настроенный на эту частоту,  все остальные гармоники этот фильтр не пропускает).  В результате через некоторое время равное «постоянной времени фильтра» - Т   на его вход поступит с выхода сигнал,  равный  (допустим, что  так подобран фактор обратной связи)   по амплитуде гармонике  (той же частоты), вырабатываемой  внешним генератором, и т.о. образом через время Т  на входе усилителя сигнал изменится -  выделенная фильтром гармоника будет теперь в два раза больше по амплитуде.  Во втором цикле усиления на выходе будет уже другой сигнал, в котором  выеденная гармоника будет также  в два раза больше прочих.  В третьем цикле она будет в три раза больше прочих и т.д.  Т.о. от цикла к циклу происходит «раскручивание»  только одной гармоники.  Предположим теперь что усилитель охвачен  автоматической регулировкой усиления - АРУ,  которая  обеспечивает постоянство мощности выходного сигнала. Т.о.  выходной сигнал становится неизменным по совокупной мощности гармоник всего спектра.   В таком усилителе  будет   цикл от цикла происходить  увеличение удельного веса мощности выделяемой гармоники.  И через некоторое время такой усилитель будет иметь на выходе практически одну гармонику,  которая подавит всех прочих.  Так работает физическая схема усилителя с обратной связью на одной из гармоник.

***

      Человека можно трактовать как ЭЭ,  вырабатывающий энергетический импульс, т.е. совершающего работу, причем  содержание этой работы может быть разным,  одно из N возможных.   Варианты его поведения характеризуются его психикой и естественными физиологическими, интеллектуальными и духовными желаниями (пока не детализируем),  формально в модели они представлены «генератором желаний - сигналов»,  каждое из которых представляет собой гармонику сложного сигнала.  Если они равновероятны, то гармоники равны по амплитуде.  Стимулирование одного из вариантов поведения  человека формально представляется положительной обратной связью по этой линии поведения (гармонике).  В результате многократного повторения практических действий (опытов - поступков)  все более предпочтительной  и вероятной  становится  прививаемая  линия поведения.

       Т.о.  физическая модель поведения человека, обладающего изначально определенным типом его характера и мотивациями,  формально точно отражает механику формирования у него привычных воспитанных навыков поведения.  Подставляя в модель те или иные исходные данные можно определить, например, скорость вырабатывания привычек,  устойчивость привитого поведения и т.д.  Эта модель человека входит составной частью в модель общества.  Т.о. появляется возможность выявления влияния воспитания каждого человека на поведение общества в целом,  а в конечном итоге определения  энергетической эффективности общества при  принятой в нем системе воспитания граждан   (разумеется, предельно схематично,  здесь важно уловить то, что это в принципе возможно). 

       Подобный  формальный физический подход  делает весьма прозрачной механику формирования у общества  определенных стереотипов поведения и нравственности,  которое начинает видеться перед мысленным взглядом, как социальная кибернетическая система огромной сложности,  которая,  тем не менее,  в целом подчиняется управлению   ( осуществляемому его властной элитой)..  Дальнейшее усложнение модели,  через представление в ней одновременно нескольких разных систем воспитания (разными господствующими социальными группами - элитами своего времени,  имеющими разную трудовую этику),  трансформирующихся  на протяжении истории существования общества, позволит  еще более точно прогнозировать поведение реального общества в процессе его развития. 

      

***

 

        Важно зарядить человека, и он становится  строителем созидателем,  воином,  управленцем,  искателем знаний и  генератором смыслов,  преодолевая пространство, время, а главное самого себя,  развивая свои способности и трудясь на общее благо,  или защищая его..    

 

      А просто потребление того, что сделано другими, будь то  материальные вещи, или даже  интеллектуальные достижения,  становится для него скучным и  не неинтересным.  Так же как  бесконечное любование собой -  одаренным, красивым,  любимым  почитателями – ведь эти качества не его заслуга, а природы.   Тот,  кому привита привычка к труду, трудовая этика,  прост в общении и  не нуждается в  славе и деньгах,  и не стремится к власти (но если его уполномочивают ее, то он принимает ее как бремя ответственности).  Он никогда, ничего, ни от кого не ждет, не ждет,  что его оценят, вознесут.    Он спокойно упорно и сосредоточенно делает свое дело,  и главное для него быть честным перед самим собой.  А признание, слава, почет…?  Как сказал Булгаков словами Воланда: «Никогда ничего не проси…Придут и сами дадут».  Мастер не должен думать  о второстепенном, а должен делать свое дело.

 

      Разумеется,  такая трудовая этика -  предел  мечтаний любого управленца,  который  действительно радеет за общество.  Но эта этика,  сплачивающая людей, и нацеливающая их на  производительный труд на общее благо,  а не авантюры. в корыстных интересах,  должна быть доминирующей в обществе  определять мотивацию действий как рядовых  граждан, так и  управляющей элиты общества. Но,  как сказал В. Ленин про декабристов: «они были страшно далеки от народа».  Так же далека от народа и нынешняя  буржуазная властная элита,  в т.ч. и российская,  получившая огромные национальные богатства путем  незаконной приватизации,  используя все известные способы обретения первоначального капитала..   Но на заре капитализма,  в тех странах и обществах,  которые были первооткрывателями нового пути и принципов организации жизни,   устремления идеологов буржуазии были высоконравственными и прогрессивными,   буржуазия привносила в общество здоровое конструктивное созидательное  гуманное начало,  трудовую этику.

 

Физическая модель человека

 

       Как было отмечено выше, формально  человека следует рассматривать как элемент социальной кибернетической энергетической системы,    обладающий   разумом и волей. При этом оценка энергетической эффективности социальной системы  производится так же, что и технической,   в предположении согласованного действия ее элементов.  Сложность тут возникает в том,  что  элементы социальной системы – люди не являются полностью управляемыми, как в технической системе.  Поэтому  прежде чем приступать к изучению поведения  физической модели общества  необходимо представить физическую модель самого человека.

      Как выглядит человек с формальной точки зрении,   рассматривая его как элемент  социальной системы?

***

      Человека,  как субъект действия,  с точки зрения кибернетики,  можно представить следующим образом.

      Это точка,  из которой исходят вектора желаний  ( математически  эту точку можно представить точной дивергенция -  т.е. точкой из которой исходят  силовые линии поля,  религиозные люди назвали бы ее душей).   Но в отличие от электрического заряда,  от которого во все стороны равномерно выходят силовые линии напряженности электрического поля,  человек – точка излучает в пространство ограниченное количество силовых линий, их можно представить некаторами разной амплитуды,   которая характеризует силу того или иного желания. (получается некое подобия ежика из которого в разные стороны торчат колючки - вектора) -  проявление воли.    

     Общая «энергия воли »  может быть представлена круговым интегралом,  значение которого определяет   психической  энергетику личности. Нормируем ее пока к условной единице. 

      Векторы воли  определяет направление импульсов сил,  которые имеют амплитуду, определяемую физической энергетикой человека.  Общая мощность, развиваемая человеком, определяется суммой квадратов сил,  которые он развивает в разных направлениях (с точностью до постоянного коэффициента),  способность концентрировать силы определяется способностью концентрации воли.В свою очередь  способность концентрировать волю характеризует  индивидуальную энергетическую эффективность человека - ЭЭ,  тогда как энергетическая эффективность системы в целом – способностью  концентрации импульсов сил всех  ЭЭ  системы. 

      Т.о. энергетическая эффективность системы определяется произведением индивидуальной энергетической эффективности человека (выраженной  нормированным показателем эффективности,  максимальное значение его может достигать единицы  ),  на энергетическую эффективность общества в целом.  ( если индивидуальная эффективность разная, то ее надо определять как  среднюю эффективность всех элементов системы).

 

       Изначальная воля,  даваемая человеку от рождения,  определяется физиологически обусловленными потребностями - желаниями  (пока не уточняем).

      Желания зрелой личности формируются  из «сырца» – «природной заготовки»  данным воспитанием. . До некоторой степени они изменяют природный облик личности,  но  не полностью.  Личность складывается  из   существующих  природных предпосылок и  полученного воспитания. Может оказаться так, что данное воспитание не воспринимается индивидуумом,  но может быть и соответствие природных предпосылок и даваемого воспитания,  и тогда происходит раскрытие способностей личности. 

        Совокупность  личностей,  с данными от рождения и воспитания характеристиками, участвуют в социальных процессах,  и,  очевидно,  тем более эффективно, чем большая их часть получает должное воспитание и в дальнейшем используется в соответствии с природными предрасположенностями.. 

Четвертая часть ...

Категория: Исторические процессы глазами инженера | Добавил: meshera (14/Дек/21)
Просмотров: 761


Яндекс.Метрика
Indiglo © 2024